Файл: Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Графическое представление результатов анализа.

Коэффициент вариации – это отношении среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса [18,85].

3. Совмещенный АВС и XYZ-анализ. Совмещенный анализ позволяет в полной мере проанализировать ассортимент и принять необходимые управленческие решения. Данный вид анализа позволяет:

- повысить эффективность управления товарными запасами и закупками товара;

- выработать оптимальную закупочную политику в отношении каждого вида товара;

- выявить товары – «звезды» и товары – аутсайдеры;

- грамотно распределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

В результате данного совмещенного анализа выделяется 9 групп объектов анализа по двум критериям – степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность этого результата (XYZ)

Так, товары группы AX являются наиболее важными в структуре ассортимента компании, а товары группы CZ – это кандидаты на выведение из ассортимента.

4. Методика сравнительной оценки объектов с помощью семантического дифференциала. Суть данной методики состоит в следующем:

1. Для оценки ассортимента торгового предприятия выбирается следующий набор шкал, состоящий из 8 наиболее важных характеристик: глубина, широта, обновление, полнота, устойчивость, гармоничность, инновативность, сбалансированность.

2. Указываются крайние значения этих характеристик, размерное поле между ними делится на баллы. При делении применяется семибалльная шкала (от 0 до 7), если респонденту сложно дать оценку какой либо характеристике, по шкале ставится оценка «0».

3. По результатам оценки респондентов подсчитываются средние значения для каждой характеристики, затем на каждой шкале, обозначающую конкретную характеристику ставится точка.

4. Соединив точки прямыми отрезками, можно получить профиль ассортимента по созданным семантическим шкалам.

Конечно, может вызвать сомнение то, что покупатели могут качественно ответить на такие сложные вопросы за один сеанс. Однако это возможно, поскольку многое зависит от опыта интервьюера, от того, насколько правильно он проинструктировал респондента. Именно интервьюер объясняет респонденту то, что означает каждая характеристика. Всё это сокращает продолжительность интервью и позволяет получить качественные оценки.

5. Для сравнительной оценки может дополнительно вводиться профиль, созданным по оценкам руководителя (идеальный профиль).


Описанный выше подход выигрывает по экономичности у других подходов, основанных на последовательности – качественное, а затем количественное исследование. При использовании описанной методики семантического дифференциала время и стоимость исследования уменьшаются [31,9].

Таким образом, оптимально подобранный ассортимент непродовольственных товаров предприятия прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять чистой прибылью предприятия. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Глава 2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»

2.1 Краткая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом»

Анализируемое предприятие возникло в 2006 году и в настоящее время именуется ООО «Царь-Дом». Организационно-правовая форма анализируемого розничного торгового предприятия: общество с ограниченной ответственностью. Общество, являющееся юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, а также в соответствии с Уставом данного предприятия. Также в Уставе прописано положение о том, что Общество имеет право осуществлять владение принадлежащим ему имуществом на частной основе. В настоящее же время в составе Общества имеется как собственная торговая площадь, так и арендуемая. Сооружения и оборудование также является собственностью предприятия.

Управление Обществом, согласно Уставу, осуществляет высший орган – Общее собрание участников. Исполнительным органом является директор. Розничное торговое предприятие ООО «Царь-Дом» имеет свою структуру, которая представлена на рис. 5.


Рисунок 5. Структура розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом»

Розничное торговое предприятие ООО «Царь-Дом» состоит из основного и вспомогательных подразделений и административного корпуса. Основное подразделение представляет собой торговый зал, а вспомогательное подразделение включает склад.

Организационная структура данного предприятия предполагает его хозяйственную обособленность, наделение юридическими правами и ответственностью за свою деятельность (Общество предполагает нести ответственность принадлежащим ему имуществом), а также выбранной системой учета и отчетности – ведение Книги доходов и расходов и предоставление в контролирующие органы Налоговых деклараций (сдается предприятием за каждый отчетный период – квартал). В ней рассчитывается сумма подлежащего уплате единого налога в соответствии с применяемой предприятием упрощенной системой налогообложения.

Целями своей деятельности Общество считает расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли. Основным предметом функционирования предприятия является розничная продажа товаров народного потребления, товаров для дома, текстильных изделий.

Для реализации основного предмета деятельности ООО «Царь-Дом» имеет площадь, используемую под магазин, состоящий из двух отделов: «Ткани» и «Текстиль для дома» (постельные принадлежности», полотенца, скатерти) и оборудованного контрольно-кассового узла. Продажа товаров в этом магазине происходит посредством двух видов форм обслуживания: продажа товаров по образцам (ткани), индивидуальное обслуживание через прилавок. С целью реализации тканей методом продажи по образцам, в магазине оборудованы стеллажи для образцов.

Численность сотрудников торгового предприятия ООО «Царь-Дом» составляет 16 человек, в том числе торгово-оперативного состава 8 человек, из них продавцов 4 человека. Организационная структура исследуемого предприятия представлена на рис. 6.

Данная организационная структура имеет тип линейно-функциональной. Продажа товаров осуществляется непосредственно продавцами, расчеты с покупателями производит кассир-контролер, разгрузка товаров, поступивших непосредственно в магазин или на склад, осуществляется грузчиком. Координирует их работу администратор, в чьи обязанности также входит решение различных вопросов, касающихся предотвращения конфликтов, возникающих между продавцами и покупателями, предоставления дополнительных услуг, проведение анкетного опроса покупателей с целью выяснения потребностей.


Рисунок 6. Организационная структура ООО «Царь Дом»

Помимо торгового персонала, в кадровый состав предприятия входят также административно-управленческий персонал и специалисты. Численность их на протяжении всей деятельности Общества оставалась неизменной и равна 8, включая директора. Состав ее таков: бухгалтерия – 2 работника, один из них – главный бухгалтер; отдел маркетинга – 1 работник; товаровед – 1 человек; заведующий складом – 1 человек; 1 менеджер по поставкам товаров. В его обязанности входит организация поставок товаров по заказам продавцов, осуществляет контроль качества перевозимой продукции, организует работу автотранспорта.

Бухгалтерия собирает и обрабатывает информацию о хозяйственной деятельности предприятия, рассчитывает финансовый результат деятельности предприятия, производит начисление заработной платы, контролирует основные и оборотные средства, издержки предприятия. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, устанавливает цены на товары, разрабатывают политику по стимулированию спроса, разрабатывают маркетинговую политику.

В целях привлечения покупателей магазином используются следующие элементы маркетинговой политики бесплатная парковка для покупателей на территории магазина; работа без перерывов и выходных (с 10.00 до 20.00 часов); распродажи, лотереи; действие различного рода скидок в 10-15% для постоянного покупателя;

Такая маркетинговая политика в настоящее время является необходимым элементом существования любого розничного магазина, поскольку только такие методы позволяют потенциальных потребителей превратить в реальных. Также маркетинговый отдел занимается разработкой рекламной политики. Товаровед осуществляет проверку товаров по качеству и определяет требования к товарам, составляет претензии по недоброкачественным товарам. Заведующий складом руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товаров со склада, организует проведение погрузочно-разгрузочных работ, участвует в проведении инвентаризации [13;171].

2.2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»


Согласно приведенной методике первым этапом анализа формирования товарного ассортимента является АВС – анализ. Объектом исследования выступают следующие товарные группы: постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей.

АВС – анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров продаж и выявить базовый ассортимент ООО «Царь-Дом». АВС-анализ по обороту – это ранжирование ассортимента по выручкам. Удельный вес каждой группы товаров в общем объеме продаж ООО «Царь-Дом» за 2016 год, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Исследование фактического ассортимента ООО «Царь-Дом» на основе АВС-анализа (по обороту)

Товарная группа

Оборот за I квартал, тыс. руб.

Оборот за II квартал, тыс. руб.

Оборот за III квартал, тыс. руб.

Оборот за IV квартал, тыс. руб.

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте,%

Доля в обороте с накопительным итогом, %

Группа

Постельное белье

1455,30

1480,35

1286,18

1602,95

5824,78

28,78

28,78

А

Скатерти

150,69

153,28

133,18

165,98

603,13

2,98

31,76

С

Ткани

1084,65

1103,32

958,60

1194,69

4341,26

21,45

53,21

А

Подушки

506,17

514,88

447,35

557,52

2025,92

10,01

63,22

В

Полотенца вафельные

388,35

395,03

343,22

427,75

1554,35

7,68

70,90

В

Полотенца махровые

764,06

777,21

675,27

841,59

3058,13

15,11

86,01

В

Одеяла

126,42

128,59

111,72

139,24

505,97

2,50

88,51

С

Пледы

354,47

360,57

313,28

390,43

1418,75

7,01

95,52

С

Простыни махровые

226,54

230,44

200,21

249,52

906,71

4,48

100

С

Итого:

5056,65

5143,67

4469,01

5569,67

20239,00

100,00

-

-