Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Современное развитие и виды франчайзинга).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы франчайзинга как модели ведения бизнеса
1.1. Понятие франчайзинга и взаимоотношения его сторон
1.2. Современное развитие и виды франчайзинга
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга применительно к интересам сторон
2. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке
2.1. Общие тенденции развития франчайзинга в России и мире
Введение
Данная работа посвящена исследованию взаимодействию интересов двух противоположных по своим экономическим целям участников франчайзинговых отношений - франчайзера и франчайзи, а также поиску способов преодоления этого конфликта.
Здесь под франчайзингом следует понимать покупку права (франшизы) на работу по заимствованной технологии и (или) под уже известным брендом. Фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж и отработанные бизнес-процессы, продает другой фирме (франчайзи), право на деятельность по своей технологии и (или) под своим товарным знаком. Франшиза выступает в роли объекта нематериальных активов, на определенных условиях передаваемого от франчайзера к франчайзи. Использование франчайзинга и других видов нематериальных активов увеличивает конкурентные преимущества. В современной экономике, часто именуемой «экономикой знаний», это является главным фактором развития стран, и более того, в литературных источниках управление нематериальными ресурсами упоминают как ведущую парадигму менеджмента XXI века.
Актуальность изучаемой проблемы связана с тем, что темпы развития франчайзинга в России пока далеки от мировой статистики, что не позволяет в полной мере воспользоваться теми резервами, которые содержит в себе эта форма организации бизнеса.
Во франчайзинге заинтересованы оба участника. Оба имеют свои риски. Методам минимизации этих рисков также посвящена настоящая работа.
Объектом исследования курсовой работы выступает франчайзинг и франчайзинговые отношения. Предмет исследования – сущность и особенности развития франчайзинга в России и мире.
Целью курсовой работы является изучение экономических отношений, выстраиваемых на базе франчайзинга. Задачи курсовой работы обусловлены целью исследования и заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие франчайзинга и способы его организации;
- выявить преимущества и недостатки франчайзинга;
- провести классификацию видов франчайзинга;
- проанализировать особенности развития франчайзинга в России и иных странах мира.
Для изучения темы использовались различные научные статьи и монографии таких авторов, как Е.Л. Давыдова, Н.П. Захарченко, Е.В. Колесникова, Е.В. Матузенко, Л.Н. Оголева, Г.Л. Толкачева.
Методы исследования. При обосновании теоретических положений и разработке практических аспектов использовался научный инструментарий, в частности, такие методы исследования, как наблюдение, группировка, сравнение, анализ и синтез, системный подход, методы экономического анализа и др.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при изучении студентами дисциплины «Теория отраслевых рынков», а также при написании дипломной работы по проблематике исследования.
Структура работы соответствует требованиям и включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы франчайзинга как модели ведения бизнеса
1.1. Понятие франчайзинга и взаимоотношения его сторон
Франчайзинг - система соглашений, по которым владелец торговой марки, торгового имени или авторских прав (франчайзер) позволяет другой фирме (франчайзи) использовать их на определенных условиях.[1]
Использование франчайзингового способа организации бизнеса в России можно назвать способом «Оздоровления» конкуренции отечественных предприятий, теряющих свои рынки сбыта, поскольку, франчайзинг признан во всем мире эффективным экономическим инструментом, основное назначение которого - развитие малого бизнеса. Доказательством того, что франчайзинг является одним из эффективных инструментов ведения бизнеса, является то, что такой путь развития активно используют такие признанные «монстры» мирового товарного рынка, как CocaCola, McDonald's, IKEA и др.[2]
В экономической литературе выделяют два способа создания франшизной системы:
- уже существующий бизнес расширяется с помощью франчайзинга и преобразуется в систему франшизных предприятий;
- создание бизнеса «с нуля» путем внедрения своей оригинальной бизнес-идеи в практику работы франшизного предприятия.[3]
Указанные способы базируются на здоровой финансовой и организационной составляющих. Кроме того, практика показывает, что ведение бизнеса в форме франчайзинга эффективнее иных вариантов развития малого предпринимательства.
По нашему мнению, процесс становления фирмы франчайзера должен состоять из следующих этапов (рис. 1 в приложении 1).
Являясь партнерским бизнесом, франчайзинг предполагает длительное взаимозависимое сотрудничество. Именно этим отношения между франчайзером и франчайзи принципиально отличаются от традиционных деловых отношений в коммерческих предприятиях.[4]
Договор о франчайзинге составляют специалисты франчайзера, поэтому со всеми его условиями франчайзи приходится соглашаться. Однако франчайзи в своем франшизном предприятии все же обладает некоторой самостоятельностью, так как по факту принимает оперативные решения самостоятельно, например в области размещения рекламы.[5]
При таком способе взаимоотношений в соответствии с планом-программой маркетинга франчайзера определяются и формируются общие для предприятия и их франчайзи цели рекламной деятельности и, соответственно, рекламных кампаний, а конкретные планы рекламных кампаний реализуются на местах с учетом особенностей региона. В свою очередь, франчайзер корректирует планы рекламных кампаний, учитывая поступающие с мест предложения об ассигнованиях на рекламу, комплектует общую программу и утверждает направления рекламной деятельности. Формулируя цели рекламных кампаний, соответствующие общим стратегиям предприятия, франчайзер в то же время помогает осуществлять их, поддерживая денежными средствами.[6]
Основные функции региональных менеджеров отдела маркетинга франчайзера заключаются в консультационной работе специалистов франчайзи, приеме заказов на рекламную, сувенирную, полиграфическую продукцию, контроле за результатами проведения рекламных кампаний, обеспечение своевременного выполнения рекламных заказов франчайзи.
Если у франчайзи возникают разногласия с франчайзером, за рубежом ему помогает «Ассоциация владельцев франшиз», имеющаяся практически в каждой крупной франчайзинговой системе.[7]
При возникновении конфликтных ситуаций между франчайзи и франчайзером создаются консультативные органы. Управляют такими ассоциациями владельцы франшиз. Реальную ответственность за принятие решений в оперативной деятельности, по опыту действующих франчайзинговых систем, возможно разделить следующим образом:
- франчайзер несет ответственность за ассортимент товаров (услуг), а также за ценовую политику франшизного предприятия;
- франчайзи несет ответственность за найм персонала, организацию рабочего времени, бухгалтерский учет, местную рекламу, качество предоставляемых услуг и пр.
Для франчайзера формирование и поддержание положительного имиджа является одной из главных задач развития бизнеса. Это обстоятельство только положительным образом сказывается как на бизнесе франчайзера, так и франчайзи.
За рубежом, как правило, контроль осуществляется с помощью штата районных инспекторов, в функции которых входит отслеживание, с тем чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес-концепции франчайзера. При этом инспектора осуществляют свои функции не только открыто, но и под видом обычных клиентов (прием «тайного покупателя»).[8]
Основываясь на вышеперечисленных аспектах деятельности сторон, следует заметить, что ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит на обоих партнерах. «Однако ведущая роль отводится франчайзеру, который должен стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франчайзи почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы, что благоприятным образом скажется ведении его бизнеса».[9]
Таким образом, система франчайзинга обладает как преимуществами, так и недостатками. Их значимость и влияние определяет каждый предприниматель (фирма) самостоятельно с учетом собственного экономического положения.
1.2. Современное развитие и виды франчайзинга
Как утверждается, предпринимательство, как малое, так и среднее, в экономике России пока не раскрыло своих потенциальных возможностей, но в то же время является опорой социальной стабильности и источником укрепления среднего класса.[10] Некоторые ученые[11] отмечают, что при общем росте МСП в России еще не достигло уровня, характерного для многих зарубежных стран. Сказанное относится и к франчайзингу.
По данным Международной ассоциации франчайзинга, в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн. франчайзи; объем продаж сетей достигает почти 1,5 трлн долл., а занятость - 12 млн. чел. Франчайзинговыми фирмами создается около 13% валового внутреннего продукта. Франчайзинг проявил себя как эффективный способ начала бизнеса и снижения предпринимательских рисков. Так, по статистике изо всех новых предприятий 85 % прекращают деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, - только 14 %. При этом Международная франчайзинговая ассоциация (IFA) выделяет более 70 отраслей, в которых сегодня используются методы франчайзинга[12].
По оценкам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в России насчитывается более 600 франчайзеров и 22 тыс. франчайзи. Финансовый кризис 2008 г. показал, что популярность франчайзингового бизнеса в России в период экономической нестабильности только возросла, что совпадало с мировой тенденцией.[13] Что касается динамики франчайзинга, то более половины франчайзинговых компаний работают в нашей стране не менее пяти лет, а на долю более молодых франшиз приходится 43,5%. При этом российские бренды занимают 2/3 рынка[14], что свидетельствует о видном месте франчайзинга в стратегии импортозамещения.
Отмечается также, что франчайзинг «для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему; для франчайзи - развитие своего собственного бизнеса на базе проверенной бизнес-модели; а для государства - эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, развития всей российской экономики»[15].
Среди других тенденций российского франчайзинга замечен рост интереса к франчайзинговым программам со стороны компаний-франчайзеров, планирующих экспансию в регионы[16] и включение франчайзинга в состав эффективных маркетинговых инструментов.
Вместе с тем, несмотря на хорошие перспективы развития франчайзинга в России, по сравнению с зарубежными странами, темпы его невысоки. Причинами являются экономическая нестабильность и колебания спроса на все виды товаров, а также передел собственности. Это, в свою очередь, сказывается на положении как продавцов, так и приобретателей франшиз.
Юридическая путаница в терминологии франчайзинга. Одним из факторов, тормозящих развитие франчайзинга в России, является внесение в его понятийный аппарат юридической путаницы и нестыковки с той терминологией, которая распространена в предпринимательской среде.
Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ), франчайзинг называется коммерческой концессией[17]. В статьях 1027-1040 ГК РФ содержится определение коммерческой концессии, а также приведены юридические положения по другим вопросам: форме и регистрации договора коммерческой концессии; понятию коммерческой субконцессии; обязанностям правообладателя и пользователя; ограничениям прав сторон; ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю; преимущественным правам пользователя на заключение договора; изменению, прекращению договора и иным правовым аспектам.
Вместе с тем коммерческая концессия в ГК РФ не тождественна общепринятой практике франчайзинга, так как не отображает и не регулирует все его особенности. Это упущение отмечается многими исследователями, которые попутно выделяют и дополнительные юридические сложности: недоработки в сфере регистрации договоров коммерческой концессии, путаницу в применении понятий «фирменное наименование», «субсидиарная ответственность» и т.д.[18]