Файл: Понятие коммерческой деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 6419

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Повышение значимости решения проблем теоретического и практического характера в области обеспечения эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий объясняется современным развитием экономики. Экономическая обоснованность принимаемых решений становится жизненно необходимым условием выживания и сохранения предприятия как хозяйствующего субъекта. С помощью оценки эффективности коммерческой деятельности обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их реализацией, делаются прогнозы на будущее, а также выявляются резервы увеличения эффективности производства и продвижения товаров и услуг.

Актуальность темы курсовой работы определяется следующими положениями:

- в рыночной системе эффективность коммерческой деятельности выступает в роли объективного аспекта и регулятора экономики торговых предприятий, а вопросы, связанные с ней, в том числе система показателей эффективности коммерческой деятельности, становятся ключевыми;

- появилась необходимость на основе обобщения существующего опыта в формировании теории оценки эффективности, разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию системы показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Целью данной работы является исследование теории и практики проведения оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли и разработка на этой основе рекомендаций по ее повышению..

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы коммерческой деятельности предприятия;

- провести анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия;

- разработать мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности на основе автоматизации процессов и повышения лояльности клиентов.

При выполнении исследовательской работы использованы такие методы как изучение и анализ литературы, экономический анализ, обобщение и синтез.

Объект исследования - ООО «Открытие».

Предмет исследования – коммерческая деятельность ООО «Открытие».

Теоретической базой курсовой работы стали материалы трудов российских и зарубежных ученых по вопросам обеспечения коммерческой деятельности предприятии и путей ее улучшения.

Информационной базой послужили материалы отчетных документов ООО «Открытие» за 2015-2017 гг.


Представленная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия

1.1. Понятие коммерческой деятельности предприятия

Коммерческая деятельность предприятия оптовой (розничной) торговли представляет собой товарно-денежный взаимообмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса. Коммерческая деятельность непосредственно реализуется организациями, предприятиями, юридическими, и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производит операции обмена между хозяйствующими субъектами на рынке товаров и услуг. В соответствии с действующим законодательством, правовыми и нормативными актами, осуществляется коммерческая деятельность предприятий оптовой (розничной) торговли[1].

Само слово «коммерция» имеет латинское происхождение (commercium - торговля). Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что понятие «торговля» иметь несколько значений, в одном случае оно означает самостоятельную отрасль народного хозяйства, в другом-торговые процессы, которые направлены на осуществление актов купли продажи товаров на рынке. Коммерческая деятельность связана со вторым из этих определений торговли, торговыми процессами по осуществлению актов купли продажи с целью получения прибыли[2].

Более детально экономическое содержание коммерческой деятельности предприятий оптовой (розничной) торговли раскрывается ее структурой, которая состоит из десяти основных элементов (таблица 1).

Таблица 1

Структурные элементы коммерческой деятельности предприятия оптовой (розничной) торговли

Группа

Структурные элементы

Аналитическая

- Информационное обеспечение коммерческой деятельности.

- Определение потребности в товарах.

Организационная

- Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных взаимосвязей среди партнеров.

- Подбор партнеров в целях утверждения хозяйственных связей и каналов продвижения.

- Организация оптовых закупок товаров.

- Коммерческая деятельность по организации оптовой продаже товаров.

- Коммерческая деятельность согласно организации розничной реализации товаров.

Обеспечивающая

- Рекламно-информационная работа.

- Сервисное сопровождение.

- Управление товарными ресурсами.


Необходимо понимать, что понятие коммерческой деятельности более узкое, чем предпринимательство. Предпринимательство представляет собой организацию экономической, производственной и любой другой деятельности, которая приносит предпринимателю доход[3].

Предпринимательством можно назвать организацию производственного предприятия или сельской фермы, банка, исследовательской организации, предприятия обслуживания, торгового предприятия. Из всего перечисленного, только торговое дело является коммерческой деятельностью в чистом виде. Отсюда следует, что коммерческая деятельность является одной из форм предпринимательства.

В ходе коммерческой деятельности торговые предприятия занимаются изучением спроса населения и рынка сбыта товаров, определением потребностей в товарах, выявлением источников поступления и поставщиков, установлением с ними хозяйственных связей, ведением оптовой и розничной торговли, а также занимаются рекламной и информационной деятельностью. Помимо всего прочего, идет трудоемкая работа по формированию оптимального товарного ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все вышеперечисленные операции взаимосвязаны и проводятся в определенном порядке[4].

Субъектами коммерческой деятельности могут выступать как юридические, так и физические лица, которые наделены правом ее совершения. Объектом коммерческой деятельности на потребительском рынке – товары и услуги.

Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли путем удовлетворения потребностей клиентов в товарах и услугах при высоком уровне культуры торгового обслуживания. Данная цель является основной как для предприятий, так и для отдельных лиц, которые осуществляют операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Цель коммерческой деятельности определяет ее содержание[5]:

  • Установление договорных отношений с субъектами рынка;
  • Изучение, анализ и выбор поставщиков;
  • Согласование производства с потреблением товаров с учетом спроса на рынке (формирование ассортимента, планирование объема продукции);
  • Осуществление купли-продажи;
  • Сокращение издержек обращения;
  • Расширение уже существующих рынков и перспективное развитие целевых рынков сбыта.

Определение сущности коммерческой деятельности торгового предприятия невозможно без выявления основных направлений ее осуществления. По сути, можно говорить как о направлениях, так и о функциях коммерческой работы на торговых предприятиях. В качестве основных направлений коммерческой деятельности торговых организаций М.А. Федорова называет «создание хозяйственных связей и организацию договорной работы на торговом предприятии; закупочную деятельность; коммерческую работу по продаже товаров; разработку ассортиментной политики и управление запасами торговой фирмы; рекламный менеджмент и маркетинг»[6].


По мнению Л.П. Дашкова коммерческая деятельность торгового предприятия может протекать в следующих основных направлениях:

  • «формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
  • развитие закупочной деятельности;
  • организация хозяйственных связей с поставщиками;
  • осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
  • обеспечение устойчивых конкретных позиций при решении коммерческих задач»[7].

Прибыльность является конечной целью коммерческой деятельности, без соблюдения принципа доходности коммерческая деятельность не имеет смысла. В современных условиях рыночных отношений коммерческая деятельность должна основываться на принципах равноправия торговых агентов, а также жесткой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия

Эффективность коммерческой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько профессионально и своевременно персонал может определить требования потребителей и удовлетворить их, и от применяемых методов продажи, состояния и размещения розничной торговой сети и многих других факторов[8].

Для успешной реализации товаров конечным потребителям, на предприятиях розничной торговли непрерывно должна осуществляться по анализу и прогнозированию потребительского спроса. Для этого в розничном торговом предприятии необходимо организовать учет продаж и запасов товаров разрезе ассортимента, а также регистрацию неудовлетворенных потребностей и требований клиентов к качеству или другим характеристикам товаров.

В настоящее время, для этого следует использовать компьютерную оргтехнику, в том числе кассовые аппараты. В условиях рыночной экономики розничная торговля в России ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, в которых сосредоточены значительные людские ресурсы, привлекаются финансовые средства, в большом количестве внедряются новые технологии. Кроме того, формируются специальные подразделения, которые занимаются изучением и прогнозированием потребительского спроса, а также контролирует деятельность магазинов, анализирует и определяет эффективность различных форм и методов торговли, внедрением стандартизации и маркировок, информированием покупателей о характеристиках, качествах и свойствах новых товаров, организацией выставок[9].


Одной из самых важных задач коммерческой деятельности розничных торговых организаций является обеспечение конкурентоспособности. Для того чтобы обеспечить себе конкурентоспособность торговые предприятия должны предлагать клиентам товары и услуги требуемого качества, в необходимом ассортименте, в установленные сроки и на более выгодных условиях для покупателей, чем у предприятий-конкурентов. Для оценки своей конкурентоспособности и конкурентных позиций на рынке, торговому предприятию необходимо определить число реальных и потенциальных конкурентов, анализировать информацию о них и установить их позицию на рынке. Особенность коммерческой деятельности предприятий розничной торговли обуславливается особенностями розничной торговли и задачами розничного торгового предприятия[10].

Розничная торговля представляет собой последний этап торговли при реализации товаров и предоставлении услуг непосредственно потребителю в обмен на располагаемые ими денежные средства. В соответствии с функциями розничных торговых предприятий можно определить содержание коммерческой деятельности розничных предприятий. Содержание коммерческой деятельности розничных предприятий можно разделить на две группы: по отношению к поставщикам и по отношению к конечным покупателям[11].

К первой группе относятся следующие функции: предоставление информации о структуре и динамике спроса, запросах, неудовлетворенных потребностях; обеспечение поставщикам сбыта их товаров; реализация мероприятий по продвижению товаров; принятие риска в связи с возможными хищениями, порчей, устареванием товара; финансирование (покупка на условиях предоплаты.

Во вторую группу входят: формирование торгового ассортимента, расширение и обновление его с учетом изменения спроса; разработка и реализация ценовой политики; реализация мероприятий по стимулированию сбыта товаров; обеспечение привлекательного дизайна, атмосферы магазина, удобной планировки торговых площадей для осуществления покупок и оказания услуг; обслуживание покупателей, предоставление предпродажных и послепродажных услуг; предоставление покупателям информации, демонстрация товаров, помощь в выборе нужного товара, консультирование относительно правильного использования товара; складирование, хранение, фасовка, упаковка товара; обеспечение стабильности торгового ассортимента[12].