Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 6422
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия
1.1. Понятие коммерческой деятельности предприятия
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Открытие»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Открытие»
2.2. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
В ходе комплексного анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Открытие», а также заключительной оценке эффективности коммерческой деятельности были выявлены недостатки в различных сферах хозяйствования. Рекомендации по устранению существующих проблем, которые помогут предприятию ООО «Открытие» выйти на новые рынки, опираясь на высокое качество продаваемой продукции, высокий уровень обслуживания и активной рекламы для потребителей, будут предложены в следующей главе курсовой работы.
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
В результате расчета показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Открытие» относительно внешней среды было выявлено снижение значений показателя удовлетворенности потребителей предприятия с 97,98% до 97,68%, т.е. по итогам 2017 г. из 4523 клиентов неудовлетворенными оказались 105 клиентов.
Основными причинами недовольства покупателей являются ассортимент товаров, цена, отсутствие на складе предприятия запрашиваемых товаров, уровень обслуживания покупателей и т.д.
Рекомендуется дополнить расчет показателя уровня удовлетворения спроса покупателей специальным коэффициентом оценки мнений неудовлетворенных покупателей, который рассчитывается по следующей формуле:
– число жалоб, по которым были приняты меры и которые оказались положительно разрешены, ед.; Чжал – число жалоб, поступивших предприятию в письменном и устном виде, ед. Исследование мнений и оценок неудовлетворенных покупателей происходит на основе данных опроса продавцов на предмет наличия записей в книге жалоб и предложений, а также устных высказываний недовольства покупателей различными сторонами деятельности предприятия. Это позволит предпринять корректирующие действия для того, чтобы перевести покупателей из разряда неудовлетворенных в разряд удовлетворенных, а в идеале - в разряд лояльных.
Для ООО «Открытие» коэффициент оценки мнений неудовлетворенных покупателей составил 0,52 (55/105), т.е. из 105 поступивших жалоб только были положительно разрешены. В результате проведенного исследования мнений и оценок неудовлетворенных покупателей на торговом было выявлено, что элементом, который необходимо совершенствовать на предприятии и по которому меньше всего разрешенных жалоб, является широта ассортимента реализуемых предприятием товаров.
Рекомендуется дополнить ассортимент такой товарной группой, как кетчуп и томатная паста (удельный вес данной товарной группы должен составлять не менее 10%) и на основе этого снизить количество отказов из-за его отсутствия в ассортименте реализуемых товаров. Предлагается закупать данную продукцию на тольяттинском комбинате.
Инвестиций на внедрение рекомендации не предполагается, так как все затраты являются текущими. Предложенная рекомендация позволит увеличить розничный товарооборот на 1,49 %; прибыль – на 34,63 тыс. руб.; годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации ожидается в размере 46,43 тыс. руб.
В результате анализа деятельности предприятия было выявлено, что показатель удовлетворенности потребителей предприятия снизился за исследуемый период на 0,30%, что, в первую очередь, связано с увеличением числа записей в книге жалоб и предложений, а также устных высказываний недовольства покупателей, неудовлетворенных ассортиментом, а также относительно высокой ценой товаров на предприятии.
Несмотря на то, что клиентская база за исследуемый период расширилась на 23 человека, причем в 2016 г. удалось привлечь 15 покупателей, а в 2017 г. лишь 8, т.е. абсолютное снижение составило 7 покупателей.
Для определения причин отказа от закупок товаров исследуемого предприятия был проведен опрос. Он позволил выявить, что их отказы вызваны значительным уровнем цен. При этом покупатели готовы приобретать продукцию ООО «Открытие», если на предприятии будет разработана и предоставлена система скидок.
В соответствии с этим в качестве рекомендации предлагается внедрить в деятельность предприятия следующую акцию: 10 числа каждого месяца предоставлять скидку в 10 %.
В результате прирост товарооборота составит: 7чел*12*0,150тыс.руб.=12,60 тыс. руб.
Предложенная рекомендация позволит увеличить розничный товарооборот на 0,10 %; прибыль – на 1,28 тыс. руб.; годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации ожидается в размере 2,01 тыс. руб. Инвестиций на внедрение рекомендации не предполагается, так как все затраты являются текущими. Следовательно, предлагаемая рекомендация является экономически целесообразно6й и предлагается к внедрению.
Рекомендуется проанализировать три варианта потенциального поставщика по выбранным критериям оценки. Критерии оценки поставщика: надежность поставки, цена, условия платежа, вероятность внеплановых поставок, сроки поставки и широта ассортиментной политики. Все поставщики располагаются в черте г. Тольятти.
Наиболее необходимым аспектом является надежность поставки продукции. Предлагаются три поставщика: ООО «Зарница» (ул. Комсомольская, 45а); ОАО «Продсервис» (ул. Новозаводская, 34); ООО «Неон» (ул. Индустриальная, 112).
Оценка производится по 10-балльной шкале, где 10 баллов – наилучший результат. Рассчитав рейтинг представленных поставщиков, можно выбрать наиболее перспективного среди них. Самый высокий балл у предприятия ООО «Неон» - 7,5 балла, который выгодно отличается от остальных представленных поставщиков широким ассортиментом, надежностью поставки и невысокой ценой. При замене поставщика на более перспективного ООО «Неон», план поставок выровняется и, соответственно возрастет объем реализации.
Предложенная рекомендация позволит увеличить розничный товарооборот на 3,05 %; годовой экономический эффект от введения данной рекомендации ожидается в размере 68,34 тыс. руб., прибыль – на 45,40 тыс. руб. Инвестиций на внедрение рекомендации не предполагается, так как все затраты являются текущими.
Таким образом, рекомендация по смене поставщика ООО ТД «Регион Волга» на более перспективного ООО «Неон» является экономически целесообразной и предлагается к внедрению.
Обобщенные результаты внедрения представленных выше рекомендаций приведены в таблице 6.
Таблица 6
Сводная таблица экономической эффективности разработанных мероприятий
Рекомендация |
Прирост товарооборота |
Прирост прибыли, тыс.руб. |
Экономия условно-годовая, тыс.руб. |
Годовой экономический эффект, тыс.руб. |
|
Абс., тыс.руб |
Отн.,% |
||||
Рекомендация 1 |
368,55 |
3,05 |
45,40 |
22,94 |
68,34 |
Рекомендация 2 |
180,00 |
1,49 |
34,63 |
11,18 |
46,43 |
Рекомендация 3 |
12,60 |
0,10 |
1,28 |
0,73 |
2,01 |
Итого |
561,15 |
4,64 |
81,31 |
34,85 |
116,78 |
Анализ данных приведенной таблицы показывает, что общий прирост товарооборота от внедрения предлагаемых рекомендаций составит 561,15 тыс. руб. или 4,64 %; прирост прибыли – 81,31 тыс. руб.; годовой экономический эффект составит 116,78 тыс. руб.
Совокупное воздействие приведенных выше мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие» на основные экономические показатели представлено в таблице 7.
Таблица 7
Совокупное влияние рекомендаций на основные экономические показатели деятельности ООО «Открытие»
Наименование показателя, единица измерения |
До внедрения рекомендаций |
После внедрения рекомендации |
Темпы роста, % |
1. Товарооборот розничный, тыс. руб. |
11000,00 |
11628,00 |
105,71 |
2. Товарооборот по покупным ценам, тыс. руб. |
7716,00 |
8613,33 |
111,63 |
3. Среднесписочная численность, чел. всего, в том числе: торгово-оперативных работников продавцов |
8 4 3 |
12 6 5 |
150,00 150,00 166,67 |
4. Товарооборот, приходящийся на 1 работника, тыс. руб. На 1 работающего на 1 торгово-оперативного работника на 1 продавца |
1375,00 2750,00 3666,67 |
969,00 1938,00 2325,60 |
70,47 70,47 63,43 |
5. Фонд оплаты труда, тыс. руб. всего, в том числе: торгово-оперативных работников продавцов |
524,80 351,45 |
541,84 362,31 |
103,25 103,09 |
6. Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. на 1 работающего на 1 торгово-оперативного работника на 1 продавца |
165,63 131,20 117,15 |
113,93 90,31 72,46 |
68,78 68,83 61,85 |
7. Валовой доход, тыс. руб. |
3284,00 |
3014,67 |
91,80 |
8.Уровень валового дохода, % |
29,85 |
25,93 |
- |
9. Издержки обращения, тыс. руб. |
1899,20 |
1883,77 |
99,19 |
10. Уровень издержек обращения, % |
17,27 |
16,20 |
- |
11. Издержкоотдача |
5,79 |
6,17 |
106,57 |
12. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1384,80 |
1130,90 |
81,66 |
13. Рентабельность продаж, % |
12,59 |
9,73 |
- |
Из анализа данных таблицы 7 можно сделать вывод, что предложенные рекомендации повлияли на все основные показатели коммерческой деятельности ООО «Открытие».
Заключение
Коммерческая деятельность торгового предприятия представляет собой организацию деятельности в целях доведения товаров от производителей до конечных потребителей. Она включает все аспекты организации деятельности предприятия. Однако несмотря на общие элементы коммерческой деятельности каждое торговое предприятие при ее построении должно учитывать совокупность внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на результаты работы предприятия.
Оценка системы показателей экономической эффективности ООО «Открытие» показала, что наблюдается снижение цепных темпов роста основных экономических показателей по сравнению с базисными темпами роста, что говорит о снижении динамики роста показателей, о некотором их ухудшении. Данная экономическая ситуация сложилась в виду существования ряда проблем, а именно неэффективной работы с поставщиками, дисбаланса ассортимента предприятия, недостаточной широты ассортимента товаров при достаточно высоком уровне лояльности покупателей.
С целью устранения выявленных замечаний предложен комплекс рекомендаций, а именно:
1. Введение интегрального показателя оценки эффективности работы поставщиков ООО «Открытие».
2. Введение показателя оценки мнений неудовлетворенных покупателей предприятия ООО «Открытие».
3. Внедрение акционного предложения с целью повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие».
Все предлагаемые рекомендации являются экономически обоснованными, поскольку по каждой из них проведен расчет экономической эффективности.
Реализация рекомендации по введению интегрального показателя оценки эффективности работы поставщиков ООО «Открытие» позволяет увеличить розничный товарооборот на 3,05 %, прибыль – на 45,40 тыс. руб. Годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации ожидается в размере 68,34 тыс. руб. Внедрение рекомендации по введению показателя оценки мнений неудовлетворенных покупателей предприятия ООО «Открытие» позволяет увеличить розничный товарооборот на 1,49 %, прибыль – на 34,63 тыс. руб.
Годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации ожидается в размере 46,43 тыс. руб. Реализация рекомендации по внедрению акционного предложения с целью повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие» ведет к росту розничного товарооборота на 0,10 %; прибыли – на 1,28 тыс. руб.
Годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации ожидается в размере 2,01 тыс. руб. Реализация предложенных рекомендаций в совокупности позволяет получить дополнительный товарооборот в размере 561,15 тыс. руб. Увеличение прибыли от продаж составит 5,00 %, рентабельности - 0,04 %.
Общий размер условно-годовой экономии в результате внедрения рекомендаций определен в сумме 34,85 тыс. руб., годовой экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций ожидается в размере 116,78 тыс. руб.