Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Современное развитие и виды франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- применение доступных и убедительных методов обоснования стоимости франшизы, величин паушального взноса и роялти.

Разработка и внедрение новых эффективных методик принятия согласованных решений, позволяющих разрешить конфликт интересов участников франчайзинговых отношений, станут предметом наших исследований на следующем этапе.

2. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке

2.1. Общие тенденции развития франчайзинга в России и мире

В современных реалиях, в период экономической нестабильности существуют барьеры для входа на рынок субъектам малого предпринимательства. Высокие издержки на открытие и затраты на функционирование организации, рост цен, падение спроса на продукцию во многих отраслях все это увеличивает риски получения убытка и неплатежеспособности предприятия. Франчайзинг, как форма взаимодействия между двумя субъектами, помогает открывающимся предприятиям сократить издержки на создание бренда, разработку дизайна компании. Наибольшую популярность франчайзинг имеет в западных странах, в России данная форма сотрудничества находится в стадии своего развития. Согласно данным Национального агентства финансовых исследований 2% предприятий ведут франчайзинговый бизнес и 17% хотели бы работать по такой схеме.[34]

Международный франчайзинг занимает прочные позиции практически во всех странах. Количество франчайзеров и соответственно франчайзинговых сетей растет высокими темпами. По состоянию на 2017 г. франчайзинг успешно развивается в более чем 80 странах.[35] Ниже представлен рисунок, иллюстрирующий степень распространения франчайзинга на мировом рынке.

Как видно из рисунка лидерами по количеству франчайзеров является США и Китай. Относительно недавно франчайзинг начал покорять азиатские страны. Как и для России для азиатского рынка характерным является быстрый возврат инвестиций при небольшом капиталовложении для открытия локальных сетей. Поэтому столь популярным для России и азиатских стран являются сети быстрого питания. В 2016 г. около 30% франшиз являются иностранного происхождения и 20% из них общественного питания.[36] К примеру, в Китае 90% франшиз национальных, около 40% из которых, приходится на фастфуд.[37]


Рис. 1. Доля франчайзинговых компаний на мировом рынке

Американский франчайзинг по прежнему обладает лидирующими позициями на мировом рынке как по количеству компаний 855 тыс. ед., так и объемам произведенной продукции в общей долее ВВП (850 млрд долл.). Более 70% франшиз, приобретаемые организациями, приходятся на сферу услуг. При этом особенностью американского франчайзинга является экспансия торговых марок в другие страны.

Лидером европейского франчайзинга является Франция. Благодаря высокой репутации в сфере моды и красоты франшизы в области продажи косметики и одежды активно развиваются в самой стране и экспортируются за рубеж.

В России франчайзинг нашел свое отражение в договоре коммерческой концессии и прописан в ст. 1027 - 1040 ГК РФ. Особенностью российского франчайзинга является многообразие форм договоров, по которым сотрудничают предприятия.

Нужно сказать, что франчайзинг в Росси находится на стадии своего развития. Ежегодно наблюдается прирост количества компаний, работающих в схеме договора концессии. На рисунке 2 изображена динамика франчайзинга с 2008 по 2014 с прогнозом на 2025 год по версии Российской Ассоциации Франчайзеров.[38]

Рис. 2. Динамика развития франчайзинга в России

По данным рисунка мы видим, что наблюдается стабильный прирост компаний франчайзи. Это обусловлено развитием рыночных отношений в нашей стране, законодательным закреплением франчайзинга, ростом предложения со стороны компаний франчайзеров.

2.2. Особенности развития франчайзинга по отраслям

Для того чтобы понимать особенности развития франчайзинга по отраслям, необходимо провести анализ структуры долей по сферам деятельности.[39]

Рис. 3. Динамика развития франчайзинга по отраслям

По данным таблицы можно сказать, что львиную долю франчайзинга в России занимает розничная торговля. По мере развития других отраслей, а также влияния внешних факторов происходит сокращение доли «ритейла». Валютный кризис 2014 г. однозначно сыграл свою роль и повлиял на изменение структуры.[40] При этом больший удар приняли на себя предприятия, занимающиеся продажей одежды. Многим иностранным компаниям, работающим в сфере модной индустрии, пришлось уйти с российского рынка. Так, например, это произошло с компанией BIZZARRO, компанией, выпускающей модную итальянскую одежду. Многим российским франчайзи пришлось расторгнуть договора со своими франчайзерами из-за того, что бизнес стал нерентабельным.[41]


Для франчайзи возросли издержки, в частности, затраты на арендную плату, упала выручка, вследствие сокращения спора цен на продукцию, которая возросла в цене. Предложение на рынке франчайзинга в сфере розничной торговли пестрит изобилием. Для того чтобы понять какая ситуация сложилась на рынке, можно проанализировать карточки франшиз наиболее популярных компаний франчайзеров.

Таблица 1

Сравнительная таблица карт франчайзеров в сфере розничной торговли

Название

Адамас

Красный куб

Пятерочка

Бегемотик

Том тэйлор

Лове репаблик

Инсити

Ив Роше

Ср. знач.

Корпоративные точки

244

135

6000

90

2

115

233

47

6866

Франшизные точки

12

58

100

670

67

30

91

270

1298

Сумма инвестиций (min- max) млн руб.

12-17

6,3-6,6

8-22

1-9

6-10

4-6

1,8-3

3-4

7,4

Срок окупаемости мес.

18-24

24-36

36

6

9-12

8-24

12-36

12-36

20,9

Роялти

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Паушальный взнос, тыс. руб.

0

70

240

117

0

0

0

0

53,4

Маркетинговый фонд (% от выручки)

1

0

0

0

2

0

0

0

0,38

Среднее значение корпоративных точек франчайзеров в 5 раз превосходит количество розничных магазинов франчайзи. При этом наибольший перевес в сети торговли продуктами питания «Пятерочка». Данное отклонение связано с огромной конкуренцией среди сетей универсамов и соответственно высокими рисками низкой рентабельности.


Для многих магазинов одежды отсутствуют паушальные сборы, роялти, взносы в маркетинговый фонд до периода окупаемости.

В сфере услуг также происходят изменения. Появляются новые франшизы в сфере дополнительного образования, прохождение обучающих курсов в разных отраслях деятельности, открываются франшизные агентства недвижимости («Этажи»).[42] Но достаточного распространения это бизнес не получил. В таблице № 2 представлен ассортимент популярных франшиз в сфере услуг.

Таблица 2

Сравнительная таблица карт франчайзера в сфере услуг

Назавние

Инвитро

Билайн

ТонусКлуб

АЗС Лукойл

Этажи

АМД Лаборатория

Крошка ру

Ср.знач.

Корпоративные точки

279

15

1468

1

210

9

33

1

2016

Франшизные

точки

437

232

1980

150

60

48

23

52

2982

Сумма инвестиций (min-max), млн руб.

0,85-5

0,5­-

2,5

0,1-2

2,2-9

15-20

0,7-4

1,5-2,5

0,3-3,5

4,7

Срок

окупаемости,

мес.

6-24

24-36

12-24

6-12

36-48

12-18

12-24

18-24

20

Роялти, %

0

5

0

0

0

4

0

3

1,6

Паушальный взнос, тыс.руб.

150-700

60

0

437

256-469

0

570

760

231,8

Маркетинго вый фонд (% от выручки)

0

0

0

0

0

1

0

0

0,1


По данным таблицы можно сказать, что количество корпоративных и франшизных точек приблизительно одинаковое. Инвестиций открытие организации сферы услуг в среднем меньше на 3 млн., чем на открытие магазина. Сроки окупаемости практически сравнивают свои значения. В сфере услуг активно используется различные оплаты за «аренду» бренда.

В сфере общественного питания произошли изменения в сторону увеличения доли потребления со стороны покупателей. Кризисные явления привели к росту цен на продукты питания, соответственно возрос удельный вес расходов потребителей на приобретение продуктов питания. Изменились бизнес - модели предприятий франчайзи в послекризисный период, возникла необходимость переоценки франшиз. Общей тенденцией компаний стало создание форматов «на вынос», «с собой».[43]

Таблица 3

Сравнительная таблица карт франчайзера в сфере общественного питания

Название

Баскин

Роббинс

Шоколадница

Килфиш

Бургер Клаб

Макдональдс

Сабвей

Стардогс

33 Пингвина

Ср. знач.

Корпоративные точки

10

393

11

6

597

0

14

50

1081

Франшизные

точки

300

85

79

44

13

630

850

1220

2001

Сумма инвестиций (min-max), млн руб.

2-3

6 -

16

2,8 -5,9

3 -3,5

55

4 -8

0,35­

1,5

0,69­

10

11,2

Срок

окупаемости,

мес.

12-24

24­

36

12-14

10-14

12­

36

18-24

5-12

9-12

17

Роялти

0%

7%

6%

2%

5

8%

3%

0%

3,87

Паушальный взнос, тыс.

руб.

860

2500

600

0

2000

4000

0

370

1291

Маркетинговый фонд (% от выручки)

0

0

2

0

4,5

3

1

0

1,3