Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 751
Скачиваний: 22
Современный менеджмент включает в себя различные доли разнообразных идей и подходов. Все они, так или иначе, повлияли на его образование и развитие. Кроме этого, для решения новых задач формируются новые методы и теории. Организации переходят на новейшие методы управления, учитывающие быстро меняющиеся внешние условия и факторы.
Менеджмент формировался и развивался на протяжении тысячелетий, впитывая в себя множество знаний из различных направлений. Зародившись за несколько тысячелетий до нашей эры, управленческая мысль постепенно охватывала все больше областей, претерпевая изменения и дополнения.
Прежде чем стать самостоятельной наукой менеджмент испытывал большое количество усовершенствований, объединял множество учений и отбирал самые важные и нужные факты. Ряд ученых, исследователей и профессоров делали существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Все детали складывались в один пазл, создавая сложную насыщенную структуру знания.
Современная наука управления утвердилась в качестве отдельной особой области познания. Она стала предметом, изучаемым в высших заведениях. Дальнейшее развитие и преуспевание менеджмента, а также его использование в жизни прямо пропорционально зависит от знания и изучения его истории.
История, в том числе менеджмента и управления, учит только тех, кто ее изучает и желает изучать. «В. О. Ключевский заметил, что история не учительница, а надзирательница» [8]. Она не дает каких-либо поблажек, она требует качественного знания материала, а главное его понимания. Каждый ее урок — особенный. Не следует пропускать ни одного, иначе конец нити, связывающей все события, может потеряться, из чего последует наслаивание знаний без четкого структурирования. Это приведет к неполноте сведений и некоторым пробелам, что скажется на дальнейшей деятельности, ведь история наказывает за незнание уроков.
2.Состояние и развитие российского менеджмента
2.1 История развития менеджмента в России
Начало развития менеджмента в России было положено в ХVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.
В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А. Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента [3, с.15].
Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата.
Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент.
Заслуживают внимания и управленческие идеи И. Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.
Первая четверть ХVII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.
Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.
Во второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».
К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.
Основные преобразования управления экономикой в начале ХIХ в. произошли в период царствования Александра 1. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.
Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой [4, с.52].
В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.
В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911).
Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией [4, с.11].
Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро - и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:
- введение рабочего контроля;
- создание Высшего совета народного хозяйства;
- образование местных органов экономического управления.
Период «военного коммунизма» характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.
Таким образом, история менеджмента - это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.
Этапы в XX веке:
1911 г. -И. Семенов, А. Пайкин Курс лекций «Организация заводского хозяйства»: сформулированы основные «законы организации производства и НОТ»;
1920 г. - Петербургский политехнический институт, Московское высшее техническое училище: формулирование законов научной организации производства и НОТ, «закон наименьшей цепной связи», «закон взаимного замыкания», «закон ритма», «закон параллельной последовательности работ», «закон фронта работ», «закон реальности условий»;
1920 г. -А. А. Богданов Разработал принципы новой науки о законах организации, действующих в технике, экономике и политике, обосновал необходимость их системного изучения;
1935 г. -О. А. Ерманский Разрабатывал теорию рационализации управленческого труда, «закон организационной суммы». Пришел к выводу, что в будущем все станут руководителями, так как соотношение исторически складывается так: в XIX в. отношение руководителей к подчиненным 1:1000; 1914 г. - отношение 1:12; 1920 г. - отношение 1:5. В недалеком будущем, считал он, это отношение будет 1:0. Тэйлор, например, считал идеальным отношение 1:3;
1938 г. - А. К. Гостев Обосновывал приоритет человека над организацией. Разработал концепцию «узкой базы»: рабочий у станка есть «директор своего предприятия». Вывел цикличную последовательность НОТ: «расчет детали - ее установка-обработка - контроль - систематизация полученных результатов - расчет»;
1950 г. - Ф. Р. Дунаевский Разработал «теорию административной емкости», т. е. способность одного администратора руководить определенным количеством лиц;
1972 г. - Д. М. Гвишиани Провел систематизацию и анализ американской теории управления;
1980 - 2000-е гг. Идет разработка математических методов оптимального планирования, методов прогнозирования, контроля, разрабатываются различные модели оптимизации в экономике и управлении; одновременно с этим происходит осознание важности организационной культуры, мотивации и демократизации управления.
2.2. Основные задачи менеджмента в России
Развитие современного менеджмента обусловлено процессами глобализации и интеграции, совершенствования технологий, усиления разделения труда, распространения информационных технологий.
Менеджмент - это управление организацией, коллективами и процессами, которые происходят в ходе работы фирмы или предприятия. В настоящее время менеджмент направлен на решение широкого многообразия задач.
К числу основных из них можно отнести следующие:
- достижение максимизации прибыли и минимизации издержек;
- построение благоприятных взаимоотношений в коллективе и разрешение конфликтов, разработка методов развития коллектива;
- эффективная работа сотрудников организации;
- поддержание жизнеспособности компании в условиях кризиса;
- разработка новых форм деятельности предприятия и внедрение их на практике, совершенствование работы компании и применение новых методов управления [2].
Очевидно, что одновременное выполнение всех перечисленных задач является сложным и не всегда выполнимым заданием. Причинами, препятствующими их выполнению, являются проблемы, существующие в современном менеджменте.
С истоков своего зарождения менеджмент в организациях сталкивался с многочисленными проблемами, в частности, с проблемами принятия верных управленческих решений, управления персоналом, в том числе его мотивации и другими. Управленцы стремятся найти решения данных проблем, причины их появления и выявить наиболее эффективные способы управления организацией и её персоналом.
В связи с тем, что менеджмент в России имеет относительно недолгую историю развития по сравнению с развитыми странами, то основной проблемой российского менеджмента является качество управления. Причиной является то, что в нашей стране недостаточно профессионалов, имеющих богатый опыт управления. Овладеть необходимыми знаниями невозможно без практических навыков, а у основной части выпускников вузов управленческий опыт отсутствует или очень мал, поэтому на практике воплотить всевозможные новые принципы управления очень проблематично. Следовательно, можно выделить проблему подготовки управленческих кадров в соответствии с мировыми стандартами [5, с. 16].
Еще одной из проблем менеджмента является отсутствие взаимопонимания и конфликты между менеджерами и владельцем компании. Возможной причиной конфликта является тот факт, что владелец заинтересован в максимизации прибыли предприятия, а менеджмент решает проблему достижения стратегических целей. Кроме того, собственник корпорации не всегда осведомлён обо всех нюансах производственного процесса, поэтому зачастую ставит недостаточно чёткие цели. Менеджмент, в свою очередь, имея огромную степень ответственности, наделен весьма ограниченными полномочиями. И когда владелец и менеджеры заинтересованы в дальнейшем развитии компании, то организацию ждет успех, а сотрудничество окажется взаимовыгодным.
Помимо всего прочего, в практике менеджмента нередко встречаются случаи, когда к управлению компанией приходит сотрудник, который поднялся по карьерной лестнице, но при этом не имеет специального образования. Нужно учитывать, что управление организацией – это система, которая требует освоения специфических знаний, позволяющих эффективно управлять организацией [1].
Для того чтобы преодолеть проблемы, стоящие перед современным российским менеджментом, целесообразно обратиться к положительному зарубежному опыту. Стоит отметить, что наиболее богатый опыт в данной области накоплен в США и Японии.
Рассмотрим пример Японии. Япония считается страной с особенной культурой и традициями. Даже несмотря на то, что после Второй мировой войны страна оказалась на грани полного разорения, она смогла относительно быстро возродить свою экономику.
Это стало возможным во многом благодаря особенностям японского менеджмента, особому подходу к производственному управлению и управлению рабочими процессами. В результате «страна восходящего солнца» является известным производителем инновационных технологий и входит в «десятку» стран, занимающих высокие места в мировых рейтингах конкурентоспособности, будучи при этом ограниченной ресурсами полезных ископаемых.