Файл: Понятие и сущность проектных структур управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление предприятием должно обеспечивать только стратегическое развитие проектных структур, проводить оперативную оценку текущего состояния проектов на фоне общего состояния предприятия, организовывать и развивать новые проекты и ликвидировать нерентабельные и бесперспективные. При этом в отличие от проектных структур, управление предприятием может развивать и организовывать проекты совершенно несвойственные основной деятельности предприятия.

Основной структурой распределения финансовых потоков в такой схеме является проектная структура. Естественно, что и обеспечением поступлений финансовых средств и затратами на производство должна заниматься только проектная структура. Такой подход делает значительно более прозрачными расходы предприятия, и позволяет четко соотнести расходы предприятия и доходы от производства и реализации продукции и услуг.

В данном случае обращает на себя внимание перераспределение ролей комитета стратегического развития и бюджетного комитета. Если в традиционных структурах предприятий основную роль играли бюджетные комитеты (или их аналоги), то в проектных структурах главная роль отводится стратегическому управлению. То есть, прежде чем принимается решение о формировании бюджета предприятия на определенный период, проводится анализ соответствия текущего развития предприятия стратегическим целям.

Представление деятельности предприятия как совокупности производственных проектов позволяет внедрить наиболее адекватную и гибкую форму управления. Переход организации на проектную модель управления даёт возможности для реализации предпринимательских способностей менеджеров. Принципиально иной подход к организации работ и мотивации персонала позволяет руководству компании отойти от административного стиля управления и сосредоточить свои усилия на развитии предприятия. Кроме того, скорость принятия оперативных решений и их качество обеспечивают предприятию устойчивость и конкурентоспособность.

2.2 Построение процессно-проектной организационной структуры управления

Организации должны постоянно улучшать свою работу, чтобы оставаться конкурентоспособными. При этом проблемы возникают при переводе стратегии в фактические бизнес-проекты и бизнес-процессы, а также при построении системы отношений со средой функционирования. Кроме того, путём улучшения бизнес-проектов и бизнес-процессов, интеллектуальный капитал работников дополнительно увеличивается через понимание их роли в организации и за счёт удаления пробелов в знаниях. Конкурентные тенденции заставляют компании постоянно повышать свою эффективность.


В условиях рыночной экономики лишь незначительное число компаний может позволить себе работать независимо от окружающей среды, остальные должны оптимизировать свою предпринимательскую деятельность. Среди большинства организаций только в некоторых процессы чётко определены и начинают использовать оценки процессов и методы управления процессами в управлении своими организациями. Большинство организаций полагаются на ведомственные или функциональные цели и оценки. Они могут говорить о процессе, но они оценивают результаты, ориентированные на отдельные функции и подразделения. Компании начинают осуществлять управление эффективностью систем, отражающее новые формы организации и акцентированное на интеграцию работ, разнонаправленные влияния и гибкие рабочие места, отражающие компетенции. Это управление включает новые системы оценки, а также новые системы вознаграждения (оплаты труда на основе навыков; командных бонусов; участия в доходах и многоуровневых вознаграждений, основанных на индивидуальном, командном и организационном уровне производительности).

Руководители должны получать компенсацию по результатам процесса. Они должны определять системы вознаграждения среди перечисленных выше, которые будут акцентированы на весь процесс и удовлетворение клиентов, а не узкофункциональные цели. В лучшем случае, компания устанавливает целевые показатели эффективности для цепочек или бизнес-процессов и затем устанавливает программу стимулирования на основе достижения этих целей, распределения наград по определённым формулам, гарантирующих, что каждый менеджер имеет постоянную заинтересованность в успехе общего процесса2 . Это подчеркивает, что интеграция сотрудников с определенными навыками и ключевыми компетенциями в кросс-функциональные команды представляет собой особый вопрос. В конце концов, процессные команды или процессные отделы представляют собой сложную смесь из сотрудников широкого профиля и специалистов, которые могут быть использованы по-разному, где каждый иерархически располагается и оценивается по его компетенции и знаниям.

Организациям требуется новый подход к управлению, направленный на повышение результативности их деятельности и соответственно стоимости. Одним из таких подходов является процессно-проектный подход. Процессно-проектное управление определяется как деятельность по организации управления проектами в бизнес-системах с использованием интеллектуальных технологий.


Процессно-проектное управление базируется на следующих принципах:

1) Построение деятельности организации предполагает ее исходное проектирование с помощью современных информационных технологий, с целью анализа ее целесообразности, рисков, возможностей, угроз, перспектив.

2) Успешная реализация новых бизнес-проектов основывается на эффективном исполнении бизнес-процессов всеми участниками бизнес-системы, что требует разработки и внедрения процессно-проектных организационных структур.

3) Постоянный мониторинг ключевых показателей реализации процессов проектов, а также действий, направленных на достижение максимальных улучшений функционирования организации.

4) Мотивация и ответственность основных участников бизнес-системы (владельцев, менеджеров, исполнителей) за реализацию процессов проектов.

5) Постоянное развитие компетенций сотрудников, а также формирование системы управления знаниями, направленной на результативное использование знаний в построении деятельности организаций.

6) Обеспечение централизованного доступа всех участников реализации проектов к распределенным ресурсам, включая информационные, интеллектуальные, финансовые, материальные ресурсы.

7) Использование позитивных возможностей существующих подходов к управлению организациями, с целью формирования эволюционного, а не революционного пути совершенствования процессов управления проектами.

Комплексное применение названных принципов процессно-проектного управления позволяет проектировать системы управления организациями, деятельность которых направлена на реализацию технологий, соответствующих не только четвертому – пятому, но и шестому технологическому укладу. Руководители должны быть уверены в процессно-проектном мышлении прежде, чем изменить структуры и стиль управления организации. Перед тем как начать согласование архитектуры организации с процессами, назначать владельцев процессов или связывать вознаграждение с эффективностью процесса, необходимо убедиться, что организация готова к этому культурному сдвигу.

Процессно-проектную организацию можно рассматривать как организацию, в которой система менеджмента имеет кросс-функциональную топологию, обеспечивающую совместимость стратегического и оперативного уровней управления, а также координацию деятельности с помощью информационных технологий и сетей над деятельностью, связанную с любыми ресурсами, Управление в России: проблемы и перспективы 20 актуальными для конкретного бизнес-проекта или бизнес-процесса. В этом случае лидерство может рассматриваться не только в вариантах руководства, но и менеджмента.


Соответственно можно разработать процессно-проектную организационную структуру, которая в первую очередь направлена на реализацию новых бизнеспроектов, с целью наиболее эффективного и оперативного перехода организаций к шестому технологическому укладу. Процессно-проектная организационная структура может включать в себя следующие элементы (основные строительные блоки):

- бизнес-проекты – проекты, которые организация реализует с целью привлечения новых клиентов, улучшения качества обслуживания, расширения бизнеса, создания новых рабочих мест, разработки и внедрения новых технологий;

- бизнес-процессы – процессы бизнес-проектов, которые формируются и реализуются с целью получения заданного результата;

- функциональные должности – должности функциональной иерархии, которые принимают участие в реализации бизнес-проектов. Например, заместитель генерального директора по развитию, руководитель бизнес-проекта, менеджер бизнес-процесса в каждом конкретном бизнес-проекте;

- бизнес-архитектор – должность или бизнес-роль, исполняемая внутренним или внешним сотрудником организации, который занимается проектированием бизнес-архитектуры, ее составных элементов с целью эффективного построения бизнес-систем владельцами и топ-менеджерами бизнеса;

-функциональные службы и отделы – подразделения организации, определяемые согласно принципам построения механистических структур, таких как функциональная или дивизиональная; проектный комитет – специальное подразделение организации, которое занимается координацией бизнес-проектов и взаимодействует с генеральным директором, бизнес-архитектором, заместителем генерального директора по развитию.

Модель процессно-проектной организационной структуры управления представлена на рисунке 5.

В зависимости от каждого конкретного бизнес-проекта могут использоваться различные подходы к идентификации бизнес-процессов. Однако, для того, чтобы сохранить эргономичные качества модели, следует описывать ключевые бизнес-процессы, так как для более подробного описания бизнес-процессов используется процессно-проектная модель бизнес-архитектуры.

Рисунок 5 - Процессно-проектная организационная структура

Таким образом, процессно-проектную организационную структуру управления можно определить как совокупность бизнес-проектов, их ключевых бизнес-процессов, а также должностей и бизнес-ролей, направленную на развитие и реализацию новых бизнес-идей и удовлетворение потребностей клиентов. Данная структура способствует построению бизнеса, согласно принципам процессно-проектного управления и направленного на эффективное использование технологий, соответствующих шестому технологическому укладу.


2.3 Особенности проектного менеджмента в интегрированных корпоративных структурах

Посткризисный «восстановительный» период, а также текущий убеждают в том, что глубинные причины практического отсутствия экономического роста (тем более – качественного, связанного с диверсификацией сырьевого бизнеса в пользу перерабатывающих и высокотехнологичных производств) состоят не столько в отрицательной внешнеторговой конъюнктуре, сколько в хронической неэффективности государственного и корпоративного управления.

В частности, не сформирована рациональная система стратегирования, прогнозирования и перспективного планирования на уровне федерального центра и регионов. Как следствие, научно-технические (инновационные) и инвестиционные проекты, даже будучи включены в государственные программы, отличаются множественностью, отсутствием концентрации на приоритетных направлениях техники и НИОКР, недофинансированием и в целом низкой степенью реализуемости. В отраслевых стратегиях промышленного развития (разрабатываемых Минпромом) отсутствует механизм отбора и финансирования наиболее перспективных проектов, реализующих накопленный в стране научно-производственный потенциал. Практика регионального управления подтверждает, что зачастую декларируемые программные цели интенсификации экономического развития территорий на инновационных принципах не увязываются должным (адекватным) образом с перечнем подлежащих реализации инвестиционных проектов [2].

В условиях, когда диверсификация экономики в пользу высокотехнологичных обрабатывающих производств остается больше декларацией, чем реальной мобилизационной общенациональной программой действий, ситуационные макроуровневые действия в сфере финансов становятся все менее эффективными. Что касается корпоративного уровня, следует отметить, что в последнее десятилетие сложилась явно ненормальная ситуация, когда основная часть инвестиционных проектов (за счет собственных средств) направляется не в основной капитал, а в качестве финансовых вложений на различного рода интеграционные сделки и другие цели, не связанные с реальным обновлением материально-технической базы производства.