Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы человеческого ресурса
1.1 Сущность человеческого ресурса: формирование, элементы, классификация
1.2 Значение и влияние человеческого ресурса в современных условиях развития экономики
1.3 Человеческий ресурс и проблема распределения доходов
2. Управление человеческим ресурсом в малом бизнесе на примере кафе- "SHISHA number one" г. Иваново
2.1. Характеристика кафе- "SHISHA number one"
2.2. Анализ качественных характеристик персонала в малом бизнесе кафе - Shisha number one (Шиша)
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что основным ресурсом, влияющим на качественные характеристики сотрудников и стоимость ресурса предприятия в целом, является система развития и совершенствования системы управления человеческим ресурсом.
В современных условиях особенное значение приобретает формирование долгосрочной политики, устремленной на научно-техническое и социальное развитие России. Совершенствование технологии, распространение компьютерной и информационной техники наполняют личность новой ролью: интеллектуального, творческого, свободного при выборе и принятии решений сотрудника.
Демографические видоизменения, которые происходят в нашей стране, и интеллектуализация производственного процесса оказывают новые требования к рабочей силе, человеческому ресурсу. Материальное производство, меняя структуру национальной экономики, оттесняется на второй план, уступив место отраслям науки и услуг.
В нынешнем общественном производстве происходит процесс взаимосвязи и взаимодействия материально-вещественного и личного ресурсов производства, независимо от того, в рамках какого способа производства он выполняется. В данном процессе активная роль принадлежит живому труду. Вследствие этого в формировании основных направлений развития экономики, культуры, социальной и духовной жизни нашего общества решающим ресурсом всегда будет сам человек. В связи, с чем делается актуальной теория человеческого ресурса и возникает необходимость использования ее концептуальных разработок в современной экономике.
На текущий день вопрос перед экономикой страны, особенно в России управление человеческим ресурсом встает особенно остро, так как каждое предприятие стремится максимально сделать свою деятельность более эффективной.
Изучение имеющегося человеческого ресурса в бизнесе и его взаимосвязей, возможностей по оптимальному их использованию является очень актуальным и проблемным исследованием, что и послужило основой при выборе темы курсовой работы.
Проблемам человеческого ресурса посвящены работы отечественных и зарубежных ученых Беккер, Г. Кабаев В. Д. ,.Козырев В. М. ,.Красулина Т.С., Карпунина Е. К., Критский М. М., Силаев А. А., Устинова, К.А. , Шульц Теодор и других.
Предметом исследования является совершенствование человеческого ресурса на предприятии.
Объект курсовой работы – это кафе- "SHISHA number one" г. Иваново.
Цель курсовой работы является рассмотрение и изучение человеческого ресурса и его роли в современной экономике.
Задачами, вытекающими из цели, являются:
- изучить сущность и понятие человеческого ресурса: формирование, элементы;
- раскрыть классификацию видов человеческого ресурса;
- определить роль и значение человеческого ресурса в современных условиях в развитии экономики;
- предоставить краткую характеристику рассматриваемого предприятия;
- проанализировать качественные характеристики персонала в компании;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления человеческим ресурсом.
Основными методами являются аналитический, анализ статей и монографий, наблюдение, обобщение , прогнозирование .
Теоретической основой курсовой работы послужили рекомендации и материалы научных конференций, интернет-источники, публикации, использованы материалы российских ученых, которые посвятили свои труды проблемам человеческого ресурса.
1. Теоретические основы человеческого ресурса
1.1 Сущность человеческого ресурса: формирование, элементы, классификация
С зарождением высокотехнологичных, наукоемких производственных процессов совершился переход к новому состоянию среды, в которой численность затрат на образование стало значительно.
По мнению многих исследователей двадцать первого века, производство услуг, информации и культуры начало играть центральную роль в экономике, что сделало основной составляющей самого человека. В рамках неоклассического направления возникла теория человеческого ресурса, основоположниками которой принято считать американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.
Категорию человеческий ресурс экономисты анализируют в узком и широком смысле. В узком смысле «одной из форм проявления ресурса является образование, поскольку оно выступает источником будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий ресурс создается путем инвестиций в личность, в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану его здоровья, миграцию и поиск информации о способах рационального поведения» [1].
Приверженцы предоставленной концепции понимают под человеческим ресурсом, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного сотрудника, а с другой стороны - издержки государства, организации и самой личности на развитие и стабильное совершенствование этих способностей.
Человеческий ресурс включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию[2]. Теодор Щульц внес ощутимый вклад в развитие теории человеческого ресурса в ее современном понимании, а также оказал неоценимое воздействие на принятие существующей научной общественностью указанной категории. Т. Шульц впервые рассмотрел понятие человеческого ресурса через призму производительного ресурса.
По его мнению, человеческий ресурс обладает всеми необходимыми признаками производительного характера, он способен накапливаться и воспроизводиться.[3] В советской экономической энциклопедии человеческий ресурс определяется как особый вид ресурс вложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы.
Имеется множество понятий категории человеческий ресурс, по мнению российского исследователя В. Л. Иноземцева говорится, что владельцем «единственного ресурса» является сам сотрудник, потому что у него есть знание.[4]
М.М. Критский трактует «ресурс» как «всеобщую форму экономической жизнедеятельности - итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию».[5]
Понятие «человеческий ресурс» вошло в использование финансистами, экономистами, предпринимателями, учеными – всеми людьми, целеустремленными и творческими.
Место и значение применения объекта исследования «человеческий ресурс» очень широко и охватывает все сферы деятельности современного управленца. Взгляд на человеческие ресурсы в методологии управления организацией имеет широкую трактовку.
Имеющиеся в наличии материально-технические, финансовые, трудовые ресурсы, команда, работающая над совершенствованием системы управления человеческим ресурсом - информация, знания и современные технологии – все в комплексе является взаимосвязанными ресурсами.
К числу важнейших современных экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и социальной жизни. Знания и информация становятся важнейшими ресурсами производства. Складывается информационное общество. В этих условиях возрастает значение высокого качества рабочей силы.
Внимание к человеческому ресурсу обусловлено в последнее время явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование). Накопление человеческого ресурса становится одним из важнейших условий достижения такого развития.[6]
Человеческий ресурс - один из важнейших составляющих частей современного менеджмента: это комплексно понимаемый термин, который характеризует людей, их возможности и способности, их труд, вклад и потенциальные силы, которые можно применить к любой организации.[7]
Человеческий ресурс - это источник производительности, перемен, прибыли в конечном итоге. Человеческий ресурс - это необходимое условие развития организации. От того, насколько грамотно они используются и подбираются, и зависит успех предприятия, а порой и целой отрасли в стране.
Система управления человеческих ресурсом предполагает формирование функций, целей, организационной структуры управления сотрудниками, установление горизонтальных и вертикальных функциональных взаимосвязей специалистов и руководства в процессе выработки, обоснования, реализации и принятия управленческих решений.
Посвящая свое время разработке и производству новой продукции, сотрудник должен чувствовать не столько свою полезность и нужность, сколько моральную и материальную заинтересованность. От кадровой политики зависит и репутация компании на рынке или общий рейтинг.
Управление человеческим ресурсом на текущий день - это умение руководителя построить деятельность организации так, чтобы весь коллектив был максимально эффективен. [8]
Рисунок 1 - Человеческий ресурс прямое и косвенное влияние
Источник: [18 ,с.195]
Итак, человеческий ресурс – довольно сложное и многогранное понятие. Человеческий ресурс — это источник производительности, перемен, прибыли в конечном итоге. Человеческий ресурс — это необходимое условие развития организации. От того, насколько грамотно они используются и подбираются, и зависит успех предприятия, а порой и целой отрасли в стране.
Человеческий ресурс представляет сoбой один из самых сложных областей человеческой деятельности. В нем проявляется межличностные отношения индивидов, которые объединены производственным процессом. Человеческий ресурс — это один из главных функций менеджмента, так как люди всегда были и будут основной творческой и производительной силой, несмотря на все достижения в области автоматизации и механизации труда.[9]
Формирование и развитие человеческого ресурса следует разбирать с двух позиций: с точки зрения развития человеческих способностей, а именно укрепление здоровья человека, получение необходимого образования, улучшение обретенных профессиональных навыков; с точки зрения осуществления приобретенных способностей для производительных целей.
Классификацию видов человеческого ресурса можно представить по различным исходным положениям и в разнообразные цели.
Почти все учёные признают действительность и решающую роль интеллектуального ресурса, как вида человеческого ресурса. Поистине, интеллектуальные продукты могут быть сосредоточены на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), могут быть оформлены как интеллектуальная собственность и включаются в хозяйственные операции в виде вложений в ресурс, купли-продажи лицензий.
Учёные разработали интеллектуальный ресурс, который может позволить применять результаты научного анализа интеллектуального ресурса для исследования других видов человеческого ресурса[10].
Исследователи Запада, как правило, выделяют виды человеческого ресурса по видам инвестиций в человеческий ресурс. Г. Шульц подтверждает, что способности личности «... формируются посредством обусловленных видов деятельности, которые обладают атрибутами инвестиций».
К подобным видам инвестиционной деятельности следует отнести:
- образование в школе,
-обучение на рабочем месте,
-укрепление здоровья,
-возрастающий запас информации сравнительной экономики[11].
Все данные виды деятельности наставлены на развитие конкретных групп человеческих способностей, которые могут принимать ресурсную оценку и использоваться как человеческий ресурс.
Часть ученых подчеркивают существенное значение в создании и накоплении способностей индивида такого ресурса как «человеческое время».
Значение запаса жизненного времени может пониматься к заходу жизни или в чрезвычайных ситуациях, стрессовых, когда требуется мобилизация всех внутренних потенций личности. М М. Критский выделяет три важнейших вида человеческого ресурса: «производственный (Т), потребительский (Р) и интеллектуальный (S) ресурс». [12]
Ещё одна классификация человеческого ресурса, следует представить как строение его видов по уровням и принадлежности, по собственности.
Предоставленная классификация видов человеческого ресурса позволяет оценивать человеческий ресурс на уровне отдельной личности (микроуровень— индивидуальный человеческий ресурс), некоторой организации или группы организаций (мезо уровень— человеческий ресурс предприятия, фирмы) и общественного — государства в целом (макроуровень— национальный человеческий ресурс).