Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Развитие франчайзинга в России и за рубежом
1.1 Характеристика франчайзинга как модели бизнеса
1.2 Появление и развитие франчайзинга в России
Глава 2 Возможности развития франчайзинга в условиях импортозамещения в России
2.1 Современное состояние франчайзингового бизнеса
2.2 Варианты и направления развития отечественного бизнеса на основе франчайзинговой модели
Также в рамках Программы действует Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014г. №1948-р «Об утверждении Плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве». В нем обозначены сроки реализации и ответственные исполнители, а также виды документов, утвержденных Правительством РФ, которыми они обязаны руководствоваться на протяжении 2015-2016 гг.[30]
Рисунок 8 – Рост отечественной продукции, 1995–2014 гг.
Плюсы и минусы политики импортозамещения на сегодня показывают:
- Положительные моменты:
- Любая государственная программа имеет свои достоинства и недостатки для предпринимателей. В данном случае стоит отметить среди плюсов следующие факты: у бизнесменов появилось больше возможностей реализовывать свою продукцию. Например, ранее Польша импортировала в Россию примерно 20% своих овощей и 30% фруктов, но после введения эмбарго местные производители смогли приступить к заполнению этой ниши своим товаром. Так, увеличилось количество российских поставщиков яблок: их стало выгодно выращивать и продавать на местных рынках. Помимо этого, появилась возможность увеличить производство российских сыров: ранее они ввозились преимущественно из США, Евросоюза, Канады и Австралии, а сейчас практически половина общего спроса приходится на отечественную сырную продукцию;
- расширилось внутреннее производство продуктов, попавших под запрет (мясо крупного рогатого скота, живая рыба, молоко, овощи, фрукты, колбасы и т.д.).
- Отрицательные моменты
- по ряду отраслей российские аналоги не являются конкурентоспособными по качеству;
- производственные мощности отечественных предприятий не способны в полной мере удовлетворить спрос на продукцию.
Помимо этого РФ выпускает все новые санкции для запрета иностранного ввоза продукции в пользу отечественных, программа начала работать с 2010 г.
Таблица 3
Указы, направленные на развитие импортозамещения в России
Год |
Указ |
2010 |
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» |
2012 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» |
2013 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013г. № 2138-р «Перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» |
2014 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» |
2014 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2014 г. № 320» |
2015 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015г. № 830 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778» |
2015 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2015г. № 1948-р«Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы» |
2016 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016г. № 842 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 и от 31 июля 2015 г. № 774» |
2016 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015г. № 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» |
Россия уже на сегодняшний момент почти может обеспечить себя всем необходимым. Россия уже на стадии, когда можем развивать свой бизнес по системе франчайзинга. На нашем рынке уже достаточно много франшиз собственного происхождения, которые чувствуют себя очень хорошо, в отличие от зарубежных компаний, которые попали в сложную ситуацию из-за санкций на их продукты или комплектующие, которые необходимы для полноценного функционирования компаний.
Британская розничная сеть Laura Ashley, торгующая одеждой и товарами для дома, объявил об уходе из России. Действующие магазины бренда в Москве проработают до конца года.
Ранее российский рынок покинули и другие розничные сети. Например, стало известно об уходе финской компании Stockmann. Семь ее универмагов будут проданы собственнику франшизы британской сети Debenhams за 5 млн евро, сделку предполагалось закрыть до конца января 2016 года.
Среди покинувших ранее Россию одежных брендов также британская River Island, американская Maratex, британская New Look, испанская Desigual и другие. Компании не смогли справиться с девальвацией рубля, и санкции усложнили ведение торговых отношений на территории России.
Среди компаний потребительского сектора Россию покидают не только ритейлеры одежды, но и игроки из других сегментов. Например, ранее из страны ушла сеть американских ресторанов Wendy's, польская сеть товаров для дома Home&You, итальянская сеть парфюмерии и косметики Flormar.
2.2 Варианты и направления развития отечественного бизнеса на основе франчайзинговой модели
Для развития франчайзинга в России и выхода на иностранный рынок в условиях кризиса необходимо обратить внимание на страны содружества, которые не стали так агрессивно реагировать на политику России.
Площадкой для развития франчайзинга и обмена опыта является на сегодняшний день Китай. Для российских франшиз это огромное пространство для развития. Играют свою роль внутренний рынок, дешёвая рабочая сила, развитая производственная база, культура трудолюбие, разумная целенаправленная поддержка. Стоит учитывать факторы, которые действуют на территории Китая[31]:
- условие выведения на китайский рынок франчайзингого магазина: франчайзору необходимо наличие 2 собственных магазинов за границей или в самом Китае. Причем, данные магазины должны просуществовать не менее 1 года, иначе – штраф и огласка;
- защита бренда, авторского права – не самая сильная сторона Китая. Нет определения "ноу-хау" и его характеристик, формально прописаны обязанности владельца франшизы, вопрос об эксклюзивности остался без внимания. Обязанностей по сохранению коммерческой тайны и обязательств не вступать в партнерские отношения и не вести конкурентную борьбу против владельца франшизы китайский франчайзи может и не выполнить, так как законодательная база на сей счёт отсутствует. Все эти моменты необходимо дополнительно оговаривать и тщательно документально оформлять.
На территорию России китайские франшизы стоит рассматривать в секторе одежды, услуг и общественного питания.
Сотрудничество с Южной Кореей так же даст нам положительный результат. Несмотря на географическую близость, Корея холодно относится к России. Стоит отметить, что в условиях кризиса Корея не выдвинула против России никаких санкций, что позволяет налаживать и развивать с этой страной экономические связи. Республика Корея в сотрудничестве с Российской Федерацией преследует цель диверсификации источников поставок минеральных и энергоресурсов, сбыта продукции машиностроения, в частности, промышленного оборудования и транспортных средств, участия в крупных инфраструктурных проектах, в том числе, по освоению нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока России. Недостаток природных ресурсов, экспортная ориентированность экономики и возрастающая конкуренция со стороны Китая на традиционных рынках сбыта в Юго-Восточной Азии, Европе и США предопределяют интерес корейских компаний к российскому рынку и развитию торгово-экономических связей с субъектами Российской Федерации. На сегодняшний день между странами развились экономические и торговые отношения.
Основная доля российского экспорта в Южную Корею в 2015 г. приходится на следующие категории товаров (таблица 4).
Таблица 4
Экспорт России в Южную Корею
№ |
Категории товаров |
В % |
1. |
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные |
81 |
2. |
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
5.9 |
3. |
Черные металлы |
3.3 |
4. |
Алюминий и изделия из него |
2.7 |
5. |
Товары, не обозначенные в других категориях |
1.6 |
6. |
Руды, шлак и зола |
1.4 |
7. |
Древесина и изделия из нее; древесный уголь |
0.7 |
8. |
Злаки |
0.7 |
9. |
Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) |
0.5 |
10. |
Изделия из черных металлов |
0.2 |
11. |
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части |
0.1 |
Основные товары, которые Южная Корея поставляет России.
Таблица 3
Иморт Российских закупок у Южной Кореи
№ |
Категории товаров |
В % |
1. |
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности |
30,2 |
2. |
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части |
20,5 |
3. |
Пластмассы и изделия из них |
6,7 |
4. |
Каучук, резина и изделия из них |
3,7 |
5. |
Черные металлы |
3,5 |
6. |
Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции |
2,7 |
7. |
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности |
2,5 |
8. |
Изделия из черных металлов |
2,3 |
9. |
Суда, лодки и плавучие конструкции |
2,1 |
10. |
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные |
1,2 |
С Индией так же необходимо развивать экономические связи. Отношения с Россией являются одним из основных направлений внешней политики Индии. Индия рассматривает Россию как своего давнего, проверенного временем партнера. С момента подписания «Декларации о стратегическом партнерстве России и Индии» в октябре 2000 (во время визита Президента Владимира Путина в Индию) отношения между странами вышли на качественно новый уровень в связи с расширением сотрудничества практически во всех областях, включая политику, государственную безопасность, торговлю и экономику, оборону, науку и технологии, а также культуру.
Множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индии с целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.
Казахстан и Белоруссия являются российскими партнерами на сегодняшний день. Российский франчайзинг занимает уверенные позиции на рынках этих стран. Создание таможенного союза облегчило франчайзинговые отношения между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Наряду с положительными сторонами, таможенный союз несет и отрицательные моменты.
Положительные стороны заключаются[32]:
- полное снятие ограничений во взаимной торговле позволяет обеспечить для своих товаров (прежде всего машинно-технической продукции, пока еще не конкурентоспособной на рынках дальнего зарубежья) свободный доступ на рынки стран-партнеров. Это будет способствовать преодолению спада производства и улучшению финансово-экономического положения сотен российских предприятий и целых отраслей, поддерживающих тесные исторически сложившиеся связи с контрагентами из этих бывших союзных республик;
- устранение ограничений в торговле дала России возможность увеличить закупки в государствах-партнерах необходимой продукции (энергетических и коксующихся углей, продукции черной и цветной металлургии – в Казахстане, бытовой техники, транспортных средств, мясных и молочных продуктов – в Белоруссии, хлопка, табачного сырья и продукции цветной металлургии – в Киргизии);
- единый таможенный тариф участников ТС в отношении третьих стран позволил России обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции.
Отрицательные стороны заключаются:
В так, полная отмена пошлин, налогов и сборов фактически перекрывает один из важных источников бюджета России;
В определенные проблемы для России создает и то обстоятельство, что цены в Белоруссии, Казахстане в целом ниже, чем цены на аналогичные товары и услуги в России.
Стоит рассмотреть франчайзинг перечисленных стран. На территории Китая присутствуют экономически выгодные франшизы, которые несут для России экономическую выгоду. В Китае рассматриваем франчайзинг в сфере услуг, общественного питания, услуг, одежды.
Во многих странах развивается китайский бренд Malan. Впервые франчайзинговый ресторан этой сети открылся за пределами Китая в Лос-Анджелесе в 1999 году. Сегодня «Малан» – это 500 ресторанов по всему миру. Он быстрыми темпами догоняет KFC и Макдоналдс. Фишка Malan – сочетание современного ассортимента фаст-фуда со знаменитой китайской лапшой. Интересна и китайская франшиза Quan Ju De’s. Бренд появился еще в середине XIX века, именно с той поры хранится кулинарный рецепт фирменного блюда «Пекинской утки». На сегодня во франчайзинговую сеть входят 60 ресторанов.