Файл: Характеристика франчайзинга как модели бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что государство не справилось с кризисом и санкциями, выдвинутыми против государства. Стоит обратить внимание на то, что кризис тормозит сегодня всю экономику России. Дополнительное негативное влияние несут санкции. Они способствуют уходу с рынка франшиз, которые изначально пришли в Россию с США и Европы. В список санкций попало огромное количество продуктов, комплектующих элементов, энергетические двигатели и многое другое. Все это ослабило российский рынок франчайзинга и заставило программу импортозамещения работать по максимуму, что позволило вытолкнуть с рынка достаточное количество иностранных франшиз общего питания, услуг; заменить иностранные комплектующие на отечественные аналоги; сформировать площадку для развития отечественного франчайзинга и сделала огромную площадку для бизнеса.

Кризисная ситуация в России позволяет нам изменить своих партнеров в плане франчайзингового бизнеса. Отказ от Американских и Европейских франшиз, позволит нам развивать торговые отношения с другими странами, которые не выдвигали против нас санкции. Такие партнерские отношения позволят как развивать свой франчайзинг и делиться опытом с новыми партнерами, как и перенимать уже готовые технологии. Это даст России огромный прорыв в сфере франчайзинга, что в последствие должно положительно повлиять на импортозамещение в стране в целом.

России в первую очередь нужно обратить внимание на очень быстро развивающейся Китай. Технологии этой страны за последние 10лет уверенно шагнуло вперед. Китай на ряду с закупками устаревших технологий, создает на этой базе новые тенденции, в следствие чего доработки приводят уже к своим техническим новинкам.

Целью работы является анализ франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть характеристику франчайзинга как модели бизнеса.
  • Изучить историю развития франчайзинга в мире.
  • Выявить появление и развитие франчайзинга в России.
  • Оценить современное состояние франчайзингового бизнеса.
  • Рассмотреть варианты и направления развития отечественного бизнеса на основе франчайзинговой модели.

Объектом исследования является франчайзинг.

Предметом исследования является комплекс теоретических и практических положений, раскрывающих роль и значение франчайзинга в современной экономике.


Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономического роста и развития, франчайзинговой модели бизнеса, системы импортозамещения, творческого подхода к созданию франшизы.

Информационной базой исследования послужили статистические и другие информационные источники, материалы, характеризующие франчайзинговую систему бизнеса, экспертные заключения, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы в сфере франчайзинга.

Для решения поставленных задач в работе нашли отражение инструменты системного анализа, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, сбор и систематизация информации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1 Развитие франчайзинга в России и за рубежом

1.1 Характеристика франчайзинга как модели бизнеса

У торговых компаний, также как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в той или иной степени используются в практике управления компаниями, особенно при необходимости быстрого развития бизнеса. Во-первых, это развитие сети путем создания собственных предприятий на новых территориях. Данный способ требует длительного времени и существенных инвестиций. Во-вторых, возможна покупка уже существующих предприятий и даже целых компаний (слияния и поглощения)[1]. Это также требует больших финансовых средств и, кроме того, влечет за собой приобретение репутации, долговых обязательств и т.д. поглощаемых объектов и их ребрендинга. Третьим вариантом развития бизнеса является франчайзинг, позволяющий без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками.

Франчайзинг (от фр. franchise – «льгота», «вольность») – система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь[2].


В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.

Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей тогрговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров[3].

Рисунок 1 – Модель франчайзинга

Франчайзи (пользователь) – юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком

франчайзера, использует его репутации на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру[4].

В ГК РФ (ст. 1027) этот термин получил название «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» и ему дается следующее определение: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.»[5]

Иначе говоря, по своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.


При этом передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки[6]:

  • франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – франчайзера и франчайзи;
  • франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав.

Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;

  • франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;
  • франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по единой методике. Цель франчайзинга – ведение своего бизнеса, цель сетей – продажа большего количества товаров (услуг) и привлечение как можно большего числа участников;
  • для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;
  • за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи (роялти).

Франчайзинговые взаимоотношения прибыльны для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям[7].

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются[8]:

1. Прямой франчайзинг

Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзеры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.


2. Мастер франшиза

Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формата делят на следующие основные подгруппы[9]:

  • франшиза – рабочее место – рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции – покупка прилавка-фургона;
  • франшиза-предприятие – коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
  • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой – возврат первоначальной суммы инвестиций.

Таблица 1

Преимущества и недостатки франчайзинга

Для франчайзеров

Для франчайзи

Преимущества

1. Увеличение сбыта продукции и получение от этого дополнительного дохода.

2. Возможность сбыта на удаленных территориях.

3. Увеличение доли рынка.

4. Более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой.

5. Приобретение новых идей от партнеров по улучшению системы.

6. Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении.

7. Системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу.

8. дополнительный доход от выплат роялти.

1. Использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию.

2. Сохранение юридической самостоятельности.

3. Вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ.

4. Готовая маркетинговая стратегия.

5. Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д.

6. Доступность инноваций и новых технологий.

7.Поддержка со стороны опытного партнера

Недостатки

1. Угроза для репутации в случае

невыполнения франчайзи инструкций стандартов и других необходимых условий.

2. Сокрытие франчайзи важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке.

3. Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации.

4.Незакнонное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав.

5. Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора.

6. Отказ выплаты роялти.

7. Несоблюдение договорных условий.

1.

Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка.

2. Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.

3. Неэффективное развитие территории (несоблюдение закона о конкуренции, в результате чего предприятия франчайзи находятся слишком близко друг к другу и т.д.).

4. Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи.

5. Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости, не позволяющие своевременно учесть происходящие изменения.

6. Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи.