Файл: Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
1.1 Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли
Глава 2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
2.1 Краткая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом»
2.2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
Анализ данных табл. 2 свидетельствует о том, что товарные группы «постельное белье» и «ткани» являются явными лидерами, которые составляют 28,78 % и 21,45 % оборота соответственно и требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. По данной группе товаров должна проводиться полная инвентаризация не реже одного раза в квартал, необходимо постоянное отслеживание спроса (например, с помощью анкетирования).
Махровые полотенца, подушки и вафельные полотенца относятся к группе В, они составляют около 30% оборота. Эти товарные группы в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета. Скатерти, одеяла, пледы и простыни относятся к группе С – составляют 20% оборота. В ассортименте они являются аутсайдерами, в связи с тем, что на эти товары пониженный спрос.
Оценить весомость каждой группы товаров ООО «Царь-Дом» в прибыли предприятия за 2016 год позволит АВС – анализ (табл. 3).
Анализ данных таблицы показал, что в группу В, на основании АВС-анализа по прибыли, входят не только махровые, вафельные полотенца и подушки, как было выявлено в результате исследования ассортимента по обороту, но и пледы. Это позволяет сделать вывод о том, что руководству предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента. Ткани и постельное белье удерживают свои позиции в группе А.
Таблица 3
Исследование фактического ассортимента ООО «Царь-Дом» на основе АВС-анализа (по прибыли)
Товарная группа |
Прибыль за I кв., тыс. руб. |
Прибыль за II кв., тыс. руб. |
Прибыль за III кв., тыс. руб. |
Прибыль за IV кв., тыс. руб. |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Доля в прибыли с накопительным итогом, % |
Группа |
Постельное белье |
120,18 |
122,20 |
106,18 |
132,35 |
480,91 |
30,13 |
30,13 |
А |
Скатерти |
12,36 |
12,57 |
10,93 |
13,62 |
49,48 |
3,10 |
33,23 |
С |
Ткани |
79,01 |
80,34 |
69,81 |
87,01 |
316,17 |
19,81 |
53,04 |
А |
Подушки |
32,99 |
33,54 |
29,15 |
36,32 |
132,00 |
8,27 |
61,31 |
В |
Полотенца вафельные |
31,59 |
32,12 |
27,91 |
34,79 |
126,41 |
7,92 |
69,23 |
В |
Полотенца махровые |
63,98 |
65,05 |
56,53 |
70,46 |
256,02 |
16,04 |
85,27 |
В |
Одеяла |
6,86 |
6,98 |
6,06 |
7,55 |
27,45 |
1,72 |
86,99 |
С |
Пледы |
31,91 |
32,45 |
28,19 |
35,14 |
127,69 |
8,00 |
94,99 |
В |
Простыни махровые |
19,98 |
20,32 |
17,66 |
22,01 |
79,97 |
5,01 |
100,00 |
С |
Итого: |
398,86 |
405,57 |
352,42 |
439,25 |
1596,10 |
100 |
- |
- |
Для того чтобы определить товарную группу, приносящую предприятию наибольший оборот и прибыль, необходимо провести АВС-анализ по двум параметрам (табл. 4).
Таблица 4
Исследование фактического ассортимента ООО «Царь-Дом» на основе АВС-анализа (по обороту и прибыли)
Товарная группа |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Группа по обороту |
Группа по прибыли |
Постельное белье |
5824,78 |
21,45 |
480,91 |
30,13 |
А |
А |
Скатерти |
603,13 |
2,98 |
49,48 |
3,10 |
С |
С |
Ткани |
4341,26 |
28,78 |
316,17 |
19,81 |
А |
А |
Подушки |
2025,92 |
10,01 |
132,00 |
8,27 |
В |
В |
Полотенца вафельные |
1554,35 |
7,68 |
126,41 |
7,92 |
В |
В |
Полотенца махровые |
3058,13 |
15,11 |
256,02 |
16,04 |
В |
В |
Одеяла |
505,97 |
2,50 |
27,45 |
1,72 |
С |
С |
Пледы |
1418,75 |
7,01 |
127,69 |
8,00 |
С |
В |
Простыни махровые |
906,71 |
4,48 |
79,97 |
5,01 |
С |
С |
Итого: |
20239,00 |
100,00 |
1596,10 |
100,00 |
- |
- |
На основании анализа данных, представленных в табл. 4, можно сделать следующие выводы:
- Скатерти, одеяла и махровые простыни входят в группу СС. Данные товары приносят предприятию менее 1% в обороте и прибыли. Они являются аутсайдерами.
- В группу ВВ входят подушки, вафельные и махровые полотенца – это товары устойчивые «середняки».
- К товарам с низким показателем по обороту и среднем показателем по прибыли относятся пледы. Предприятию по данной группе товаров необходимо проводить постоянный сравнительный мониторинг ассортиментных позиций с конкурентами.
- Постельное белье и ткани относятся к группе АА – это лидеры в ассортименте ООО «Царь-Дом», наиболее ценные товары. За данными товарными группами необходимо тщательно следить, выделить лучшее место в торговом зале, поддерживать рекламными акциями и мероприятиями. Целесообразно отслеживать конкурентную среду и колебания спроса.
На основании проведенного анализа сформирована матрица распределения товарных групп (рис. 7).
Матрица свидетельствует о том, что руководство ООО «Царь-Дом» придерживается определенной политики формирования ассортимента, но существуют резервы для совершенствования, возможности роста объемов продаж путем вывода некоторых товарных позиций на лидирующее место.
Для оценки стабильности спроса на продукцию, реализуемую ООО «Царь-Дом» необходимо провести XYZ-анализ. Объект анализа – постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей. Анализируемый период – 2016 год.
Рисунок 7. Матрица распределения товарных групп по АВС - анализу
Анализ данных свидетельствуют о том, что постельное белье, ткани и махровые полотенца пользуются постоянным спросом, по ним можно довольно точно спрогнозировать последующие продажи. Подушки, полотенца вафельные, простыни махровые, пледы и скатерти имеют колебания в спросе и, как следствие, средний прогноз продаж. Одеяла являются товарами с нерегулярным потреблением, спрогнозировать их продажи практически невозможно.
Для того чтобы выявить направления формирования оптимального товарного ассортимента, необходимо провести совмещенный АВС и XYZ – анализ.
Таблица 5
Исследование фактического ассортимента ООО «Царь-Дом» на основе совмещенного АВС и XYZ-анализа
Товарная группа |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Коэффициент относительной вариации, % |
Группа |
|
Постельное белье |
5824,78 |
28,78 |
7,76 |
А |
X |
Скатерти |
150,78 |
2,98 |
24,11 |
С |
Y |
Ткани |
4341,26 |
21,45 |
9,13 |
А |
X |
Подушки |
506,48 |
10,01 |
12,67 |
В |
Y |
Полотенца вафельные |
388,59 |
7,68 |
14,21 |
В |
Y |
Полотенца махровые |
764,53 |
15,11 |
8,98 |
В |
X |
Одеяла |
126,50 |
2,50 |
26,19 |
С |
Z |
Пледы |
354,69 |
7,01 |
20,75 |
С |
Y |
Простыни |
226,68 |
4,48 |
18,97 |
С |
Y |
Итого: |
20239,00 |
100,00 |
-- |
- |
- |
Результаты совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Царь-Дом» позволяют сделать следующие выводы:
- Постельное белье и ткани имеют высокий оборот и стабильный спрос.
Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но без создания избыточного страхового запаса. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
- В группу ВХ входят махровые полотенца. Данная товарная группа также отличается высоким выручками и стабильностью.
- В группу BY входят подушки и вафельные полотенца со средним оборотом и средней стабильностью спроса. Важно, чтобы данная группа товаров присутствовала в ассортиментном перечне с целью осуществления бесперебойной деятельности предприятия и удовлетворения потребностей покупателей.
- В группу СY входят пледы, простыни и скатерти, По товарам данной группы можно использовать систему заказов с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у предприятия финансовых возможностей.
- К товару-балласту относятся одеяла. Данную группу товаров можно либо безболезненно выводить из ассортимента, либо регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.
Для того, что подвести итоги по проведенным исследованиям, необходимо сформировать матрицу совмещенного анализа (рис. 8).
Рисунок 8. Матрица совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Царь-Дом»
Матрица свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать направления совершенствования формирования ассортимента предприятия с целью стабилизации продаж, увеличения прибыли и исключения из ассортиментного перечня нерентабельных товарных групп.
Анализ показал, что важную роль в выручке предприятия играет постельное белье, следовательно необходимо провести более детальное исследование по данной группе товаров (табл. 6).
Таблица 6
Исследование фактического ассортимента постельного белья ООО «Царь-Дом»
Товарная категория |
Оборот за I кв., тыс. руб. |
Оборот за II кв., тыс. руб. |
Оборот за III кв., тыс. руб. |
Оборот за IV кв., тыс. руб. |
Оборот за год, тыс. руб. |
Постельное белье «Tet-a-Tet» |
115,24 |
117,22 |
101,86 |
127,00 |
461,32 |
Постельное белье «Хлопковый рай» |
120,37 |
122,41 |
106,33 |
132,62 |
481,73 |
Постельное белье «Primavelle» |
261,03 |
265,52 |
230,73 |
287,68 |
1044,96 |
Постельное белье «Унисон» |
233,38 |
237,41 |
206,29 |
257,21 |
934,29 |
Постельное белье «Романтика» |
116,40 |
118,41 |
102,89 |
128,28 |
465,98 |
Постельное белье «Arya» |
72,90 |
74,15 |
64,43 |
80,34 |
291,82 |
Постельное белье «Karven» |
465,61 |
473,62 |
411,56 |
513,14 |
1863,93 |
Постельное белье «Bella Vita» |
70,13 |
71,34 |
61,99 |
77,29 |
280,75 |
Итого: |
1455,06 |
1480,08 |
1286,08 |
1603,56 |
5824,78 |
Анализ данных табл. 6 свидетельствует о том, что лидерами по обороту является постельное белье «Karven» и постельное белье «Primavelle», за ними следует постельное белье «Унисон», а наименьший оборот характерен для постельного белья «Arya» и «Bella Vita».
На основании анализа данных табл. 6 были выявлены лидеры продаж – постельное белье «Karven», «Primavelle», «Унисон», постельное белье «Tet-a-Tet», «Романтика», «Хлопковый рай» имеют устойчивый оборот и не требуют постоянного контроля и учета.
Важным шагом в исследовании направлений совершенствования формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» служит анализ сравнительной их оценки с помощью семантического дифференциала.
Исследование проводилось при помощи сотрудников отдела маркетинга ООО «Царь-дом». Перед исследованием стояла задача оценить товарный ассортимент торгового предприятия ООО «Царь-Дом». Респондентами являлись тольяттинцы в возрасте от 25 до 54 лет, покупавшие товары данного торгового предприятия. Объем выборки составил 100 человек, которые являются постоянными клиентами ООО «Царь-Дом». Исследование проводилось с помощью личных структурированных интервью.
Таблица 7
Исследование фактического ассортимента постельного белья ООО «Царь-Дом» на основе АВС-анализа
Товарная категория |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа |
Постельное белье «Tet-a-Tet» |
461,32 |
7,92 |
7,92 |
В |
Постельное белье «Хлопковый рай» |
481,73 |
8,27 |
16,19 |
В |
Постельное белье «Primavelle» |
1044,96 |
17,94 |
34,13 |
А |
Постельное белье «Унисон» |
934,29 |
16,04 |
50,17 |
А |
Постельное белье «Романтика» |
465,98 |
8,00 |
58,17 |
В |
Постельное белье «Arya» |
291,82 |
5,01 |
63,18 |
С |
Постельное белье «Karven» |
1863,93 |
32,00 |
95,18 |
А |
Постельное белье «Bella Vita» |
280,75 |
4,82 |
100,00 |
С |
Итого: |
5824,78 |
100,00 |
- |
- |