Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
2.2. Пути совершенствования социальной защиты граждан, связанных
с похоронами умерших
В Российской Федерации в настоящее время вопросы социального обеспечения и социальной защиты граждан далеки от благополучного их решения.
Важной правовой формой социальной защиты населения является закон «О государственной социальной помощи», который регламентирует государственную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям за счёт региональных бюджетов и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) за счёт федерального бюджета и «социальных пакетах» для определённых категорий населения, включённых в федеральный реестр.
Ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения страны. За последние годы в России принят ряд важнейших документов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России, в том числе:
- Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 31 августа 2011 года, утверждает Санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 мая 2015 г. № 278н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области похоронного дела". (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2015 № 37374).
В ряде субъектов Федерации приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В последние годы образовались сотни новых коммерческих организаций, которые в соответствии с требованиями рынка предоставляют возможности широчайшего выбора форм ритуального обслуживания.
Принципиально иными стали земельные отношения. Другими стали государственные и муниципальные предприятия, в ведении которых находятся кладбища.
Главная задача, которую предстоит решить в ближайшее годы - это обеспечить социальную защиту малоимущих граждан при предоставление им ритуальных услуг и одновременно повысить уровень качества предоставляемых услуг (услуг кладбищ и крематориев).
В этих целях в регионах целесообразно Законодательно установить хорошо зарекомендовавший себя в других регионах порядок предоставления социального пакета ритуальных услуг по твердой государственной (муниципальной) цене. Например: стоимость гроба, венка, катафального транспорта, услуг по погребению и т.д. Размер стоимости всего комплекса услуг, например, может составлять двукратный размер прожиточного уровня, установленного в данном регионе. Одновременно с установлением указанного выше порядка по предоставлению социального пакета целесообразно установить доплату (за счет бюджета муниципалитета или Субъекта федерации) за предоставление ритуальными организациями гарантированного перечня услуг на безвозмездной основе. По Федеральному закону стоимость такого перечня составляет 1,0 тыс. руб. В регионах компенсацию установили на уровне 3-5 тыс. рублей, что соответствует рыночной стоимости гарантированного перечня.
Должен быть отлажен такой механизм использования кладбищ, когда оно работает постоянно. В частности путем формирования семейных (родовых) захоронений. Опыт Европейских стран показывает, что на одном родственном (семейном, фамильном) участке, в одной родственной ограде или в одном фамильном склепе производится захоронение умерших представителей 3-5 и более поколений одной семьи. Такие примеры есть и в регионах РФ. Такие места захоронений, как правило, содержится очень аккуратно. Наличие таких участков резко сокращает потребность в захоронениях на новых местах. При этом более активно решаются вопросы кремации тел умерших. При организации семейных, родовых захоронений в родственную ограду и могилу может быть произведено некоторое количество захоронений гробом, а число захоронения урной не ограничено. Данный механизм нуждается в законодательной поддержке. Необходимо расширить производственный ресурс комплексов по кремированию тел умерших. Из первоочередных мер в этом направлении следует выделить следующее:
- строительство новых крематориев в составе создаваемых похоронных домов с привлечением внебюджетных средств. В соответствии с рекомендациями парламентских слушаний, крематории должны сооружаться во всех городах, населением более 500 тыс. жителей. Такие крематории на 3-5 печей каждый предпочтительнее построить в административных границах города, на собственной городской земле, т.к. с областными муниципалитетами сложно будет договориться о выделении земли для крематория из-за экологических ограничений и психологическими предрассудками, связанных с сооружением подобного типа объектов.
На протяжении всей истории человечества ритуально-похоронное дело остается одной из значимых сфер социальной жизни и затрагивает интересы всего населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, каждый год в России умирает более 2 млн. человек, в похоронах принимают участие десятки миллионов граждан. Организация похоронного дела и рынок ритуальных услуг представляет собой повышенную социальную значимость. Поэтому приобщение к цивилизованному похоронному сервису и сохранение ритуальных традиций имеет важное значение в социально-экономической и духовной жизни общества, а культура похорон является неотъемлемой частью общей культуры.
В России отсутствует регулирование рынка ритуальных услуг со стороны государства. Это не раз отмечалось такими исследователями, как Абелев, Рожков, Зульфугарзаде 2006; Елютина, Филиппова 2010; Барков, Грачёв 2013. Так, местные органы самоуправления предпочитают снимать с себя ответственность и нагрузку на социальный бюджет, по сути, предоставляя рынку ритуальных услуг полную автономию.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить следующее: рынок ритуальных услуг, несмотря на различные локальные конфигурации внутри нашей страны, включает не только частные ритуальные компании, но и множество других игроков. В качестве активных акторов рынка ритуальных услуг выступают работники моргов, санитары, полиция и многие другие участники теневых и неформальных экономических практик. «Современный рынок ритуальных услуг в России представляет собой неформальную сеть держателей инфраструктурных ресурсов и частного бизнеса, что принципиально отличает его от западных моделей».
С 1 января 2013 года вступил в силу новый ГОСТ, утвержденный Росстандартом на организацию и проведение похорон. Стандарт устанавливает общие требования к услугам по организации и проведению похорон, включая создание, учет и инвентаризацию мест захоронения в Российской Федерации и предназначен для организаций независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги.
Согласно стандарту, ритуальные агентства должны предоставить родственникам усопших возможность оформлять заказы через интернет. Кроме того, в способы оплаты заказов должна быть внесена возможность оплаты банковской картой, а также получение ритуальных услуг в кредит.
Положения нового ГОСТа коснулись всех видов ритуальных услуг.
К взаимодействию с родственниками усопших могут быть допущены только квалифицированные работники, знающие правила поведения и похоронного этикета. В случае нарушения похоронной этики друзья и близкие покойного могут потребовать возмещения морального ущерба.
«Не во всех обществах и не во все исторические периоды отношение к смерти было одинаковым. Современное общество воспринимает ритуально-похоронное дело со страхом и чувством незащищенности» пишет в своей статье С.А. Инкижива.
Рынок ритуальных услуг в современной России остаётся неисследованным явлением. Хочется надеяться, что ряд затронутых вопросов, а также предложенные ответы побудят исследователей и законодательство обратить внимание на данный многогранный феномен.
Заключение
В соответствии с Постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.02.96 «О мерах реализации ФЗ «О погребении и похоронном деле» утвержден временный порядок обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели».
Похоронное дело за последние годы стало отраслью городского хозяйства. Приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет большое значение в самых различных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны. Это особенно актуально сейчас, когда после многих десятилетий забвения вернулось понимание, что культура похорон - неотъемлемая часть общей культуры.
В последнее время большое внимание власти стали уделять на похоронное обслуживание. Ежегодно стали проводиться выставки похоронной индустрии, семинары, конференции, появился ряд печатных изданий, посвященных вопросам похоронного дела. В действительности, на сегодняшний день похоронные услуги для народа имеют неоценимую значимость. Если учесть, что ежегодно на территории России умирает более двух миллионов человек, то такое же количество требуется и ритуальных услуг. При организации похорон необходимо учитывать, что каждый человек вне зависимости от его положения должен быть похоронен достойно, в соответствии с существующими гражданскими, религиозными и национальными традициями.
Существует огромная конкуренция, тем более, если речь идет о таких мегаполисах, как Москва или Санкт-Петербург. Понятно, что данная сфера деятельности нуждается в повышенном внимании, как со стороны государственных органов, так и общественности.
Одной из серьезных проблем стало плачевное состояние многих объектов похоронного назначения, которые не только не отвечают действующим законодательным требованиям, но и элементарным правилам безопасности. Земельные участки, которые отводятся под создания новых кладбищ в большинстве российских городов, зачастую являются просто непригодными для данных целей. Большинство региональных объектов похоронного назначения находятся на территориях, которые весной и осенью подтопляются. Многие муниципальные кладбища не благоустроены и не ухожены, имеют следы вандализма, замусорены и не ограждены. К сожалению, органы местного самоуправления зачастую самоустраняются и не занимаются вопросами надлежащего содержания объектов похоронного назначения. Многие надмогильные сооружения требуют капитального ремонта, но не федеральные и региональные бюджеты на это практически не выделяются. Крайне удручающий вид имеют многие кладбища малых российских городов и сел. Нередко они хаотично покрыты кустарниками и травой, не имеют дорожек с твердым покрытием и т.д.
Безусловно, в последнее время правительство РФ все чаще затрагивает вопросы, связанные с урегулированием оказания ритуальных услуг и их тщательным контролем. Именно поэтому сотрудники ритуальных компаний уверены, что ситуация постепенно будет налаживаться.
Не во всех обществах и не во все исторические периоды отношение к смерти было одинаковым. Современное общество воспринимает ритуально-похоронное дело со страхом и чувством незащищенности. Табу на обсуждение смерти, строго установленные сроки проведения похорон и принудительность ритуала погребения приводят к тому, что родственники усопшего принимают импульсивные решения, они не сравнивают заранее цены и не имеют полного представления о том, какие именно услуги они приобретают.
Правила ритуала погребения приводят к тому, что покупатель на рынке ритуальных услуг имеет высокую степень неопределенности - он не знает, когда именно ему придется потреблять услуги, сколько они стоят и даже что они собой представляют. А это в свою очередь сказывается на том, что покупатели не чувствительны к изменению цен.
На российском рынке ритуальных услуг в условиях, когда похоронных компаний с каждым годом становится все больше и когда существуют значительные издержки, связанные с приобретением информации о заказчиках через сотрудников скорой помощи и полиции, неэластичный спрос приводит к тому, что, продавцы вынуждены постоянно повышать цены. Муниципальные образования, добросовестно обеспечившие оказание услуг по погребению в рамках гарантированного перечня посредством привлечения иных хозяйствующих субъектов (не являющихся специально созданными муниципальными предприятиями и учреждениями), нередко становятся субъектами ответственности согласно нормам законодательства о конкуренции. Для решения возникшей проблемы, по мнению О.В.Корнеевой «представляется необходимым внести изменения в ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", представив ее в следующей редакции:
"1. Органы местного самоуправления вправе создавать в целях обеспечения оказания гарантированного перечня услуг по погребению специализированные службы по вопросам похоронного дела в организационно-правовой форме муниципальных предприятий или учреждений. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
2. При отсутствии в муниципальном образовании специализированной службы по вопросам похоронного дела гарантированный перечень услуг по погребению оказывается иными организациями или индивидуальными предпринимателями на основании муниципального контракта"».