Файл: Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
1.1 Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли
Глава 2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
2.1 Краткая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом»
2.2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях наиболее актуальной задачей для торговых предприятий является формирование ассортимента. Выбор наиболее привлекающих потребителя товарных позиций позволяет предприятию устойчиво функционировать в динамично развивающихся рыночных условиях.
Но формирование ассортимента происходит на этапе становления предприятия. Соответствие же условиям хозяйствования предполагает необходимость непрерывного анализа и исследования ассортимента и на их основе разработку и внедрение мер по его совершенствованию.
Сущность формирования ассортимента заключается в том, чтобы торговое предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Работа по формированию товарного ассортимента проводится на основе учета особенностей психологии восприятия, финансовой привлекательности и рыночных перспектив ассортиментных позиций.
Оптимально подобранный ассортиментный портфель предприятия прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей чистой прибыли в выручке предприятия. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.
Актуальность выбранной темы несомненна, поскольку любому торговому предприятию, для того чтобы развиваться и преуспевать, необходимо правильно проанализировать предлагаемый потребителям ассортимент продукции и принять решение либо о продолжении продажи товара, либо о снятии его с реализации и исключении из номенклатуры.
Целью работы является изучение направлений, методов и особенностей формирования ассортимента товаров.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Рассмотреть экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.
- Изучить методику оценки состояния и направлений формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.
- Дать краткую характеристику розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом».
- Проанализировать состояние и направления формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом».
- Разработать рекомендации по совершенствованию направлений формирования товарного ассортимента на розничном торговом предприятии ООО «Царь-Дом».
Объектом исследования является предприятие розничной торговли ООО «Царь-Дом».
Предметом исследования выступает формирование товарного ассортимента предприятия розничной торговли.
Научной основой выпускной квалификационной работы послужили работы следующих авторов: Панкратов Ф.Г., Половцева Ф.П., Петрище Ф.А., Кравченко Л.И, Чернов В.А. и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
1.1 Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли
Ассортимент является одной из важнейших характеристик деятельности торгового предприятия. Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, сырью, способу производства и т.п.). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы.
С экономической точки зрения ассортимент - это прежде всего отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности отраслей и предприятий, производящих товары, т.е. это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий [6,85]. Но ассортимент представляет собой и логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Благодаря этому ассортимент позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, создает условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и потребительского спроса.
Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.
В таблице 1 систематизированы точки зрения различных авторов на определение категории «товарный ассортимент».
Таблица 1
Дефиниции категории «товарный ассортимент»
Автор |
Определение |
Достоинства |
Недостатки |
Ф.Г. Панкратов [14, 249] |
Товарный ассортимент – номенклатура товаров, реализуемы в магазинах |
Определение рассматривается как совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям |
Не учитываются признаки, на основании которых совокупность товаров образует ассортимент |
ГОСТ 51303-99 [2,18] |
Товарный ассортимент - набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупность признаков |
Определение рассматривается с позиции признаков, объединяющих товары в ассортимент |
Отсутствует акцент на необходимость оценки потребительских предпочтений |
Г.А. Васильева [9;105] |
Товарный ассортимент - виды товаров, перечень видов товаров, представленных в магазине, на рынке, торговой сети |
Определение рассматривается с точки зрения совокупности товарных групп, реализуемых в различных местах продаж |
Не учитываются признаки, на основании которых совокупность товаров образует ассортимент |
В.С. Теплицкий [13,63] |
Товарный ассортимент - группа однородных товаров, предназначенных для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности |
Определение рассматривается с точки зрения направленности на удовлетворение определенных покупательских потребностей |
Определение не учитывает другие признаки объединения совокупности товаров в ассортимент |
М.В. Артемова [22,147] |
Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же клиентам, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен |
Определение рассматривается с различных позиций взаимосвязи товаров |
Не акцентируется внимание на важности и необходимости анализа потребительских предпочтений |
Ассортимент имеет ряд характеристик: ширину; глубину; полноту; степень обновления; структуру.
Широта характеризуется количеством изделий того или иного назначения.
Глубина – определенное количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.
Полнота – отношение фактического количества разновидностей товара к количеству, предусмотренному соответствующей спецификацией или прейскурантом.
Степень обновления ассортимента – удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.
Структура ассортимента – это удельный вес товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей товаров в общей сумме выручки от продаж. Структура позволяет определить наиболее рациональный ассортимент для предприятия, что дает возможность сократить затраты труда, времени, ускорить реализацию, увеличить скорость выручки от продаж [15;98].
Существуют два основных вида ассортимента: производственный и торговый. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Предприятия должны создавать такой ассортиментный перечень товаров, который мог бы обеспечить бесперебойность выручки от продаж. Рреализация этого принципа опирается на ассортиментную концепцию.
Ассортиментная концепция представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения, при котором за основу принимаются потребительские требования конкретных субъектов рынка, обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических, трудовых ресурсов. Основная цель ассортиментной концепции – выработка решения для приведения ассортиментной концепции в соответствие с объемом, структурой рыночного спроса и товарного предложения по конкретным видам товара, номенклатуре, группам.
Формирование ассортимента – это подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение [10;113]. Его цель создание устойчивого ассортимента, причем он должен быть минимально достаточным. Ассортиментный минимум вносит организованность в работу предприятий, является гарантом обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Устойчивость ассортиментного минимума позволяет избежать отсутствия в продаже конкретного товара, т.к. это может означать отказ в удовлетворении потребительского спроса. Устойчивость определяется таким показателем как коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости – это отношение фактического ассортимента к обязательному. По видам товаров коэффициент определяет степень устойчивости ассортимента товаров, не заменяемых в потребительском спросе, а по разновидностям – степень устойчивости взаимозаменяемых товаров.
В таблице 2 приведены определения различных авторов термина «формирование товарного ассортимента».
Анализ предложенных дефиниций исследуемой категории позволяет сформулировать определение термина «формирование товарного ассортимента».
Формирование ассортимента товаров – процесс подбора, установления и корректировки номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия [16,254].
Таблица 2
Систематизация точек зрения различных авторов на категорию «формирование товарного ассортимента»
Автор |
Определение |
Достоинства |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ф.Г. Панкратов [15,254] |
Процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии с спросом покупателей |
Прослеживается ориентация на актуальность исследования предпочтений потребителей в процессе формирования ассортимента |
Отсутствует акцент на непрерывность процесса формирования ассортимента |
М.С. Клочкова [11,39] |
Процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам |
Формирование ассортимента рассматривается как процесс, самостоятельно исполняющийся каждым торговым предприятием |
Не учитывается влияние на формирование ассортимента факторов внешней среды и временной диапазон |
А.С. Якорева [16,219] |
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов |
Определение рассматривается с учетом действия различных факторов, влияющих на формирование ассортимента |
Отсутствует акцент на непрерывность процесса формирования товарного ассортимента |
Ф.П. Половцева [17,185] |
Установление в определенном порядке конкретно номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли |
Определение рассматривает формирование ассортимента с позиции необходимости установления конкретного ассортиментного перечня |
Не учитывается воздействие факторов внутренней и внешней среды |
И.В. Захаров [12,327] |
Непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы |
Определение рассматривается, как непрерывный процесс, учитывается временной фактор |
Не делается акцент на особенностях формирования ассортимента в процессе реализации товарной программы |