Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Современное развитие и виды франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сфере общественного питания количество франшизных точек превосходит количество собственных точек в 2 раза. Связано это с тем, что требуются довольно крупные инвестиции. Открытие ресторана обходится дороже открытия магазина на 4 млн. руб. Также паушальные взносы, проценты роялти и маркетингового фонда больше, нежели чем в других сферах. Но есть и преимущества у франчайзи сферы питания, они в меньшие сроки окупают свой бизнес.

Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной России можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, большими рисками у предпринимателей, в связи с кризисными явлениями. Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.

Заключение

Завершая исследование, следует отметить, что кроме расширения своего бизнеса и получения при этом дополнительной прибыли, использование франшизной системы способствует большей узнаваемости торговой марки предприятия в России и за рубежом, что в конечном итоге положительно повлияет на результаты его деятельности. Более того, участие в франшизной системе привлекает новые кадры, повышает их квалификацию, способствует поддержанию высокого качества товаров и услуг, предлагаемых предприятием, повышению конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге ценят потребители, инвесторы, партнеры.

В экономике России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи.

Изучение сущности франчайзинга позволяет сделать ряд выводов:

- франчайзинг - это достаточно интересная форма организации бизнеса, которые устанавливает сложные взаимоотношения между сторонами-участниками;

- привлекательность франшизы - один из решающих факторов ее конкурентоспособности, поэтому оценивание франчайзинговой сети является чрезвычайно важным этапом в принятии решения о вхождение в нее;


- наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг;

- вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках;

- франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.

В целом, франчайзинг является весьма привлекательной схемой быстрого и надежного выстраивания бизнеса. При этом он с самого начала накладывает на предпринимателя определенные ограничения (со стороны франчайзера), что впоследствии снижает возможности роста и расширения.

В работе на основе анализа статистических данных исследованы особенности развития франчайзинга в России и мире. Анализ проведен как в отношении общих тенденций, так и в отраслевом разрезе.

Сделан вывод, что а настоящее время есть ряд факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, большими рисками у предпринимателей, в связи с кризисными явлениями. Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

Научная литература и периодические издания

  1. Ангелин Д. Две стороны франчайзинга // Бизнес. - 2015. - № 34. - С. 62-64.
  2. Астремский А.Д. Тенденции развития франчайзинга в зарубежных странах и на постсоветском пространстве. - М.: Московский печатник, 2010. - 14 с.
  3. Бунич Г.А., Федякина Л.В. Франчайзинг: теория и практика: моногр. - М.: Дашков и К°, 2013. - 140 с.
  4. Ватутин С.В., Тришин М.Е. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.
  5. Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. - 120 с.
  6. Захарченко Н. П. Теоретические и организационные основы формирования системы рекламной деятельности в условиях развития коммерческих отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 280-285.
  7. Исаенко Е. В. Исследование рыночной активности организации: теория, стратегия, практика / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, Д. Н. Милюкин. - Белгород, 2011. – 368 с.
  8. Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 64-73.
  9. Колесникова Е. В. Управление рекламной деятельностью на предприятии // II Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - № 2. - С. 165-170.
  10. Матузенко Е.В. К вопросу о проблемах, препятствующих развитию франчайзинга в России // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. - С. 22-30.
  11. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 102-110.
  12. Меркулов А. и др. Франчайзинг от А до Я: как получать сверхприбыль и развивать свой бизнес за счет партнеров? / под ред. И. Якуниной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 158 с.
  13. Пиньковецкая Ю.С. Закономерности и тенденции развития малых и средних предприятий в период с 2010 по 2012 год. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 3 (197). - С. 156-163.
  14. Пономаренко Г.В., Пономаренко О.Ю. Современные формы предпринимательства в России. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - 155 с.
  15. Степанчук А. А. Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред. А.Н. Цветков. - СПб.: Культ- информ-пресс, 2015. - С. 285-289.
  16. Степанчук А.А. Оценка экономической ситуации на малом предприятии в условиях кризиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - № 3 (221). - С. 245-253.
  17. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 202-213.
  18. Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 74-85.
  19. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Франчайзинг - эффективная форма управления в гостиничном и туристическом бизнесе: моногр. - М.: КНОРУС, 2014. - 216 с.
  20. Шахова М.С. Франчайзинг в России: состояние и перспективы: моногр. - М.: Экономический факультет МГУ: Анкил, 2013. - 104 с.
  21. Шахова М.С. Франчайзинг как современная форма ведения бизнеса. - М.: МАКС-Пресс, 2011. - 92 с.
  22. Юркевич Е.В., Колосов Б.В. Функциональная надежность в малом предпринимательстве. - М.: БОНИАЛ, 2012. - 330 с.
  23. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.

Интернет-ресурсы

  1. Зубарева И. Как под копирку. Российская газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/rinki.html (дата обращения: 04.12.2017).
  2. Имаева Г. Франчайзинг в России: молодой да удалой. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/franchajzing-v-rossii-molodoj-da-udaloj/16.04.2015/ (дата обращения: 04.12.2017).
  3. Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/16.09.2016/ (дата обращения: 04.12.2017).
  4. Рынок быстрого питания в 2016 г. FranchisingINFO.ru портал для бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/statya/805/rynok-bystrogo-pitaniya-2016-godu/ (дата обращения: 04.12.2017).
  5. Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017)
  6. Франшизы-2015. Структура рынка изменилась под влиянием кризиса. [Электронный ресурс]. Портал СИА. - Режим доступа: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=3000756.04.205/ (дата обращения: 04.12.2017)

Приложение 1

Рис. 1. Последовательность операций по становлению фирмы франчайзера

  1. Ангелин Д. Две стороны франчайзинга // Бизнес. - 2015. - № 34. - С. 62.

  2. Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 74.

  3. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 102.

  4. Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 64.

  5. Колесникова Е. В. Управление рекламной деятельностью на предприятии // II Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - № 2. - С. 165

  6. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 104.

  7. Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 68.

  8. Захарченко Н. П. Теоретические и организационные основы формирования системы рекламной деятельности в условиях развития коммерческих отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 280.

  9. Исаенко Е. В. Исследование рыночной активности организации: теория, стратегия, практика / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, Д. Н. Милюкин. - Белгород, 2011. С. 241.

  10. Астремский А.Д. Тенденции развития франчайзинга в зарубежных странах и на постсоветском пространстве. - М.: Московский печатник, 2010. С. 11.

  11. Пиньковецкая Ю.С. Закономерности и тенденции развития малых и средних предприятий в период с 2010 по 2012 год. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 3 (197). - С. 156.

  12. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Франчайзинг - эффективная форма управления в гостиничном и туристическом бизнесе: моногр. - М.: КНОРУС, 2014. С. 5.

  13. Бунич Г.А., Федякина Л.В. Франчайзинг: теория и практика: моногр. - М.: Дашков и К°, 2013. С. 129.

  14. Шахова М.С. Франчайзинг в России: состояние и перспективы: моногр. - М.: Экономический факультет МГУ: Анкил, 2013. С. 76.

  15. Пономаренко Г.В., Пономаренко О.Ю. Современные формы предпринимательства в России. - М.: РИО МГУДТ, 2012. С. 101.

  16. Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. С. 92.

  17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

  18. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011. С. 193.

  19. Меркулов А. и др. Франчайзинг от А до Я: как получать сверхприбыль и развивать свой бизнес за счет партнеров? / под ред. И. Якуниной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. С. 78.

  20. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 207-208.

  21. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 209.

  22. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 210.

  23. Меркулов А. и др. Франчайзинг от А до Я: как получать сверхприбыль и развивать свой бизнес за счет партнеров? / под ред. И. Якуниной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. С. 94.

  24. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 210.

  25. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 211.

  26. Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. С. 91.

  27. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 211.

  28. Там же. С. 212.

  29. Юркевич Е.В., Колосов Б.В. Функциональная надежность в малом предпринимательстве. - М.: БОНИАЛ, 2012. С. 171.

  30. Шахова М.С. Франчайзинг как современная форма ведения бизнеса. - М.: МАКС-Пресс, 2011. С. 12.

  31. Ватутин С.В., Тришин М.Е. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. - СПб.: Питер, 2013. С. 43.

  32. Степанчук А.А. Оценка экономической ситуации на малом предприятии в условиях кризиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - № 3 (221). - С. 245-253.

  33. Степанчук А. А. Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред. А.Н. Цветков. - СПб.: Культ- информ-пресс, 2015. - С. 287.

  34. Имаева Г. Франчайзинг в России: молодой да удалой. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/franchajzing-v-rossii-molodoj-da-udaloj/16.04.2015/ (дата обращения: 04.12.2017).

  35. Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017

  36. Рынок быстрого питания в 2016 г. FranchisingINFO.ru портал для бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/statya/805/rynok-bystrogo-pitaniya-2016-godu/ (дата обращения: 04.12.2017).

  37. Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/16.09.2016/ (дата обращения: 04.12.2017).

  38. Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017)

  39. Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/16.09.2016/ (дата обращения: 04.12.2017).

  40. Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017)

  41. Франшизы-2015. Структура рынка изменилась под влиянием кризиса. [Электронный ресурс]. Портал СИА. - Режим доступа: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=3000756.04.205/ (дата обращения: 04.12.2017)

  42. Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017)

  43. Зубарева И. Как под копирку. Российская газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/rinki.html (дата обращения: 04.12.2017).