Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Развитие франчайзинга в России и за рубежом
1.1 Характеристика франчайзинга как модели бизнеса
1.2 Появление и развитие франчайзинга в России
Глава 2 Возможности развития франчайзинга в условиях импортозамещения в России
2.1 Современное состояние франчайзингового бизнеса
2.2 Варианты и направления развития отечественного бизнеса на основе франчайзинговой модели
Размер первоначального взноса франчайзи достигает 35 тыс. долл., что составляет примерно 10% от инвестиций на переоборудование помещений (торгового зала, офисов и т.д.) под стандарт франчайзера (средние данные по проанализированным предприятиям)[19].
Размер роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. Так, в сфере розничной торговли роялти либо отсутствует (заменяется требованием заказывать продукцию у самого франчайзера – «Юнисам», «Красный Куб», «Феликс»), либо устанавливается в зависимости от того, какие условия были зафиксированы в договоре после переговоров франчайзера и франчайзи. Такой индивидуальный подход, в принципе, не рекомендуется Международной ассоциацией по франчайзингу (МАФ), так как он может вызвать конфликт внутри системы, в частности недовольство ряда операторов тем, что другим франчайзи системы были предоставлены лучшие условия.
Наиболее сложным в организации системы франчайзинга является вопрос о возможности франчайзера регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать оператора возможности самостоятельно устанавливать цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту Единой экономической системы, принятому в 1988 г., франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, ряд предприятий-франчайзеров считают возможным прямое установление цен на предприятия франчайзи. В более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга в России, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги. Примеры конкретных предприятий, использующих прямое регулирование цен на предприятиях франчайзи (операторов, пользователей), в данной статье приведены не будут, принимая во внимание этические соображения: установление фиксированных цен на предприятиях операторов является нарушением антимонопольного законодательства и может преследоваться по закону, в связи с тем что такой вид регулирования ограничивает свободу франчайзи при осуществлении коммерческой деятельности.
Ввиду существующих проблем в кредитовании малых предприятий в России, обусловленных как высокими процентными ставками за кредит, так и нежеланием банков работать с малыми предприятиями, франчайзеры разрабатывают собственные программы помощи франчайзи. Владельцы марок «Энтон» и «Ростик’c» предоставляют возможность получить кредит на льготных условиях в банках, с которыми франчайзеры разработали долгосрочные программы сотрудничества, что «несомненно» создает конкурентные преимущества для потенциальных франчайзи, предоставляя им прекрасную возможность иметь в качестве поручителя крупное, хорошо известное на рынке предприятие и получить кредит под льготный процент.
Немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики является отказ от применения единого договора франчайзинга и замена его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франчайзенговой системы), что объясняется отсутствием законодательного регулирования договора франчайзинга и отказом большинства российских предпринимателей отождествлять договор франчайзинга и договор коммерческой концессии. Например, сеть магазинов «Красный куб» фактически осуществляет франчайзинг, но не заключает договор франчайзинга, заменяя его самостоятельными договорами: договором комиссии, договором займа, лицензионным договором и договором продажи оборудования (может быть заменен на договор лизинга)[20].
Как правило, договор франчайзинга заключается на сравнительно длительный срок, достигающий нескольких десятков лет, т.е. предприниматель не может попробовать и, если не понравилось, прекратить работать на основе приобретенной франшизы, не понеся при этом значительных финансовых потерь. Однако, в связи с трудностями в осуществлении долгосрочного прогнозирования в условиях российской действительности, отечественные предприниматели не могут позволить себе заключать договор на 15–20 лет и срок действия договора обычно сокращается до 3 лет.
Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной России можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Существующее положение требует незамедлительного проведения корректировки действующего законодательства и терминологии в области франчайзинга в сторону приближения их к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.
На сегодняшний день в России работают около 500 компаний франчайзеров и без малого 20000 франчайзи.
Франшизы в торговле, как и прежде, стоят на первом месте и составляют 55% всего рынка, но намечается тренд на снижение. Их постепенно вытесняют франшизы сферы услуг (26%), и у такой тенденции есть шанс продержаться еще несколько лет. На общественное питание приходится 15% от общего числа франшиз, остальные 4% делятся между производством и другими отраслями.
Доля иностранных франшиз составляет порядка 40%. Это такие бренды как KFC, Subway, Baskin Robbins, Burger King, Синнабон, Pizza Hut; из ритейла это Terranova, TOM TAILOR GmbH, CALLIOPE, Tommy Hilfiger, Mango и другие.
Независимо от экономического состояния, зарубежные франшизы должны оставаться на рынке, это дает огромный толчок развитию российских аналогов, что в конечном итоге приведет к импортозамещению или даже выведет нас на внешний рынок.
Глава 2 Возможности развития франчайзинга в условиях импортозамещения в России
2.1 Современное состояние франчайзингового бизнеса
В это непростое для российской экономики время, когда ломаются налаженные связи, используются экономические санкции, чтобы достичь желаемых политических результатов западными странами и США, и непонятно, как дальше будет развиваться мировое сообщество. Верится, что мы выйдем из этого положения экономически более сильными и развитыми.
Этому буду способствовать применение новых технологий ведения бизнеса на основе франчайзинга, который позволит соединить успешных на рынке предпринимателей, желающих освоить новые технологии. На рисунке 4 виден прирост в различных сферах бизнеса в условиях импортозамещения за последние два года.
Рисунок 4 – Рост отечественного производства в различных сферах за 2015г.
Существующие преимущества франчайзинга обусловливают его дальнейшее распространение[21]:
- высокая степень надежности и эффективности (по данным Международной ассоциации франчайзинга (IFA)за последние пять лет в мире только 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными, а рентабельность инвестиций составила 600%);
- франчайзи (инвестор) имеет возможность быстро начать работу под известной торговой маркой, используя все ее преимущества;
- франчайзер имеет возможности более интенсивной экспансии на рынке без прямых инвестиций.
Для комплексного понимания тенденций развития франчайзинга следует разделить процессы, которые происходят на данном этапе в российском франчайзинге.
Во-первых, это развитие франчайзинга в рамкам общемирового процесса.
Во-вторых, ситуационные процессы в современных условиях.
В рамках общемирового процесса российский франчайзинг развивается быстрыми темпами, несмотря на несовершенство российского законодательства. По данным аналитической компании NeoAnalytics, в 2016 г. по количеству франчайзеров Россия находится на пятом месте, опережая такие страны, как Нидерланды, Швеция, Австрия и др., уступая только Франции, Германии, Италии, Великобритании[22].
Российские предприниматели могут познакомиться с мировыми достижениями в области франчайзинга. В нашей стране работают всемирно известные франчайзинговые компании «MacDonald's», «Pizza Nut», «Subway», «KFC» и др. Предприниматели становятся все более информированы о значительных выгодах использования франчайзинга, как для франчайзера, так и для франчайзи. В России функционирует: «Российская ассоциация франчайзинга», «Ассоциация брендинговых компаний России», компания «EMTG», крупнейший организатор в России и Восточной Европе выставок бизнеса по франчайзингу BUYBRAND Expo, выставка входит в ТОП-5 мировых событий по франчайзингу. За 12 лет благодаря работе этой выставке в России открылось более 7500 франчайзинговых предприятий.
Потенциал франчайзинговой формы ведения бизнеса в России еще далек от своего пика, мы значительно отстаем по развитию франчайзинга от таких странах как Китай, США, Южная Корея, Индия, Франция и др.
Рассматривая ситуацию с развитием франчайзинга в России, следует принимать во внимание нынешнее состояние экономики страны в условиях внешних санкций и экономического спада. Многие потенциальные франчайзи заинтересованы во вложения в реальный бизнес, чем в покупку валюты. Им интересны франшизы товаров и услуг, которые устойчивы в кризисное время, такие как продукты питания, детская одежда, медицина, парикмахерские услуги.
Желание предпринимателей диверсифицировать риски в условиях кризиса, а также быть уверенными в устойчивости новых направлений бизнеса в период экономических трудностей, способствовало ускорению франчайзингового рынка в России.
По мнению специалистов по франчайзингу, выступающих на выставке BUYBRAND Expo 2016, в ближайшем будущем активный рост ожидается в таких сферах деятельности, как информационные технологии, услуги в спортивной и оздоровительной сфере, туристический и гостиничный бизнес, услуги быстрого питания.
Подводя итоги вышесказанного можно сделать следующие выводы[23]:
- разнообразие условий по организации бизнеса, предоставляемых франчайзинговыми компаниями, позволяет широкому кругу предпринимателей использовать данную систему, вовлечь малых и средних бизнесменов в бизнес мировых и российских компаний;
- развитие франчайзинга предопределило возникновение новых его форм, таких как франчайзинг на основе опциона, конверсионный франчайзинг, субфранчайзинг.
- определены основные этапы внедрения системы франчайзинга в торговле.
- существующие преимущества франчайзинга обуславливают его дальнейшее распространение:
а) высокая степень надежности и эффективности;
б) франчайзи (инвестор) имеет возможность быстро начать работу под известной торговой маркой, используя все ее преимущества;
в) франчайзер имеет возможности более интенсивной экспансии на рынке без прямых инвестиций.
В условиях кризиса интересны франшизы товаров и услуг, которые устойчивы в кризисное время, такие как продукты питания, детская одежда, медицина, парикмахерские услуги.
В ближайшем будущем активный рост франчайзинговых организаций ожидается в таких сферах деятельности, как информационные технологии, услуги в спортивной и оздоровительной сфере, туристический и гостиничный бизнес, услуги быстрого питания.
Вполне возможно, что в ближайшее время список ограниченных для ввоза продуктов будет сокращен – все зависит от поведения зарубежных стран-партнеров. Санкции против России при грамотном их использовании – отличная возможность развить в стране сельское хозяйство. Это позволит развить российское производство и на 100% удовлетворить потребности населения, и бизнеса в мясе и молоке, тем более, многие зарубежные продукты имеют не самое высокое качество – например, «курица пахнет резиной, а не курицей». ПО информации ИТАР-ТАСС, некоторые европейские страны уже начинают сомневаться в том, что санкции против России так уж нужны Европе. Премьер-министр Финляндии, которая, по прогнозам экспертов, наиболее серьезно из всех европейских стран пострадает от запрета на ввоз своей продукции в Россию, уже заявил, что власти не будут вводить санкции против нашей страны за агроэмбарго. Чешские чиновники также официально заявили, что подобные санкции бессмысленны – будучи использованными против России, они только усиливают недоверие между странами. Датские эксперты пошли дальше и озвучили следующий прогноз: Евросоюз, по их мнению, откажется от санкций в течение срока от одного до трех месяцев, что повлечет отказ от запретов со стороны России. Причина тому – слишком большие экономические потери, которые ждут обе стороны при затягивании последствий ситуации на Украине. Как бы то ни было, на данный момент ввоз товаров в Россию уже заморожен, что неизбежно отразится на работе компаний, использующих их в своей работе, в том числе франчайзи, зарабатывающих деньги в области общепита. Многие из них уже сегодня ищут новые пути и варианты замены используемых продуктов на другие, доступные, что вызвано появившимися перебоями с поставками в области овощей и мяса. Особенно это актуально для компаний, стандарты работы которых подразумевают, например, использование исключительно польского салата или американских злаковых продуктов, как в сети компании «Алендвик»: им приходится искать аналогичный продукт, который будет соответствовать используемому и по качеству, и по цене[24].