Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 6426
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия
1.1. Понятие коммерческой деятельности предприятия
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Открытие»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Открытие»
2.2. Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Открытие»
Осуществление коммерческой деятельности условно можно разделить на несколько блоков. В каждый из этих блоков входят операции, которые выполняются на соответствующем этапе коммерческой деятельности. Осуществление коммерческой деятельности осуществляется в несколько этапов.
Первый этап-информационное обеспечение коммерческой деятельности. Этот этап является основой успешной коммерческой деятельности, и заключается в сборе информации о потребительском спросе, конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, данных о самом товаре, о численности и составе потребителей, о платежеспособном спросе, о возможностях и угрозах со стороны компании-конкурентов[13]. Другими словам, сотрудники, занимающиеся ведением коммерческой деятельности, должны изучить и проанализировать все факторы внутренней и внешней среды организации.
Трудность данной работы состоит в том, что эти факторы многочисленны и постоянно изменяются, в связи с этим в основу коммерческой деятельности необходимо закладывать прогнозируемые значения этих факторов. Коммерческая информация дает возможность торговым компаниям анализировать свою деятельность, а также планировать ее и осуществлять функцию контроля за ее результатами. Источники коммерческой информации разнообразны. Так, источником коммерческой информации могут служить маркетинговые исследования, проведенные по конкретным товарам. Прежде чем проводить маркетинговые исследования и инвестировать денежные средства в сбор, анализ и изучение информации, надлежит осуществить сравнительную оценку затрат и значимости результатов, которые будут получены в ходе исследования. В том случае, если выгода от использования коммерческой информации превышает затраты на ее получение, проведение маркетинговых исследований целесообразно[14].
Другим важным источником коммерческой информации выступают внутренние сведения и документация торгового предприятия, в том числе данные об объемах товарооборота, затратах на реализацию, объемах товарных запасах, прибыли, управленческих расходах и других экономических показателях компании. В качестве коммерческой информации могут выступать данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка, его развития, емкости и других характеристиках[15].
Сейчас, все большее распространение получает приобретение информации у организаций, которые занимаются «производством и продажей чистой информации» в качестве основного вида деятельности. Основываясь на данные, получение путем проведения анализа имеющейся информации можно начать реализацию следующего этапа коммерческой деятельности, а именно определение потребностей в товарах. На данном этапе устанавливается емкость рынка и его сегментов, аргументируется ассортимент необходимых товаров[16].
Третьим этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных поставщиков. Этот этап подразумевает работу по сбору информации и изучению возможных партнеров, компаний-поставщиков товаров, при этом анализируется их размещение, широта и глубина ассортимента предлагаемых товаров, условия поставок, цена, репутация на рынке и многие другие характеристики[17].
Следующий этап коммерческой деятельности-установление договорных отношений с поставщиками товаров. Этот этап подразумевает под собой решение вопроса об установлении договорных отношений с компаниями-поставщиками товаров[18]. Необходимо согласовать все нюансы, которые связаны с подготовкой договора и с его подписанием. В конечном итоге, на данном этапе должен быть подписан договор на поставку товаров, выполнение которого необходимо контролировать.
Еще одним важнейшим этапом коммерческой деятельности является управление ассортиментом товаров. Торговому предприятию необходимо обеспечить широту и глубину ассортимента, а также своевременно обновлять ассортимент товаров в зависимости от изменения спроса на них, разрабатывать ассортиментных перечней товаров и контроль над ними.
Ассортиментная политика торгового предприятия должна принимать во внимание ряд факторов таких, как разнообразие товаров в магазинах, гибкость ассортимента, его соответствие колебаниям спроса и сезонным изменениям, рациональное размещение товаров в торговых залах магазинов. Каждое торговое предприятие ежедневно должно проводить работу по изучению и поддержанию требуемого населению ассортимента[19].
Следующим этапом коммерческой деятельности является рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров. Она призвана ускорять реализацию товаров, повышать эффективность труда торгового персонала.
Рекламно-информационная деятельность заключается в разработке и проведении рекламных акций и кампаний и последующей оценки эффективности реализованных рекламных мероприятий. В розничной торговле необходимо использовать различные виды 20 рекламы от оформления витрин, до рекламы по радио и телевидению, так как в условиях рыночной экономики реклама — это двигатель торговли и эффективный способ стимулирования сбыта.
Торговая организация должна определить методы продажи товаров[20]. Грамотно налаженная продажа товаров благоприятствует росту товарооборота, наиболее эффективному удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельность торговой компании. Форма и состав операций по продаже товаров, в первую очередь, зависят от ассортимента, предлагаемых товаров и методов их реализации. Действительно, на выбор товаров повседневного спроса покупатель тратить значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Соответственно, в магазинах, которые применяют различные методы продажи и содержание операций по реализации товаров существенно отличаются. Под операциями по реализации товаров торговых предприятий следует понимать способы продажи товаров потребителям[21].
Таким образом, коммерческая деятельность торгового предприятия представляет собой организацию деятельности в целях доведения товаров от производителей до конечных потребителей. Она включает все аспекты организации деятельности предприятия. Однако несмотря на общие элементы коммерческой деятельности каждое торговое предприятие при ее построении должно учитывать совокупность внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на результаты работы предприятия.
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Открытие»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Открытие»
Общество с ограниченной ответственностью «Открытие» является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Учредителем общества является физическое лицо. ООО «Открытие» является субъектом российского права и юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать в РФ и за границей имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
ООО «Открытие» занимается оптовой и розничной торговлей продовольственными товарами, являясь одним из предприятий пищевой промышленности г.о. Тольятти. На протяжении всего своего существования предприятие изготавливает и реализует продукцию масложировой промышленности. Ведущими тенденциями деятельности предприятия является производство майонеза, маргарина, растительного масла, различных видов соусов и их дальнейшая реализация через специализированный отдел по сбыту фирменной продукции, а кроме того с помощью розничной торговой сети магазинов с широким ассортиментом.
ООО «Открытие» осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в товарах и услугах, а также получения прибыли.
В соответствии с Уставом предметом деятельности ООО «Открытие» является:
- оптовая и розничная торговля продуктами питания;
- приобретение, переработка сырья, полуфабрикатов и производство, хранение, реализация готовых продуктов питания;
- организация торгово-закупочной, розничной, мелкооптовой и оптовой торговли российскими и импортными продуктами, продажа товаров по образцам, каталогам, а также с использованием иных форм торговли;
- реализация товаров народного потребления.
Производственная структура ООО «Открытие» выглядит следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Производственная структура ООО «Открытие»
Данная структура характеризуется наличием как вертикальных, так и горизонтальных связей между элементами, что играет немаловажную роль в оперативном принятии управленческих решений.
Графическое изображение организационной структуры управления ООО «Открытие» приведено на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура управления ООО «Открытие»
Организационная структура управления представлена двумя элементами, один из которых осуществляет производство товаров (цех №1 и №2, результаты деятельности которых не будут анализироваться в данной бакалаврской работе), а другой – продажу товаров, а именно магазин ООО «Открытие», анализ которой приведен ниже. В данной организационной структуре управления имеется 2 уровня, где высший уровень управления занимает генеральный директор, осуществляющий руководство предприятием, а также занимается совершенствованием хозяйственной деятельности предприятия. Также на первом уровне управления находится зам. директора по коммерческим вопросам, главный бухгалтер, начальник отдела маркетинга. На втором уровне управления располагается администратор торгового зала.
Органами управления и контроля ООО «Открытие» являются:
– общее собрание участников Общества;
– генеральный директор.
Розничная продажа в магазине ООО «Открытие» осуществляется через прилавок. Ассортимент товаров предприятия включает майонезы, маргарин, подсолнечное масло, кетчуп, горчицу. В целом ассортимент включает в себя
около 25 наименований. Ежегодный выпуск продукции составляет 100 тонн майонеза, 30 тонн подсолнечного масла, до 100 тонн маргарина. Основные экономические показатели деятельности ООО «Открытие» приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные экономические показатели производственной деятельности ООО «Открытие» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение,%, +/-, 2017 г. к |
|
2015г. |
2016г. |
||||
1. Розничный товарооборот, тыс. руб. |
10300,00 |
11300,00 |
11000,00 |
106,80 |
97,35 |
2. Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб. |
7210,00 |
7910,0 |
7716,00 |
107,02 |
97,35 |
3.Численность работников, чел. В т.ч. торгово- оперативных работников, в т.ч. продавцов |
9 4 3 |
9 4 3 |
8 4 3 |
88,89 100,00 100,00 |
88,89 100,00 100,00 |
4. Выработка / товарооборот, приходящийся на: - 1 торгового работника - 1 торгово-оперативного работника - 1 продавца |
1144,44 2575,00 3433,33 |
1255,56 2825,00 3766,67 |
1375,00 2750,00 3666,67 |
120,15 106,80 106,80 |
109,51 97,35 97,35 |
5. Фонд оплаты труда (ФОТ) всего, тыс. руб., в т. ч. ФОТ торгово-оперативных работников, в т. ч. ФОТ продавцов |
1274,58 503,20 342,36 |
1292,22 508,80 348,69 |
1325,04 524,80 351,45 |
103,96 104,29 102,66 |
102,54 103,14 100,79 |
6. Среднегодовая ЗП, тыс. руб.: -1 торгового работника - 1 торгово-оперативного работника - 1 продавца |
141,62 125,80 114,12 |
143,58 127,20 116,23 |
165,63 131,20 117,15 |
116,95 104,29 102,66 |
115,36 103,14 100,79 |
7. Валовой доход, тыс. руб. |
3090,00 |
3390,00 |
3284,00 |
106,28 |
96,87 |
8.Уровень валового дохода, % |
30,00 |
30,00 |
29,85 |
-0,15 |
-0,15 |
9.Издержки обращения, тыс. руб. |
1977,74 |
1986,80 |
1899,20 |
96,03 |
95,59 |
10.Уровень издержек обращения, % |
19,20 |
17,58 |
17,27 |
-1,94 |
-0,32 |
11.Прибыль от продаж, тыс. раб. |
1112,26 |
1403,20 |
1384,80 |
124,50 |
98,69 |
12.Рентабельность продаж, % |
10,80 |
12,42 |
12,59 |
1,79 |
0,17 |
13.Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы |
- |
- |
- |
1,03 |
0,95 |
Розничный. товарооборот является одним из ключевых показателей, по которым оценивается экономическая и другая деятельность предприятия торговли. В ООО «Открытие» товарооборот в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 1000 тыс. руб., что составляет 9,71 % (11300/10300). В 2017 г. снижение розничного товарооборота составило минус 300 тыс. руб. в последнем году исследуемого периода.