Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 754
Скачиваний: 22
Существуют две основные цели фундамента конкурентоспособности японского менеджмента:
1) быть лучше, не отставать;
2) быть если не лучше, то другим.
Быть лучше и не отставать означает иметь лучший продукт или, по крайней мере, эквивалентный. Быть если не лучше, то другим подразумевает поиск своей ниши, которая находится все основного потока конкуренции. Конкретно для этих целей поднимаются все ресурсы компании, все подчиняется единой идее. Еще одной фундаментальной основой является создание и эксплуатация конкурентных преимуществ. Основной целью японских корпораций является долгосрочный рост и, самое главное, отсутствие погони за краткосрочной прибылью. Это существенная особенность японского стиля менеджмента [4].
Можно выделить следующие преимущества японского менеджмента.
Во-первых, в Японии существует максимальная ориентация на технические и технологические нововведения. Главная цель бизнеса в этой стране – нововведения. Особый успех имеют, в первую очередь, те корпорации, которые ориентированы на применение передовой техники и новых методов. Основная особенность японского менеджмента состоит в том, что инновации в короткое время внедряются в производство, что способствует повышению его эффективности. Важное направление инновационной политики правительства Японии – содействие возникновению и развитию кластеров, которые создаются для продвижения современных технологических нововведений.
Во-вторых, в Японии менеджмент основан на учете культурных, исторических, национальных, социальных особенностях страны. В их числе:
- система пожизненного найма (принадлежность к одной фирме очень ценится в Японии);
- передача знаний, накопленного опыта, идей в подразделения, где занимаются нововведением (новые данные, которые накапливаются в организации, могут существенно повлиять на стратегию фирмы в целом);
- групповая организация управления (члены этой группы принимают
согласованные решения, несут равную ответственность за их реализацию, помимо этого,
они могут совмещать профессии, заменять друг друга);
- совершенствование стиля и методов управления (широкое распространение имеют принципы согласования, координации действий и т.д.).
В Японии широко используется система контроля качества продукции. При этом основная цель заключается не в увеличении объема продукции, а, наоборот, приоритет отдаётся отслеживанию её качества.
Основной положительный момент японского менеджмента, на наш взгляд, заключается в том, что человек с его потребностями и особенностями стоит в центре управленческой концепции. В свое время еще известный японский бизнесмен, основатель корпорации «Matsushita Electric» К. Мацусита знаменитой своей бытовой электроникой отмечал необходимость правильной оценки потенциала человека и создания условий для его продуктивного роста. По этой причине в Японии приоритет отдается трем элементам производственного процесса: человеку, финансам и технологии [3].
В качестве вывода следует отметить, что система менеджмента в Японии является более развитой в сравнении с российской. В нашей стране существует ряд проблем в сфере управления, при решении которых необходимо учитывать как отечественную специфику, так и ориентироваться на успешный зарубежный опыт управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития менеджмента уходит в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции. Сама история развития менеджмента довольно запутана на первых этапах развития, но очень важна для современности.
История возникновения менеджмента основывается на опыте, собранном нашими далекими предками. Пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить результаты гораздо лучше прежних. Основные принципы не изменялись с годами, а стали дополняться новыми подходами к подчиненным.
К основным этапам развития менеджмента можно отнести:
1. Древний период. Это самый длительный период, который начинался с 9 тысячелетия до н.э. по 18 век. Период накопления знаний и опыта.
2. Индустриальный период, который существовал с 1776 года по 1890 год. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда, благодаря А. Смиту. Менеджмент становится учением и его применяют в управлении, как производством, так и государством.
3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно развивается, стали появляться новые учения и подходы к вопросам эффективного управления. Менеджмент начинает развиваться как наука. Появляются первые менеджеры.
4. Информационный период. С 1960 до сегодняшнего дня. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений.
Итак, на сегодняшний день можно отметить то, что навыки и компетенция менеджеров являются основными элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на его показатели и эффективность. Однако чертой российского менеджмента все-таки должна стать опора на трудолюбие работника, старательность и пунктуальность. Эти качества необходимо поощрять для достижения высокого результата в их развитии.
Современный менеджмент – важная и незаменимая часть современного бизнеса, занимающая одно из ведущих мест в экономическом развитии страны. Российский менеджмент – относительно молодая и быстро развивающаяся (в отличие от стран Западной Европы) в условиях перехода к рыночной экономике отрасль знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Афанасьев В. Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для акад. бакалавриата / под ред. В. Я. Афанасьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 665 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. – ISBN 978-5-9916-4368-9
- Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с. – ISBN 5-8297-0005-0 (в пер.)
- Дафт Р. Л. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. – Спб.: Питер, 2017. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика MBA»). – ISBN 978-5-91180-688-0
- Зотина Т.О. Современные проблемы менеджмента в России [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. – Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/4(31).pdf (дата обращения: 07.01.2017).
- История менеджмента: Учеб. пособие / А. А. Беляев, Д. В. Валовой, Э. М. Коротков и др; Под ред. Д. В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с. - ISBN 5-86225-397-1
- Картавый М. А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 11–28.
- Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2015 – 1168 с .: ил. – (Серия «Бизнес-класс») – ISBN 5-318-00126-2
- Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / под ред. А. И. Кравченко. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 512 с. – ISBN 5-211-03988-2
- Круглова Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2016. – 512 с. – ISBN 978-5-406-00018-2 7
- Мариенко Г. И. История и философия науки: Учебное пособие: В 4-х книгах. Книга 2: История и философия наук об управлении / Г. И. Мариенко, Е. М. Панина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 20169. – 240 с. – ISBN 978-5-211-05601-5
- Менеджмент: учебник для студ. вузов, обучающ. по экон. спец., по напр. Менеджмент / под ред. Максимцов М.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 343 с.
- Николаева Н.А. Основные проблемы современного российского менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/3983 (дата обращения 07.01.2017).
- Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sale/menedjment-turizme-knigi/opyit-menedjmenta-rubejomvozmojnost-ego-40666.html (дата обращения: 07.01.2017)
- Особенности японского менеджмента в системе управления персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ichiban.narod.ru/manager/Osobennosti.htm (дата обращения: 07.01.2017).
- Полянин А.В. Современные тенденции развития менеджмента в России // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.). Под редакцией д-ра эконом. наук А.В. Полянина. – Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. – С. 15-18.
- Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с. – (Учебники для программы MBA) – ISBN 978-5-16-001962-8
- Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учебник / колл. авторов; под ред. И.С. Межова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – 701 с.
- Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: учебник / Т.П. Хохлова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. – 384 с.