Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 750
Скачиваний: 22
Третья управленческая революция носит название «производственно-строительной». Она была в период между 605 годом до нашей эры и 316 годом нашей эры. Центральными фигурами данной революции стали цари Навуходоносор II и Дисклетиан. Навуходоносор II был выдающимся полководцем и талантливым строителем. Он разработал эффективную систему управления и производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Царь Дисклетиан, в свою очередь, разработал систему территориального управления и административной иерархии Римской Католической церкви. В результате произошло создание методов управления строительством и обучение составлению технически сложных проектов. Также были сформированы эффективные методы управления и контроля качества продукции [2].
Четвертая управленческая революция произошла в XIII–XIX века. Она называется индустриальной или, другими словами, промышленной. Эта революция оказала наиболее существенное влияние на развитие теории и практика управления. Она стимулировала развитие капитализма в Европе. Индустрия в то время переросла границы мануфактуры и старой фабричной системы, приведя к появлению системы акционерного капитала. Утвердилась новая форма собственности, при которой вместо единственного собственника было множество акционеров, а вместо единственного руководителя - несколько наемных менеджеров. В результате четвертой революции произошло отделение управления от производства и капитала и превращение менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
Последняя, пятая, управленческая революция именуется менеджерской. Она происходит в XX– XXI веках. Монополистический капитализм привел к созданию первых школ управления. Также зародилась система профессионального обучения руководителей. Первым результатом революции стало отделение класса менеджеров от класса капиталистов и, самое главное, появление группы профессиональных менеджеров. Вторым, но не менее важным результатом пятой революции считается формирование школ управления, которые помогли глубже изучить разнообразные аспекты управления и выявить новые направления для анализа и развития.
Таким образом, менеджмент развивался стремительно и направленно, начиная свой путь от древних людей к осознанному управлению. Каждая новая яркая личность привносила некоторые дополнения и инновации, побуждая к новым исследованиям и открытиям. Проходили революции, конкретно подталкивающие менеджмент к колоссальным изменениям и новым тенденциям. И в итоге все постепенно перетекало в создание обоснованных сформированных учений.
1.2. Становление менеджмента как науки
Возникшие во время пятой управленческой революции школы управления, вывели развитие менеджмента на новую ступень. Появились новые исследования, разнообразие направлений и мнений.
Известно о пяти основных школах, которые получили развитие в первой половине XX века:
1. школа научного управления
2. административная школа
3. школа человеческих отношений
4. поведенческая школа
5. количественная школа
Первой школой управления стала научная школа. Основное внимание в ней уделялось изучению и решению проблем повышения производительности труда за счет научно обоснованных изменений. Ее целью было создание системы научной организации труда. За счет анализа трудового процесса, посредством разделения его на части, выполнялся поиск лучшего решения, то есть оптимизация. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки сделал Фредерик Тейлор. Его главное внимание было направлено на увеличение производительности труда и объемов производства. Он был заинтересован в использовании мотивационных механизмов для повышения внимания работников и их причастности к процессу. Исходя из своих исследований и разработок, Тейлор создал пять принципов научной организации труда, которые помогают наилучшим образом связать человека и технику и наиболее эффективно использовать ресурсы. Подобные мысли были озвучены Г. И. Мариенко в его труде «История и философия наук об управлении» [4].
В соответствии с биографией, обозначенной в книге М. Уорнера «Классики менеджмента» [5], усилия Ф. Тейлора были поддержаны такими исследователями как Генри Гантт, супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет и Гаррингтон Эмерсон. Г. Гантт получил широкую известность, благодаря предложенному графику Гантта, отображающему плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства. Фрэнк Гилбрет делал упор на рационализацию труда, стремясь найти самый лучший и менее затратный способ выполнения разного рода работ. Лилиан Гилбрет в большей степени фокусировала свои исследования на человеческих аспектах труда. Американский ученый Г. Эмерсон делал акцент на производительности труда. Его главная работа - «Двенадцать принципов производительности», в которой он сформулировал принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда. Эти утверждения не теряют своего значения и по сей день.
Административная школа стала второй в хронологическом порядке школой управления. Целью являлось создание универсальных принципов управления, следование которым приведет к успеху. Приверженцы данной школы концентрировали внимание не на отдельном рабочем, а на организации в целом. Они делали акцент на таких «функциях менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль производительности труда рабочих» [1].
Как писала Н. Ю. Круглова, [6] родоначальником административной школы был французский исследователь Анри Файоль. Он разделил процесс управления на пять основных функций: предвидение, планирование, организация, координация и контроль - которые используются до сих пор. Файоль выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на ее основе выделил четырнадцать базисных принципов менеджмента. Он считал, что управлять - это значит достигать целей предприятия, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся ресурсов.
Из других представителей административной школы можно выделить социолога, историка и экономиста Макса Вебера. По словам О. С. Виханского [7], исследователя интересовал вопрос: что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина? Ответом на данный вопрос, он полагал, будет разработка правил поведения в любой ситуации, а также прав и обязанностей каждого работника. Он выделил три основных типа организации, зависящие от характера власти. Первый тип - харизматический - основан на руководителе, обладающем исключительными личными качествами. Второй - традиционный - возникает из харизматического, когда происходит замена лидера и работники подчиняются новому руководителю по традиции. Последний тип - это бюрократический. Он основан на специальном разделении власти, где руководитель - лидер. Именно третий тип организации Вебер считал идеальным.
Школа человеческих отношений начала развиваться в 1930-е годы. Она появилась в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор в качестве основного элемента организации и управления. Данная школа впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы другими людьми. Основное внимание концентрировалось на работнике, а не трудовом процессе.
По «Истории менеджмента» Д. В. Валового [8], одним из основателей этой школы была Мэри Паркер Фоллет. Она считала, что менеджер должен быть лидером, признанным рабочими. Фоллет ставила во главу гибкость и гармонию во взаимоотношениях менеджера и его подчиненных, полагая, что менеджеру следует управлять в связи со сложившейся ситуацией, а не с тем, что предписано функциями управления. Ее знаменитое высказывание «Менеджмент - это искусство добиваться результатов посредством действий других людей» до сих пор является наиболее точным и простым для понимания.
Вторым основателем школы человеческих отношений был Элтон Мэйо. Д. В. Валовой [8] и А. И. Кравченко [9] указывают на «хоторнские» эксперименты, проведением которых он был знаменит. Эксперименты показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы. Это дали толчок к многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, их влияний и ролей. Также было подчеркнуто особое значение отдельного человека и небольшой группы людей в организации.
Поведенческая школа сосредоточилась преимущественно на методах налаживания человеческих отношений. Ее основной идеей было повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Одним из характерных представителей и основателей является Дуглас Мак-Грегор. Он разработал теорию «X» и «Y». В соответствии с этой теорией существуют два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам. Первый тип, то есть теория X, основывается на классическом менеджменте. Второй же тип, то есть теория Y, представляет наиболее реалистичный подход к менеджменту. Основная ее идея состоит в более полном использовании интеллекта и воображения сотрудников организацией. МакГрегор указывал, что задача менеджера - это создание таких условий, при которых рабочий одновременно достигает и целей организации, и своих личных целей. Эту точку зрения разделяют Ричард Дафт [1] и Д. В. Валовой [8].
Большой вклад в развитие поведенческой школы внес Абрахам Маслоу, разработав «пирамиду потребностей». Согласно ей, у человека имеется сложная структура потребностей, расположенных иерархически. Маслоу разделил эти потребности на базисные и производные. Базисные потребности постоянны, а производные, в свою очередь, изменяемы. Менеджер должен уметь выявлять эти потребности, управлять, основываясь на них, и использовать соответствующие методы мотивации подчиненных.
Количественная школа возникла благодаря развитию математики, кибернетики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Ее основной характеристикой является замена словесных рассуждений и описательного анализа различными моделями, символами и количественными значениями. Эта школа исходит из того, что математические методы позволяют точно описывать различные процессы, что приводит к целесообразному решению проблем.
Количественная школа зародилась в начале 40-х годов XX века при управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем, опробованные математические методы были перенесены на управление обычными организациями. Представителями школы являются Л. В. Канторович, В. В. Новожилов, Л. Берталанфи, А. Гольдбергер, К. Черчмен, Д. Форрестер и другие.
Менеджмент является довольно сложным динамическим процессом. Некоторые рассмотренные направления используются и сейчас. Наиболее часто встречаются школа человеческих отношений и поведенческая школа, но и они терпят значительные изменения в последнее время. Три основных современных дополнения, согласно Р. Дафту [1]: теория систем, концепция сопряженных обстоятельств и управление тотальным качеством.
«Система - набор устремленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов и частей.» [1]. Она получает ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает обратно. Теория систем описывает организацию в понятиях входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды. В теории, все системы делятся на открытые, то есть взаимодействующие с внешней средой, и закрытые, где этого не требуется. В действительности, определенно, каждая организация - открытая система. Первое свойство отражает тенденцию к так называемому истощению и именуется энтропией. Оно предполагает увядание организации без перемен, новых ресурсов и идей. Менеджеры должны организовывать взаимодействие компании и внешней среды для уменьшения энтропии. Еще одним не менее важным свойством является Университет, определяющая систему как единое целое, руководствуясь тем, что она дает больший выход, чем ее элементы по отдельности. Последнее свойство - это понятие подсистем. Оно применяется в отношении частей одной единой системы, функционирование которых зависит друг от друга, а изменение одного элемента сказывается на других. Таким образом, менеджеры должны точно определять взаимосвязь всех элементов и систем.
Существовавшая в классическом менеджменте идея универсальности предполагала, что эффективная система управления в одной организации будет не менее действенна в другой. Но затем появилась другая идея - принцип конкретных ситуаций - гласившая о том, что в каждой ситуации - свое решение. Концепция сопряженных обстоятельств объединила эти две идеи и дополнила их. Успешное решение, по мнению приверженцев, зависит от способности менеджера распознать основные характеристики сложившейся ситуации, что поможет им выработать наиболее адекватные способы решения проблемы, основываясь на определении конкретных обстоятельств.
Концепция комплексного управления включает методы менеджмента, направленные на предоставление возможности потребителям приобретать наиболее качественные товары. Качество, в свой черед, является основным приоритетом компании. В управлении качеством и его контроле принимают активное участие все сотрудники. Также, их внимание фокусируется на распознавании потребностей и ожиданий покупателя. Не менее важны в данной концепции контрольные сравнения, или бенчмаркинг, которые сопоставляют результаты компании с результатами ее конкурентов, показывая сходства и различия. Затем эти данные используются для улучшения качества. Кроме этого, организация должна подвергаться постоянным усовершенствованиям во всех сферах для непрерывного развития и конкурентоспособности. Схожие размышления можно проследить в литературе Р. Дафта «Менеджмент» [1].