Файл: Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
1.1 Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли
Глава 2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
2.1 Краткая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом»
2.2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
Для семантического дифференциала выбран комплекс направлений формирования ассортимента, включающий восемь наиболее важных составляющих: углубление, расширение, обновление, поддержание полноты, повышение устойчивости, гармонизация, развитие инновативности, обеспечение сбалансированности (табл. 22).
Задача, которая стояла перед респондентами, заключалась в оценке товарного ассортимента ООО «Царь-Дом». При оценивании использовалась семибалльная шкала. В этой шкале цифрой 7 обозначено идеальное значение характеристики товарного ассортимента.
В ходе беседы интервьюер объяснял респондентам значение этих шкал и правила заполнения. Затем он называл направление формирования ассортимента и просил респондента её оценить.
Таблица 8
Характеристика направлений формирования ассортимента
Показатель |
Характеристика |
Углубление |
Количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций |
Расширение |
это Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты |
Обновление |
Способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, не обладающих инновативными свойствами и не присутствующих в ассортименте конкурентов продолжительное время |
Поддержание полноты |
Направление характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности |
Повышение устойчивости |
Способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары |
Гармонизация |
Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации |
Развитие инновативности |
Направление предполагает присутствие в ассортиментном перечне товаров, отвечающих требованиям научно-технического развития |
Обеспечение сбалансированности |
Направление предполагает рациональное соотношение видов товаров в структуре ассортимента |
По результатам оценки были подсчитаны средние значения для каждого направления формирования товарного ассортимента (табл. 9).
Таблица 9
Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» постоянными клиентами
Характеристика |
Средний балл |
Углубление |
5,03 |
Расширение |
6,14 |
Обновление |
6,05 |
Поддержание полноты |
4,65 |
Повышение устойчивости |
6,05 |
Гармонизация |
5,18 |
Развитие инновативности |
4,98 |
Обеспечение сбалансированности |
6,33 |
На основании использования результатов построен профиль исследуемых направлений формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» (рис. 9). На каждой шкале поставлена точка, которая соответствует средней оценке состояния направления. Результатом проведенного исследования служит графическое представление полученных данных в форме профиля оценок состояния направлений формирования ассортимента.
Рисунок 9. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей
Для сравнительной оценки характеристик ассортимента вводится дополнительный профиль, созданный по оценкам руководителя и специалистов ООО «Царь-Дом» (табл. 10).
Таблица 10
Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» по мнению руководителей и специалистов ООО «Царь-Дом»
Характеристика |
Средний балл |
Углубление |
5,19 |
Расширение |
6,29 |
Обновление |
6,10 |
Поддержание полноты |
5,02 |
Повышение устойчивости |
6,18 |
Гармонизация |
5,29 |
Развитие инновативности |
5,89 |
Обеспечение сбалансированности |
6,88 |
На основании данных табл. 10 построен профиль направлений формирования товарного ассортимента предприятия ООО «Царь-Дом» с точки зрения руководителя и специалистов ООО «Царь-Дом» (рис. 10).
Рисунок 10. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения руководителя и специалистов
Для оценки того, насколько образ, полученный по результатам опроса постоянных покупателей, соответствует образу, полученному по результатам оценки руководителя и специалистов, следует наложить два профиля друг на друга (рис. 11).
Как видно из рис. 11 все анализируемые направления формирования товарного ассортимента имеют разные значения, по мнению постоянных покупателей и специалистов. Ввиду наличия разрыва мнений потребителя и руководителя у таких направлений формирования ассортимента, как инновативность и сбалансированность следует предпринять соответствующие меры по уменьшению данного разрыва.
Рисунок 11. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей относительно профиля с точки зрения руководителя и специалистов
Степень разрыва мнений руководителя и постоянных потребителей следует рассчитать по следующей формуле:
где Мр - средний балл, выставленный руководителем и специалистами
Мп - средний балл, выставленный потребителями
n – количество анализируемых направлений формирования ассортимента
Разрыв мнений руководителя и потребителей равен 30,37%. С целью его сокращения следует внедрить соответствующие рекомендации.
Анализ направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом» показал, что в целом процесс организован достаточно эффективно, но имеются товарные группы, пользующиеся пониженным спросом у потребителей (скатерти, одеяла и махровые простыни). Лидерами продаж являются ткани и постельное белье. Проведенный АВС, XYZ и совмещенный анализ постельного белья, реализуемого ООО «Царь-Дом» позволили выявить, что высокий оборот и стабильный спрос имеют торговые марки «Karven», «Primavelle» и «Унисон», а к товарам непостоянного спроса относится постельное белье «Arya» и «Bella Vita». Товары данных торговых марок можно безболезненно выводить из ассортимента, либо нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.
Анализ характеристик ассортимента показал, что руководитель оценивает показатели ассортимента выше, чем покупатели. Самый большой разрыв мнений наблюдается у таких характеристик, как инновативность и сбалансированность.
2.3 Рекомендации по совершенствованию направлений формирования товарного ассортимента на розничном торговом предприятии ООО «Царь-Дом»
- Расширение ассортимента ООО «Царь-Дом» посредством внедрения инновативной группы товаров
В результате проведенного анализа направлений формирования товарного ассортимента на торговом предприятии ООО «Царь-Дом», было выявлено следующее: основным элементом, показатели которого необходимо улучшать, является инновативность и сбалансированность ассортимента реализуемых предприятием товаров.
В ходе проведения анализа направлений товарного ассортимента предприятия с помощью метода семантического дифференциала, в котором принимали непосредственное участие постоянные покупатели ООО «Царь-Дом», указавшие на недостаточно развитую инновативность ассортимента товаров. Для снижения степени неудовлетворенности потребителей инновативностью ассортимента товаров, рекомендуется ввести новый вид постельного белья, а именно постельное белье из бамбука. Постельное белье из бамбука - практичная и красивая инновация в текстильном производстве. Бамбуковое волокно с натуральным блеском мягче самого мягкого хлопка и по качеству напоминает шелк и кашемир. В отличие от других анти-микробных тканей, требующих специальной химической обработки, ткань из бамбука обладает натуральными анти-микробными свойствами и не нуждается в химикатах. Ткань содержит компонент "BAMBOO KUN", предотвращающий размножение бактерий. Постельное белье из бамбукового волокна создает комфорт и обеспечивает здоровым и спокойным сном, регулируя температуру тела.
С целью совершенствования направлений формирования ассортимента следует провести опрос среди потребителей данных товаров, на основании которого можно определить: как отреагируют постоянные клиенты торгового предприятия ООО «Царь-Дом» на добавление в ассортимент нового вида постельного белья, и как увеличится выручка от продаж от введения в ассортимент данного товара.
Так, сотрудниками отдела маркетинга ООО «Царь-Дом» была проведена выборка среди постоянных покупателей анализируемого предприятия, которых мог бы заинтересовать новый товар. Состав выборки в количественном выражении составляет 100 человек. Следующим этапом является опрос постоянных потребителей торгового предприятия, суть которого состояла: устный опрос, с помощью которого и будет определен успех расширения товарного ассортимента. После проведения последнего было выявлено: большинство потребителей положительно отреагировали на добавление в ассортимент ООО «Царь-Дом» новой вида постельного белья (табл. 11).
Таблица 11
Результаты опроса потребителей
Число потребителей, готовых приобрести инновационный товар |
Частота покупок |
Вид постельного белья |
Средняя цена, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
10 |
1 раз в год |
«евро» |
4,7 |
47,00 |
40 |
1 раз в год |
полуторное |
3,04 |
121,60 |
30 |
1 раз в год |
двуспальное |
3,95 |
118,50 |
20 |
- |
- |
- |
|
Всего: 100 |
287,10 |
Анализ данных табл. 11 свидетельствует о том, что из 100 опрошенных покупателей торгового предприятия ООО «Царь-Дом» 10 готовы покупать постельное белье из бамбука размера «евро», 40 покупателей полуторное постельное белье и 30 покупателей двуспальное постельное белье не чаще 1 раз в год. Выручка от продажи постельного белья из бамбука составит 287,10 тыс. руб.
Издержки на внедрение рекомендации включают в себя: затраты на проведение опроса постоянных покупателей 4,50 тыс. руб., затраты на выплату заработной платы – 8,613 тыс. руб. и единый социальный налог – 2,239 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 15,352 тыс. руб.
Далее следует рассчитать экономический эффект от внедрения рекомендации, исходные данные которой приведены в табл. 12.
Таблица 12
Исходные данные для расчета экономической эффективности от внедрения рекомендации в ООО «Царь-Дом»
Показатели |
Условное обозначение |
Величина, тыс. руб. |
Источник информации |
Выручка от продаж отчетного периода |
Тоб 2016 |
20239,00 |
Данные предприятия |
Себестоимость проданных товаров |
Тобз |
15179,25 |
Данные предприятия |
Коммерческие и управленческие расходы 2016 г. |
Ио 2016 |
3463,79 |
Данные предприятия |
Переменные коммерческие и управленческие расходы 2016 г. |
Ипер 2016 |
1768,63 |
Данные предприятия |
Постоянные коммерческие и управленческие расходы 2016 г. |
Ипост 2016 |
1695,16 |
Данные предприятия |
Валовой доход 2016 г. |
ВД 2016 |
5059,75 |
Данные предприятия |
Выручка от продаж плановый |
Т обпл |
20526,10 |
Расчет |
Себестоимость проданных товаров плановый |
Т обзакпл |
15394,575 |
Расчет |
Коммерческие и управленческие расходы плановые |
И опл |
3479,142 |
Расчет |