Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность проектных структур управления
1.1 Сущность и место организационной структуры в управлении предприятием
1.2 Характеристика проектной организационной структуры
2. Построение проектных структур управления проектом
2.1 Принципы построения проектных структур и подходы к их проектированию
2.2 Построение процессно-проектной организационной структуры управления
2.3 Особенности проектного менеджмента в интегрированных корпоративных структурах
Введение
Данная тема была выбрана потому, что в нынешнее время всё большую значимость в деятельности российских предприятий приобретают различные структуры проектного управления, грамотное использование которых является гарантом успешного развития предприятия. В большинстве своём, реализуемые проекты носят инновационный и инвестиционный характер, и не затрагивают основную деятельность предприятия. Вместе с тем, для многих предприятий и организаций, проектная система управления может стать основной системой управления. Это объясняется тем, что традиционные управленческие структуры, которые применяются на предприятиях в течение длительного времени без особых изменений, в настоящее время не могут обеспечить эффективную работу и только приводят к усугублению ситуации и подталкивают предприятие к кризису. Поэтому все чаще любое изменение внутренней среды предприятия, будь то оптимизация бизнес-процессов, реструктуризация, автоматизация и др. осуществляется в проектной форме и для своей успешной реализации требует грамотного использования различных проектных структур.
По своей природе многие виды бизнеса являются проектно-ориентированными, и от того на сколько грамотно была выбрана используемая проектная структура управления во многом зависит успех деятельности предприятия и дальнейший его рост.
Практика внедрения систем проектного управления обнажила такую проблему, что значительную часть стратегических целей невозможно реализовать в рамках текущей деятельности предприятия (бизнес-процессов, организационной структуры и системы управления) без внедрения эффективной системы управления развитием на основе проектных технологий.
Данная тема была выбрана по той простой причине, что в современной науке она освещена и разработана недостаточно. Несмотря на существование целого ряда общих концепций построения и совершенствования проектных структур, исследования на эту тему, как правило, отражают лишь отдельные стороны проектирования.
Основной целью данной работы является изучение теоретических основ и основных принципов построения проектных организационных структур и сфер их применения на базе имеющегося материала.
Исходя из поставленной цели, перед нами встает целый ряд задач, а именно:
- исследовать понятие и сущность проектных структур управления;
- выявить сущность и место организационной структуры в управлении предприятием;
- рассмотреть характеристику проектной организационной структуры;
- изучить принципы построения проектных структур и подходы к их проектированию;
- исследовать построение процессно-проектной организационной структуры управления;
- выявить особенности проектного менеджмента в интегрированных корпоративных структурах.
Объектом исследования в работе являются предприятия как основные экономические объекты управления.
Предметом исследования данной работы является проектная организационная структура управления.
Методологической и теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных классиков теории управления, а также современных исследователей по проблемам проектирования системы управления предприятием: С.Хеймана, Б.З. Мильнера, А.Я. Кибанова, Л.А. Базилевича, А.В. Тихомировой, Э.М. Короткова, М.В. Мельник и др.
1. Понятие и сущность проектных структур управления
1.1 Сущность и место организационной структуры в управлении предприятием
Многочисленные научные работы, касающиеся проблем управления на микроуровне, не облегчают предприятиям процесса создания новых и реорганизации существующих организационных структур управления. Даже в крупных иностранных предприятиях с мировым именем, которые пользуются услугами известных консалтинговых и аудиторских организаций, нанимают на работу высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, часто возникают проблемы с нерациональностью строения организационной структуры управления, низким качеством выполнения функций отдельными структурными подразделениями предприятий, возникновением сбоев в ритмичности производства и проч. Это указывает на то, что теоретических наработок в сфере формирования и использования организационных структур управления предприятий недостаточно для решения тех проблем, которые возникают в хозяйственной деятельности предприятий. Низкий уровень формализации факторов, влияющих на организационные структуры управления предприятиями, является причиной проблематичности их рационального формирования и использования, поэтому проблемы формирования эффективной организационной структуры предприятия являются актуальными в современных условиях хозяйствования отечественных предприятий.
Формированием организационной структуры управления предприятием занимались такие школы управления, как классическая, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, и сформировались такие подходы, как количественный, процессный, системный, ситуационный, институциональный и инновационный [4, с. 37].
Данные школы создавали свои технологии формирования организационной структуры управления, совершенствуя существующие. Теоретики менеджмента разрабатывали, совершенствовали задачи, концепции, принципы, создавали новые формы и давали свою трактовку понятию «организационная структура управления предприятием».
Так, Гаранова О.И. отмечает, что организационная структура управления является одним из элементов механизма хозяйствования, она отражает процессы производственно-экономического характера и соответствует виду развития предприятия [24, с. 13].
Организационная структура управления, по мнению Ласуновой А.Е. и Нечадовой Т.В. – это форма и способ объединения людей для осуществления общей для них производственной и управленческой цели [25, с. 4].
Захаров И.Е. отмечает, что организационная структура управления является формой распределения и кооперирования управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс, направленный на достижение целей менеджмента [13, с. 4].
Обобщение мнений различных ученых относительно трактовки сущности организационной структуры управления позволяет сформировать собственное понимание данного термина.
Таким образом, организационная структура управления предприятием – это система, которая демонстрирует совокупность взаимосвязей и взаимоподчинения между должностными лицами и структурными подразделениями предприятия, отражает уровни управления, распределения полномочий и ответственности между ними и способствует достижению поставленных целей и задач предприятия.
Для построения рациональной организационной структуры управления предприятием (ОСУП) необходимо владеть информацией о его величине, численности работников, видах производимой продукции (предоставляемых услугах), стратегических целях и ориентирах, масштабах охвата рынка и тому подобное. Все это влияет на выбор наиболее оптимального вида ОСУП.
В литературных источниках отсутствует унифицированный подход к классификации организационных структур управления предприятием. Обобщение мнений различных авторов и собственные исследования автору позволили сформировать собственный подход к классификации организационных структур управления предприятием, приведенной на рис. 1. Усовершенствованная классификация ОСУП поможет руководителям предприятий сформировать эффективную организационную структуру управления в соответствии со стратегическими целями предприятия, что будет способствовать его дальнейшему развитию [6, с. 74].
Организационная структура управления связана с общими задачами предприятия, функционированием системы, направленным на достижение поставленных целей, поэтому ее необходимо рассматривать с учетом конкретных задач развития экономики и хозяйственного механизма. Согласно традиционных социально-экономических представлений, структура охватывает состав, взаимосвязи и подчиненность организационных единиц и звеньев, реализующих соответствующие функции.
Осуществление функций управления предусматривает создание аппарата управления из отдельных взаимосвязанных частей – органов управления, каждый из которых выполняет определенный комплекс операций и процедур по управлению предприятием, то есть осуществляет функции управления.
Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали – на ступени управления, которые образуют иерархию уровней. Между ступенями (уровнями) формируются отношения подчиненности, при которых звено высшего уровня руководит звеном низшего уровня [2, с. 14].
Рисунок 1 - Классификация организационных структур управления предприятием
Анализируя структуру управления, следует учесть особенности управленческой деятельности, то есть, рассматривая ее в пределах конкретного звена, необходимо принимать во внимание и управленческие функции, в которых выражены управленческие отношения. Исследования, связанные с разработкой методологических вопросов формирования организационных структур управления, охватывают два подхода их построения: функциональный и системно-целевой. В основу функционального подхода построения организационных структур управления положена необходимость отражения структурой управления совокупности функций предприятия.
1) по способу построения:
- линейная;
- функциональная;
- комбинированная.
2) по длительности функционирования в структуре:
- временная;
- постоянная.
3) по этапу жизненного цикла структуры управления:
- на этапе создания; -
на этапе реструктуризации;
- на этапе ликвидации.
4) по уровню интегрирования структуры:
- частично интегрированная;
- высокоинтегрированная.
5) по уровню централизации:
- централизованная;
- децентрализованная;
- комбинированная.
6) по частоте организационных изменений в структуре:
- переменная;
- постоянная.
7) по уровню эффективности структуры:
- эффективная;
- неэффективная.
8) по уровню приспособления к изменениям среды функционирования предприятия:
- гибкая;
- негибкая.
9) по масштабу охвата рынка предприятием:
- ориентированная на внутренний рынок;
- ориентированная на внешний рынок;
- ориентированная на внутренний рынок и внешний рынок.
10) по особенности хозяйственной деятельности предприятия:
- территориальная;
- продуктовая;
- сбытовая;
- инновационная и т. д.
При этом структура управления обусловлена структурой связей и отношений между элементами, которая, в свою очередь, ориентирована на структуру процесса принятия и реализации решений, то есть на технологию управления [1, с. 46].
Организационная структура напрямую зависит от объема, сложности и характера выполнения функций управления. Главным в процессе формирования организационных структур четко сформулирована система целей предприятия.
Выбирая средства конструирования организационных структур управления, определяя их функционально-ролевые задачи, учитывают такие устоявшиеся принципы: необходимость интегрированной связи функций и операций; специфику разделения труда и места каждого субъекта в структуре управления; особенности интеграции и специализации функций в зависимости от решаемых задач социальной деятельности предприятия и др. Зависимость между структурой и функциями управления не является однозначной. Существует мнение, согласно которому организационную структуру нужно воспринимать только как устойчивую совокупность органов управления с присущими им функциями с каждым видом деятельности [15, с. 7].
Согласно системно-целевого подхода построения организационной структуры управления структура управления должна соответствовать целям системы, охватывать технологические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые подлежат непосредственному анализу и проектированию. Благодаря этому формируются социальные и социально-психологические связи, обусловленные уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем руководства (они косвенно влияют через отбор, расстановку, переподготовку кадров, налаживание рациональной системы стимулирования работников, формирование психологического климата) [24 , с. 5].
Каждое предприятие имеет формальные и неформальные структуры. Формальная структура – это официальные документы, процедуры, определяющие распределение и координацию видов деятельности в организации, неформальная структура – нерегламентированные отношения работников, возникающие в результате адаптации существующих систем к конкретным условиям и удовлетворяющие индивидуальные и групповые потребности. Какой бы рациональной ни была формальная структура, на практике неизбежно возникают взаимоотношения между лицами предприятия за ее пределами. Причины их формирования разные: неудовлетворенные потребности и интересы сотрудников, нарушение правил при выполнении заданий и тому подобное. Субъекты управления должны постоянно контролировать баланс формальной и неформальной структур, игнорирование которого может затруднить достижение целей предприятия [20, с. 9].