Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
Введение
Каждое предприятие планирует свою работу не только на ближайшее время, но и на отдаленную перспективу. Важную роль в таких планах занимает кадровая стратегия. Ведь кадровая стратегия – это качественное определенное направление действий, направленное на создание высокопрофессионального, ответственного коллектива, учитывающего стратегические задачи организации.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в существование торговых организаций напрямую зависит от качественной работы персонала и каждая организация нацелена на развитие своего сотрудника.
Целью данной работы является изучить теорию кадровой стратегии и рассмотреть на примере организации.
Предметом изучения выступает кадровая стратегия, ее особенности и факторы.
Объектом исследования выступит организация АО «РТК».
Теоретические основы кадровой стратегии
Понятие кадровой стратегии и ее факторы
Кадровая стратегия- это как правило совокупность основных моделей, представлений и принципов, которые применяются в работе с кадрами организации, для обеспечения качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Кадровая стратегия представляет собой совокупность стратегических целей, сгруппированных по нескольким базовым направлениям кадровой стратегии (кадровой политики); стратегических подходов к достижению установленных целей.
В ходе изучения кадровой стратегии можно выделить основные направления кадровой стратегии, которые используются почти во всех в торговых организациях:
- Регулирование численности персонала, направлено на привлечение новых сотрудников для замещения создаваемых или оказавшимися вакантных рабочих мест.
- Развитие персонала, направлено первичное развитие новых сотрудников, дополнительное обучение действующих и замещения руководящих должностей в организации.
- Мотивация персонала, направлена на экономическую и моральную мотивацию сотрудников организации.
- Социально-психологическая поддержка персонала, направлена на социальную и психологическую поддержку сотрудников организации.
Так же на кадровую стратегию влияют разнообразные факторы макро- и микросреды. Первая группа факторов не зависит от работодателя, он может ее учитывать, опираясь на предоставляемыми ими дополнительные рыночные возможности и нейтрализовать связанные с их действием рыночные опасности.[1]
К факторам макросреды относятся:
- нормативно-правовая база, используемая государством в процессе централизованного регулирования трудовых отношений, в том числе - действующая на уровне конкретного субъекта РФ и муниципального образования;
- состояние рынка труда на территории конкретного региона, определяющее состояние спроса-предложения как непосредственно человеческих ресурсов, так и услуг со стороны профессиональных посредников и сервисных структур;
- особенности трудовой ментальности россиян, влияющие на организацию отношений на внутрифирменном рынке труда.
К факторам микросреды относятся:
- общая миссия организации (например, ориентация на обслуживание элитарной клиентуры предполагает включение в кадровую стратегию положений, обеспечивающих привлечение, сохранение и развитие элитарного персонала);
- социальные ценностные ориентиры собственников организации, которые чаще всего решают, на какую из доктрин организации трудовых отношений будет опираться кадровая стратегия их предприятия;
- финансовые возможности организации, определяющие общую степень амбициозной кадровой стратегии и выбор конкретных стратегических подходов к решению поставленных ею задач;
- имидж организации на соответствующем региональном рынке труда, от которого прямо зависят конкурентные преимущества и конкурентные недостатки, проявляющие себя при реализации большинства стратегических целей по кадровому направлению;
- уровень профессионализма сотрудников кадровой службы организации, от которых непосредственно зависят как форма, так и содержание кадровой стратегии.
Следует отметить что кадровая стратегия имеет основные методические требования и принципы, на которые нужно ориентироваться при формировании кадровой стратегии, рассмотрим их поочередно:
- Методические требования:
- при формировании стратегии необходимо учитывать специфические особенности, как отраслевого характера, так и конкретной организации;
- кадровая стратегия должна разрабатываться в соответствии с предварительно определенной миссией организации и вытекающей из нее стратегией рыночного поведения;
- на стадии разработки стратегии должно обеспечиваться рациональное сочетание, с одной стороны, необходимого уровня стабильности ее ключевых элементов, а с другой, - высокой степени, адаптированной их к прогнозируемым изменениям внешней и внутренней среды;
- необходимым элементом стратегии должен выступать формализованный процесс ее внедрения, эксплуатации и последующей актуализации (оптимизации).
- Методические принципы:
- ориентация на решение кадровых проблем в режиме их планирования (предупреждения), но не на стадии кризисного развития;
- четкое разграничение функций, полномочий и ответственности в процессе разработки и реализации стратегии между дирекцией, кадровой службой и руководством структурных подразделений;
- реальность, конкретность, измеримость и непротиворечивость целей, отраженных в стратегии.[2]
Технологическая последовательность мероприятий по актуализации кадровой стратегии организации:
- выявление элементов системы персонального менеджмента, утративших прежнюю эффективность из-за несоответствия соответствующих позиций кадровой стратегии организации изменившимся условиям макро- или микросреды;
- определение необходимых изменений в кадровой стратегии организации, согласование их с заинтересованными инстанциями и должностными лицами, принятие решения о проведении опытной апробации намеченных инноваций;
- опытная апробация намеченных инноваций, подведение ее итогов;
- внесение необходимых корректив в актуализированную кадровую стратегию по результатам ее апробации, утверждение новой стратегии.[3][4]
Доктрины организации трудовых отношений как методологическая основа кадровой стратегии
Доктрина (от лат. – учение, наука) - философская, политическая либо правовая теория, религиозная концепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип.
Так вот кадровая стратегия базируется на одной из доктрин организации трудовых отношений которая выступает в качестве теоретической и методологической основы. Впервые появилась доктрина «Эффективного потребления трудовых ресурсов», она не имела методологической и системной научной основы и полностью игнорировала влияния «человеческого фактора» и относилась к своему персоналу как к одному из видов потребляемых ресурсов.
Следует отметить что, как и другая любая наука, теория, доктрина организации трудовых отношений имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные преимущества:
- финансовая эффективность с позиции управления текущими затратами организации;
- функциональная простота практического применения, позволяющая организовать управление персоналом на основе технологических процедур и методов, наиболее удобных для всех категорий менеджеров;
- наиболее статичный характер системы персонального менеджмента, не нуждающейся в постоянных корректировках при любых изменениях ситуации на внешнем и внутрифирменном рынках труда.
Основные недостатки:
- игнорирование работодателем роли «человеческого фактора» в деятельности современной организации;
- игнорирование работодателем необходимости реализации социально-ориентированной кадровой политики;
- невозможность формирования и поддержания в трудовом коллективе отношений «корпоративного духа»;
- высокий уровень рисков нелояльного поведения собственного персонала из соображений мести работодателю;
- формирование отношений найма исключительно на основе текущих прагматичных интересов сторон;
- ограничение прикладного инструментария персонального менеджмента двумя из четырех групп методов управления - административными и, в меньшей степени, экономическими.
Такое применение доктрины рекомендуется предприятиям, деятельность которых:
- основана на технологических процессах, позволяющих в полной мере использовать проектный подход к организации производства;
- предполагает использование преимущественно малоквалифицированного труда, в том числе - сезонных рабочих.
В США еще в 20-ых годах прошлого века сформировалась доктрина «Развитие человеческого капитала организации». Данная доктрина является современной теорией рыночной экономики и отношения работодателя не как к «потребляемым ресурсам» а как капиталу организации. Эта доктрина не прибегала к увеличению численности персонала, а улучшала имеющиеся кадры путем их обучения. Она также имеет преимущества и недостатки.
Основные преимущества:
- обеспечение хотя бы относительного паритета интересов работодателя и наемного работника;
- признание работодателем роли «человеческого фактора» в деятельности современной организации;
- определение в качестве приоритетной цели кадровой стратегии формирование и поддержание отношений «корпоративного духа»;
- формирование отношений найма, в том числе, на основе соображений нематериального, но взаимовыгодного характера;
- использование в практике персонального менеджмента максимально широкого инструментария, включающего в себя методы, в том числе - коллективной направленности.
Основные недостатки:
- технологическая сложность практической реализации;
- существенно более высокий уровень текущих затрат по кадровому направлению деятельности;
- высокие требования к компетенции персонала кадровой службы;
- увеличение текущей загрузки менеджеров подразделений;
- динамичный характер системы персонального менеджмента, нуждающейся в постоянных корректировках при любых изменениях ситуации на внешнем и внутрифирменном рынках труда;
- увеличение зависимости организации от степени развития инфраструктуры соответствующего регионального рынка труда.
Использование доктрины рекомендуется организациям, деятельность которых ориентирована на использование интеллектуального и преимущественного творческого труда ограниченного числа специалистов.
Доктрина «Рационального сочетания мотивированности и ответственности персонала», ее главная особенность состоит в том, что она обеспечивает баланс между методами воздействия на персонал – это мотивация и наказание за сознательное нарушение.
Преимущества:
- адаптированность к условиям отечественного рынка труда;
- приверженность принципам доктрины развития человеческого капитала;
- возможность нейтрализовать потенциальные угрозы недостаточной ответственности и лояльности сотрудников за счет дополнения инструментария системы персонального менеджмента специальными методами контроля и санкциями за допущенные нарушения.[5]
Недостатки:
- дальнейшее усложнение используемых технологий;
- наличие дополнительные требований не только к компетенции, но и к степени объективности менеджеров структурных подразделений;
- угрозы временного ухудшения психологического климата на стадии внедрения и апробации соответствующих технологий.[6]
Практическое использование доктрины рекомендуется большинству отечественных организаций.
Стратегические подходы к привлечению и развитию новых сотрудников
Главная цель политики- полное удовлетворение потребностей организации в трудовых ресурсах и отсутствие нерациональных затрат.
Рассмотрим стратегические подходы, на использование которых может основывается политика регулирования численности персонала современной организации в части привлечения новых сотрудников.
Первый подход вязан с определением приоритетного сегмента отраслевого рынка трудовых ресурсов, на который ориентируется организация в процессе привлечения новых сотрудников и выделяет несколько вариантов: