Файл: Теоретические основы человеческого ресурса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В строении индивидуального человеческого ресурса можно выделить:

-ресурс здоровья,

- культурно-нравственный ресурс,

-трудовой,

-интеллектуальный и организационно-предпринимательский ресурс. 

С точки зрения характера поддержки человеческим ресурсом экономического благосостояния общества можно различать:

- производительный и потребительский,

- неликвидный (неотчужденный) и ликвидный (отчужденный) человеческий ресурс.

Потребительский ресурс организовывает поток непосредственно потребляемых услуг, и, стало быть, способствует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность.

Следствие подобной деятельности проявляется в предоставлении личности-потребителю таковых потребительских услуг, которые приведут к зарождению новых способов удовлетворения потребностей или увеличению эффективности имеющихся способов их удовлетворения.

Производительный ресурс формирует поток услуг, потребление которых способствует общественной полезности.

Рисунок 2 - Классификация человеческого ресурса по уровням и принадлежности

Источник: [34]

В данном случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, которая обладает непосредственным практическим использованием именно в производственном процессе (путём создания средств производства, производственных услуг, технологий и продуктов).

Человеческий ресурс, неотчужденный (неликвидный) включает в себя:

-ресурс здоровья (физический, биофизиологический, психофизиологический, психический);

- культурно-нравственный ресурс (традиции, этика, обычаи);

- трудовой ресурс (опыт, умения, навыки);

-интеллектуальный ресурс (творчество, образование);

- организационно-предпринимательский ресурс (деловые качества, новаторство, предприимчивость, бережливость и др.).

Человеческий ресурс, отчужденный (ликвидный) включает в себя:

- социальный ресурс (социально-трудовые отношения);

- бренд-ресурс (клиентский ресурс) — фирмы, где основанием взаимоотношений является «портфель договоров с клиентами»;

- организационный ресурс (защита коммерческих прав, инновации и интеллектуальной собственности);

- структурный ресурс (издержки на ее формирование и совершенствование и организационная структура управления).[13]

Итак, классификацию видов человеческого ресурса можно представить по различным исходным положениям и разнообразным целям.


При существовании значительного количества понятий, классификаций человеческого ресурса по уровням и принадлежности и иным видам названного ресурса, главной составной частью его являются личности богатые запасом знаний, сформированных способностей, обусловленных интеллектуальным и творческим потенциалом.

1.2 Значение и влияние человеческого ресурса в современных условиях развития экономики

Человеческий ресурс — это сложный производительный ресурс формирования экономики и общества, который включает креативные трудовые ресурсы, инновационную систему, высокопроизводительные накопленные знания, системы обеспечения профессиональной информацией, инструменты интеллектуального и организационного труда, интеллектуальной деятельности и качество жизни, снабжающие эффективное функционирование человеческого ресурса.

В данное время конкурентные преимущества экономики и вероятности ее модернизации существенно определяются накопленным и реализованным человеческим ресурсом. Личности с их образованием, квалификацией и опытом устанавливают границы и возможности технологического, экономического и социального развития экономики  и общества.

По оценкам специалистов, повышение человеческого ресурса на один процент может привести к увеличению производительности труда на 3,81%.[14] Данный факт рассчитывает, что количество лет обучения рабочей силы должно подрасти в среднем всего на полтора месяца. Это посильная задача при подобающей мотивации и вероятности доступа к образованию.

Значительная степень национального богатства в прогрессивных государствах определяется, в первую очередь, адекватным формированием человеческого ресурса при небольшой величине обеспеченности природными ресурсами, что обусловливает важнейшее направление формирования подхода к оценке его эффективности.

В данной связи трансформируются приоритеты в экономической и социальной политике. Если в краткосрочной перспективе социальные цели, эффективность, потребление и накопление находятся в предопределенном противоречии, то с позиций долгосрочной стратегии затраты на социальное созревание анализируются как высокоэффективные вклады в человеческий ресурс, который является одним из ведущих ресурсов увеличения производственного результата. Определение оптимальных соотношений расходов по данным направлениям одна из непростых и приоритетных проблем в управлении социально-экономическим развитием.


Бесспорно, необходимо учитывать задачи индустриализации: все страны- лидеры совместно с формированием направлений, которые связаны с человеческим ресурсом, продолжают наращивать промышленный производственный процесс, существенно изменяя его под влиянием новых реалий.

Но не нужно забывать, что промышленный, научно-технический, технологический рывок осуществлялись руками профессионалов, вооруженных знаниями. Данный факт обозначает, что революционные трансформирования в экономике и обществе, крупнейшие инновации реализовывались на базе накопленного человеческого ресурса во всякий исторический период развития народа, государства, культуры, цивилизации.

Вложения в «человеческий ресурс» должны усиливаться скорее, чем вклады в материально-вещественные элементы национального богатства. Важнейшим условием достижения устойчивого созревания экономики обнаруживает накопление и сохранение человеческого ресурса, проведение в жизнь стратегий, которые побуждают людей усовершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни с помощью непрестанного обучения и профессиональной подготовки.[15]

Экономический рост на сегодняшний день одна из важных задач в рыночной экономике. Экономический рост это основа для совершенствования благосостояния населения государства. Способность экономики страны к повышению зависит от большого числа ресурсов, одним их которых может выступить человеческий ресурс.

Человеческий ресурс - оценка олицетворенной в личности потенциальной способности давать доход. Он содержит в себе врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.[16]

Современная личность обладает определенным демографическим поведением, которое объединено со степенью и качеством жизни населения, его культурой, образованием и здоровьем.

В чем же содержатся влияние и экономические выгоды общества от повышения человеческого потенциала:

Во-первых, в увеличении ВВП и производительности труда. Заграничные исследователи высчитали, что повышение продолжительности образования в государстве на один % может привести к увеличению ВВП на 5--15%.

В странах- лидерах это значение еще больше; для государств с малыми доходами он составляет 23%.

Во-вторых, с состоянием человеческого ресурса общества, который устанавливается в первую очередь именно образовательным уровнем человечества, весьма тесно соединена конкурентоспособность национальной экономики, которая определяет перспективы развития государства.


Рисунок 3 - Трансформация человеческого потенциала в ресурс для региона

Источник: [37]

Сами знания стремительно стареют, однако более образованные и квалифицированные народы способны скоро переучиваться, изучать принципиально новые технологии -- данное обстоятельство делается решающим. В США ведущие ВУЗы, преднамеренно, уходят от традиционной для американской высшей школы узкой специализации и больше концентрируются на подготовке кадров широкого профиля, при этом вооружив специалистов главными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков.

В-третьих, увеличение образовательного уровня содействует уменьшению безработицы. Образование в большей степени воздействует на совокупный заработок сотрудника, чем на часовую ставку его оплаты. Настоящее обозначает, что с повышением образования личность больше времени проводит на рынке труда, больше функционирует, и, таким образом, рост образования уменьшает уровень безработицы.

Рассматривая, зачем государство берет на себя все более основную долю затрат на образование, нельзя ограничиваться только экономической стороной проблемы. Повышение образовательного уровня человечества приносит обществу большие социальные выгоды.

Понижение безработицы -- образец более чем очевидный, но имеются и другие. Так, более образованные народы скорее станут обеспеченными, рост же слоя обеспеченных людей, среднего класса, гарантирует обществу социальную стабильность и предсказуемость, уменьшает общественный уровень преступности, которые порождаются и провоцируются бедностью и нищетой. Средний класс менее впечатлителен к идеям экстремизма и тоталитаризма.

Оценивая экономическую эффективность инвестиций в образование, как полагают зарубежные исследователи, подобает учитывать, что для общества норма дисконтирования ниже, чем для личности, потому что оно в большем уровне сориентировано на достижение долгосрочных целей.

Анализ международного опыта обосновывает надобность государственной помощи внутрифирменной подготовке персонала. Инвестиции в человеческие ресурсы и кадровую работу делаются долгосрочным ресурсом конкурентоспособности и выживания фирмы.

В данное время почти во всех странах- лидерах осуществляются программы обеспечения качества рабочей силы и подготовки управленцев XXI века.

Высокая квалификация становится показателем социальной защищенности и устойчивости на рынке труда: подобные сотрудники мобильны, быстро и самостоятельно трудоустраиваются. Инвестиции в человеческий ресурс делаются долгосрочным ресурсом конкурентоспособности и выживания фирмы. В Японии формирование рабочей силы анализируется как приоритетное направление для решения вопросов информационно-технической революции, вследствие этого пользуется государственной поддержкой в виде бюджетных субсидий. Фирмы Германии каждый год тратят около 9 млрд. евро на увеличение величины образования и квалификации своих работников.


Таким образом, оценка человеческого ресурса довольно затруднена, потому что данная категория обладает целостным, интегративным характером. В нем наличествует антропологическая составляющая, отображающая единство в личности социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим человеческого ресурса следует характеризовать и отдельного индивидуума, и социальную группу, и государство в целом.

1.3 Человеческий ресурс и проблема распределения доходов

Человеческий ресурс - это интенсивный производительный ресурс формирования экономики и общества, который включает трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуальной и организационной работы, сферу обитания и интеллектуального труда, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого ресурса, как продуктивного ресурса развития[17].

В центре внимания экономистов Запада находилось так называемое функциональное распределение, т. е. разделение дохода по ресурсам производства - труду, земле и ресурсу. В теории человеческих ресурсов включается еще один ресурс - человеческий ресурс. В нем существенный аспект сделан на индивидуальном распределении доходов, который достаётся обладателям четвертого ресурса – человеческого ресурса.

«Два классических ресурса производства - ресурс и труд, - считает шведский учёный А. Линдберг, - могут быть, подразделены следующим образом: ресурс - на природные ресурсы, которые воспроизводятся материально-вещественными активами и финансовыми активами, а труд - на чистый (однородный) труд, человеческим ресурсом и природными способностями».[18]

Ресурс в традиционном смысле (физический ресурс):

1) традиционная рента - природные ресурсы;

2) прибыль на ресурс - воспроизводимые материально-вещественные активы;

3) процент - финансовые активы;

Человеческий труд и ресурс:

1) человеческий ресурс - воспроизводимый человеческий труд;

2) рента на природные способности - природные способности;

3) в узком смысле чистая заработная плата - чистый труд.

Приведенная выше схема служила основанием для большого числа эконометрических изучений, передвинула анализ проблем разделения из макроэкономической в узком смысле чистой заработной сферы, где речь идет о разделении национального дохода между общественными группами, классами, в сферу микроэкономики - в сферу личного распределения доходов.