Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 6432
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия
1.1. Понятие коммерческой деятельности предприятия
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Открытие»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Открытие»
2.2. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
Выработка, приходящаяся на одного торгового работника, снизилась в 2016 г. в сравнении с 2015 г., что связано с уменьшением штата на 1 работника, а в 2017 г. относительно 2016 г. – увеличилась на 9,51%.
Постоянный рост товарооборота, приходящегося на одного торгового работника, говорит о росте производительности труда торгового персонала. Списочной численности работников предприятия на протяжении исследуемого периода уменьшилось в связи с сокращением персонала.
В следствии чего увеличился фонд оплаты труда (ФОТ). В ООО «Открытие» среднегодовая заработная плата одного торгового работника составляла 141,62 тыс. руб. в 2015 г., 143,58 тыс. руб. – в 2016 г. и 165,63 тыс. руб. в 2017 г. Валовой доход на представленном предприятии в 2015 г. составил 3090 тыс. руб., в 2016 г. – 3390 тыс. руб., в 2017 г. – 3284 тыс. руб. Валовой доход считается наиболее важным показателем оценки состояния организации.
Рост валового дохода в 2016 году составило 300 тысяч рублей, в 2017 году – минус 106 тысяч рублей. Общий прирост валового дохода за исследуемый период составил 19,09%. Уровень валового дохода за исследуемый период изменился с 30,00% в 2015 г. до 30 и снижение 29,85% в 2017 г., что означает уменьшение эффективности функционирования предприятия. Общая сумма издержек в 2015 году составила 1977,74 тыс. руб., в 2016 г. – 1986,80 тыс. рублей, в 2017 году – 1899,20 тыс. рублей.
Снижение издержек произошло в связи с приобретением дополнительного технологического и торгового оборудования. Общий темп роста издержек обращения составил 96,03%. Уровень издержек обращения снизился с 19,20% в 2015 г. до 17,27% в 2017 г.
На анализируемом предприятии прослеживается тенденция увеличения прибыли: 1112,26 тыс. руб. – в 2015 году, 1403,20 тыс. руб. – в 2016 году, 1384,80 тыс. руб.– в 2017 году. Уменьшение данного показателя свидетельствует об снижении темпов развития производимой продукции.
Рентабельность продаж демонстрирует результативность текущих расходов. Рентабельность продаж ООО «Открытие» в 2015 г. составила 10,80 %, в 2016 г. – 12,42 %, в 2017 г. – 12,59%. Увеличение рентабельности показывает, что высокая конкурентоспособность товаров ООО «Открытие» помогла выйти ему из кризиса и развить новые темпы роста. Соотношение заработной платы и темпов роста производительности труда в 2017 г. по отношению к 2015 г. равно 1, 03, по отношению к 2016 г. - равно 0,95, что говорит о значительном росте эффективности использования трудового потенциала предприятия.
Таким образом, исследование экономических показателей ООО «Открытие» свидетельствует об не результативном применении абсолютно всех находящихся в распоряжении предприятия ресурсов. В полной мере можно отметить, что предприятие захватывает довольно значительную долю на рынке масложировой промышленности, но на данный период не представляет возможности продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий.
2.2. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
Для проведения систематического и глубокого анализа коммерческой деятельности необходима система показателей, наиболее полно отражающая как отдельные сферы деятельности предприятия (частные показатели), так и эффективность торгово-хозяйственной деятельности в целом по предприятию (обобщающие показатели), а также характеристики производительности коммерческой деятельности предприятия относительно его внешней среды.
Расчет показателей эффективности коммерческой деятельности относительно внутренней среды по предложенной в первой главе методике приведен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие» относительно внутренней среды
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение,+/-, 2017 г. к |
|
2015г. |
2016г. |
||||
1. Рентабельность продаж, % |
10,80 |
12,42 |
13,45 |
2,65 |
1,03 |
2. Коэффициент эффективности текущих расходов |
64,00 |
41,39 |
44,21 |
-19,79 |
2,82 |
3. Рентабельность совокупных затрат, % |
69,02 |
66,03 |
73,36 |
4,34 |
7,33 |
4.Рентабельность всего капитала, % |
109,32 |
110,33 |
123,75 |
14,43 |
13,42 |
5. Эффективность прибыли, % |
28,80 |
33,11 |
35,37 |
6,57 |
2,26 |
6. Фондоотдача, коэффициент |
14,10 |
15,38 |
16,43 |
2,33 |
1,05 |
7. Фондоемкость, коэффициент |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
-0,01 |
-0,01 |
8.Рентабельность основных фондов, % |
234,40 |
231,85 |
261,57 |
27,17 |
29,72 |
9.Товарооборот, приходящийся на: -1 2 м общей площади, тыс.руб./кв.м. -1 2 м торговой площади, тыс.руб./кв.м. |
257,50 294,29 |
188,33 322,86 |
201,67 345,71 |
-55,83 51,42 |
13,34 22,85 |
10.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
12,32 |
13,96 |
14,75 |
2,43 |
0,79 |
11.Рентабельность оборотных средств, % |
204,88 |
210,48 |
234,86 |
29,98 |
24,38 |
12.Производительность труда, тыс. руб/чел. |
1144,44 |
1130,00 |
1210,00 |
105,73 |
107,08 |
13. Товарооборот, приходящийся на 1 руб. фонда оплаты труда, тыс. руб. |
8,08 |
8,74 |
9,16 |
1,08 |
0,42 |
14.Прибыль, приходящаяся на одного среднесписочного работника, тыс. руб. |
123,58 |
155,91 |
180,78 |
57,20 |
24,87 |
15.Прибыль, приходящаяся на 1 руб. расходов на оплату труда, руб. |
0,87 |
1,09 |
1,23 |
0,36 |
0,14 |
16.Коэффициент трудоемкости, % |
0,0009 |
0,0009 |
0,0008 |
-0,0001 |
-0,0001 |
17. Уровень издержек обращения, % |
19,20 |
17,58 |
16,97 |
-2,23 |
-0,61 |
18. Издержкоотдача, тыс. руб. |
5,21 |
5,69 |
5,89 |
+0,68 |
+0,20 |
19.Рентабельность издержек обращения, % |
56,23 |
70,63 |
79,25 |
23,02 |
8,62 |
Данная таблица содержит основные показатели экономической эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие». В ней представлены показатели эффективности применения основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов, а также эффективность текущих затрат.
Как наиболее обобщающие показатели в данной системе показателей использованы показатели рентабельности продаж, рентабельности совокупных затрат, эффективности прибыли и коэффициент эффективности текущих расходов. В результате анализа данных экономических показателей ООО «Открытие» за 2015-2017 гг. выявлено следующее. В целом динамика основных экономических показателей за анализируемый период положительная: в 2017 году произошел рост всех основных экономических показателей по сравнению с 2015 и 2016 гг., что характеризует деятельность предприятия как эффективную. Так, рентабельность продаж с 10,80 % в 2015 г. повысилась до 13,45 % в 2017 г., а эффективность прибыли увеличилась с 22,80 % в 2015 г. до 35,37 % в 2017 г.
Эффективность текущих расходов снизилась в 2017 г. по сравнению со значением этого показателя в 2015 году, однако возросла на 0,03 относительно результата 2016 г. Показатели использования основных фондов имеют положительную динамику: фондоотдача увеличилась на 2,33 руб., рентабельность возросла на 27,17% оборачиваемость оборотных средств также растет: в 2017 г. ее коэффициент возрос на 2,43 по сравнению с 2015 г. Увеличился также товарооборот, приходящийся на 1 кв.м. торговой площади (на 51,49 тыс.руб. за 2015-2017 гг.). Однако снижение этого показателя в расчете на 1 кв.м. торговой площади свидетельствует об увеличении общей площади предприятия ООО «Открытие».
Несмотря на положительную динамику большинства показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия в целом наблюдается снижение цепных темпов роста по сравнению с базисными темпами роста, что говорит о снижении динамики роста показателей, о некотором их ухудшении. Также необходимо помнить, что любое торговое предприятие является открытой системой, на которую оказывает влияние внешняя среда, поэтому для полного представления об эффективности коммерческой деятельности предприятия важно оценивать эффективность деятельности предприятия во внешней среде или на рынке. Рыночная ситуация представляет собой сочетание событий и обстоятельств, создающих определенную обстановку на рынке. Необходимость исследования рыночной ситуации определяется сущностью коммерческой деятельности, ее четко выраженной ориентацией на интересы потребителя или рынка. Поэтому оценка рыночной ситуации представляет собой важную часть общей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Результаты расчета показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия относительно внешней среды представлены в таблице 4.
Таблица 4
Расчет показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие» относительно внешней среды
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение,+/-, 2017 г. к |
|
2015г. |
2016г. |
||||
1. Доля предприятия на рынке, % |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
+0,02 |
0,01 |
2. Соотношение темпов роста рынка и доли предприятия на рынке, коэффициент |
- |
0,96 |
0,97 |
- |
+0,01 |
3. Показатель удовлетворенности потребителей предприятия, % |
97,98 |
97,94 |
97,68 |
-0,30 |
-0,26 |
4. Уровень удержания клиентов, % |
- |
99,33 |
99,96 |
- |
+0,63 |
5. Степень расширения клиентской базы: -в абсолютных единицах, чел. -в относительных единицах,% |
- - |
15 0,33 |
8 0,18 |
- - |
-7 -0,15 |
6. Показатель прибыльности клиентов, отражающий чистую прибыль предприятия от клиента,% |
0,38 |
0,38 |
0,43 |
0,05 |
+0,05 |
7.Показатели эффективности обслуживания клиентов: -средний объем затрат времени покупателя на ожидание обслуживания, мин. |
3 |
3,05 |
3,10 |
0,10 |
0,5 |
-скорость торгового обслуживания, пок./ч. -количество дополнительных услуг, оказываемых покупателям, ед. -средний стаж работы в торговле персонала магазина, лет -число фактов нарушения установленных правил торговли, ед. |
24,42 3 2,5 4 |
24,53 3 3 2 |
24,60 4 3 3 |
+0,18 +1 +0,5 -1 |
+0,07 +1 0 +1 |
Из анализа данных таблицы 4 следует, что доля предприятия ООО «Открытие» постоянно растет: за исследуемый период она возросла на 0,02 %. При соотношении темпов роста всего рынка и доли предприятия в 0,97 это означает, что предприятие активно завоевывает новых покупателей. Показатель удовлетворенности потребителей предприятия снизился за исследуемый период на 0,30 %, что, в первую очередь, связано с увеличением числа записей в книге жалоб и предложений, а также устных высказываний недовольства покупателей, неудовлетворенных ассортиментом, а также относительно высокой ценой товаров на предприятии. Клиентская база за 3 года расширилась на 23 человека, показатель прибыльности каждого клиента также возрос на 0,05 тыс. руб. при достаточно высоком уровне удержания клиентов – 99,96%.
Из анализа показателей эффективности обслуживания клиентов можно сделать следующий выводы. Средний объем затрат времени покупателя на ожидание обслуживания за исследуемый период возрос на 0,5 мин., что отрицательно сказывается на конкурентоспособности предприятия ООО «Открытие». Но в то же время скорость торгового обслуживания выросла на 0,18 пок./ч., что может быть связано с повышением интенсивности труда, а также рационализацией организации торгово-технологического цикла предприятия. Возросло количество дополнительных услуг на 33,33% (1/3*100). Средний стаж работы в торговле персонала составляет 3 года. Число фактов нарушения установленных правил торговли в 2015 г. составляет 4 единицы, в 2016 г. – 3, в 2017 г. - 4, в целом, за исследуемый период число фактов нарушения установленных правил торговли снизилось на 1 единицу или на 25% (1/4*100).
В целом, из проведенного исследования эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие» на рынке масложировой продукции г. Тольятти, можно сделать вывод о постоянно меняющейся ситуации на рынке, как в плане изменений во времени, так и изменений по предприятиям. Рынок масложировой продукции г. Тольятти является конкурентным, с высокой активностью предприятий – конкурентов, среди которых есть и малые и средние предприятия.
Но при всем при этом, на существующем рынке продуктов питания г. Тольятти существуют реальные возможности для предприятия ООО «Открытие» по увеличению занимаемой им доли на рынке посредством внедрения мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности, направленных на решение существующих проблем, выявленных в ходе анализа его торгово-хозяйственной деятельности. Основные проблемы торгово-хозяйственной деятельности ООО «Открытие», их причины, а также пути устранения приведены в таблице 5.
Таблица 5
Резервы повышения эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия ООО «Открытие»
Проблемы |
Причины |
Пути устранения |
1.Недостаточно широкий ассортимент товаров при достаточно высоком уровне лояльности покупателей. |
Неэффективная работа по изучению спроса покупателей, а также неправильный выбор поставщиков. |
Изучение мнений и оценок покупателей, а также повышение эффективности работы с поставщиками |
2. Относительно высокий уровень цен по сравнению с основным конкурентом – ОАО «Джюса-С». |
Отсутствие постоянного мониторинга цен на товары конкурентов, а также достаточно высокие закупочные цены у поставщиков. |
Поиск поставщика с более низкими оптовыми ценами, а также корректировка ценовой политики. |
3.Неэффективная работа с поставщиками (необходимо заменить поставщика ООО ТД «Регион Волга» с высоким уровнем цен, узким ассортиментом и недостаточно высоким уровнем выполнения договорных обязательств) |
Отсутствие контроля и оценки работы поставщиков. |
Введение интегрального показателя оценки эффективности работы поставщиков ООО «Открытие». |