Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Современное развитие и виды франчайзинга).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы франчайзинга как модели ведения бизнеса
1.1. Понятие франчайзинга и взаимоотношения его сторон
1.2. Современное развитие и виды франчайзинга
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга применительно к интересам сторон
2. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке
2.1. Общие тенденции развития франчайзинга в России и мире
Наконец, «самые большие проблемы у собственников, начинающих работать по франчайзинговой модели, возникают, когда они пытаются оформить договор франчайзинга»[19].
Франчайзеры и франчайзи обязаны разобраться с юридическим соответствием терминов франчайзинга. В целях исключения путаницы далее мы будем использовать терминологию, принятую в бизнес-среде и специальной литературе.
В настоящее время в России представлено множество разновидностей франчайзинга[20].
Не претендуя на широту охвата, приведем упрощенный перечень видов франчайзинга на рис. 1, а в табл. 1 охарактеризуем отличительные черты каждого из видов.
Рис. 1. Основные разновидности франчайзинга в России
Таблица 1
Отличительные черты видов франчайзинга
Вид |
Отличительные черты |
Сферы |
Товарный франчайзинг |
Франчайзер реализует продукцию, маркированную его товарным знаком, через предприятия-франчайзи, которые также берут обязательство не торговать товарами конкурентов. Послепродажное обслуживание также проводит франчайзи. Важной составляющей является не только сам ассортимент товаров, но и технология торговли, а также жесткая привязка франчайзи к торговой марке |
Сбыт бензина, автомобильных товаров, оборуцования, косметики, парфюмерии, одежды и обуви |
Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнесформата) |
Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком и способом ведения бизнеса. Последний является главной составляющей передаваемых нематериальных активов. Ведется строгий контроль за соблюдением бизнес-стандартов |
Туристический бизнес, трудоустройство, консалтинг |
Производственный франчайзинг |
Франчайзер предоставляет франчайзи оборудование, рецептуру, товарный знак, общий рекламный фонд, контролирует качество и обеспечивает франчайзи технологическими регламентами и сырьем |
Легкая и пищевая промышленность, реже другие отрасли индустрии |
Конверсионный франчайзинг |
Франчайзер расширяет сеть с помощью фирм аналогичного профиля. Компании-франчайзи получают сильную торговую марку и используют успешную бизнес-модель |
Агентства недвижимости |
Районный франчайзинг |
Франчайзер контролирует создание разветвленной и территориально разбросанной сети согласно графику открытия новых фирм-франчайзи |
Общественное питание |
Субфранчайзинг |
Франчайзи имеет право продажи франшизы третьим лицам. Доход от оплаты франшизы и роялти от субфранчайзи распределяется между франчайзером и франчайзи |
Фитнес-клубы |
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга применительно к интересам сторон
Во франчайзинге заинтересованы оба участника сделки. Каждый при этом имеет свои риски, вытекающие из тех выгод, которые сопровождают заключение соглашения для каждого из партнеров[21], что иллюстрирует схема, приведенная на рис. 2.
Рис. 2. Выгоды участников отношений в системе франчайзинга
Для приобретателя франшизы важно понять, в чем состоят «за» и «против» франчайзинга с позиций франчайзи - того, кем предстоит стать самому начинающему предпринимателю. Итоги такого сравнения по наиболее существенным позициям приведены на рис. 3.
Рис. 3. Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи
Вместе с тем для тактически верного ведения переговоров с продавцом франшизы не менее важно понимать логику его решений, для чего сопоставить плюсы и минусы франчайзинга с точки зрения франчайзера[22]. Риски франчайзера велики и, как утверждают некоторые ученые, именно поэтому в целях их минимизации «один из самых главных принципов, на котором основывается франчайзер в работе с франчайзи - это легкий вход и тяжелый выход. Подобная схема со стороны франчайзера напоминает брак по расчету»[23].
Выявленные нами результаты сопоставления преимуществ и недостатков франчайзинга для франчайзера приведены на рис. 4.
Принципиальные особенности франчайзинга как способа начала бизнеса. Особое внимание обратим на плюсы и минусы франчайзинга, имеющие прямое отношение к процедуре организации бизнеса.
Рис. 4. Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера
Франчайзинг позволяет вести деятельность под уже существующей торговой маркой и тем самым выйти на рынок с минимальными затратами.[24] Вдобавок, часто компания-франчайзер обучает сотрудников нового предприятия, делится стандартами качества и управления, помогает с оформлением документов, получением кредита, консультирует по техническим и организационным вопросам. Для франчайзи, в отличие от варианта начала бизнеса «с нуля», такой вариант привлекателен снижением риска. Ему достается отлаженная и эффективная бизнесмодель, он существенно экономит на маркетинговом продвижении, которое остается заботой компании-франчайзера и т.д.[25]
Вместе с тем за предоставленные удобства относительно комфортного начала бизнеса необходимо платить. Наиболее распространенным вариантом платы за услуги франчайзера в российских условиях выступает схема, согласно которой сначала франчайзи вносит паушальный (первоначальный) взнос, а затем регулярно перечисляет роялти (процент от своего дохода).
В некоторых работах, посвященных особенностям российской модели франчайзинга, отмечается, что если в зарубежных странах применяется плавающая ставка роялти в зависимости от оборота и прибыли, то в России распространена фиксированная ставка роялти, что связано с недостоверностью официальной финансовой отчетности[26].
Еще один риск состоит в том, что франчайзи, пренебрегающий условиями договора (нарушающий стандарты обслуживания или не выполняющий обязательства перед франчайзером), может лишиться франшизы досрочно, вдобавок заплатив существенные штрафы и неустойки.
Итак, прежде чем принимать решение об открытии предприятия с помощью франчайзинга, начинающий предприниматель обязан взвесить все «за» и «против», просчитать и выполнить определенные действия.
Среди методических рекомендаций и учебных пособий для методической помощи в рамках программы бизнес-образования были разработаны и распространены многие печатные и электронные материалы. Среди этих материалов важное место заняло пособие по франчайзингу, состоящее из семи разделов, которые отвечали на следующие вопросы:
- определение понятий «франчайзинга», «франчайзер» и «франчайзи»;
- возможности, преимущества и недостатки франчайзинга;
- этапы работы по созданию бизнеса в рамках франчайзинга;
- заключение франчайзингового договора;
- оценка основных статей затрат франчайзи;
- особенности кредитования под проекты франчайзинга;
- перспективы развития франчайзинга в Санкт-Петербурге и России.
В состав приложений к пособию были включены:
- шаблон бизнес-плана проекта приобретения франшизы;
- инструкция по принятию решения о покупке франшизы;
- рекомендации по проведению переговоров с франчайзером;
- перечень полезных интернет-ссылок;
- термины деловой лексики в сфере франчайзинга.[27]
Оказанная консультационная поддержка доказала свою действенность. Кроме того, общение с потенциальными франчайзи выявило, что в разъяснениях нуждаются не только достоинства, но и предостерегающие моменты. В этом смысле оказался важен взгляд с двух сторон - со стороны приобретателя и со стороны продавца франшизы, поскольку как рыночная сделка продажа- покупка франшизы подразумевает достижение равновесного соотношения «спрос-предложение» и применения взаимоприемлемых методов оценки франчайзинговых вариантов.[28]
Оценка франчайзинговых предложений.
Проблемам оценки эффективности создания предприятий малого бизнеса, включая оценку франчайзинговых проектов, посвящены исследования многих экономистов. Некоторые акцентируют внимание на повышении стабильности результатов управления франчайзингом и рекомендуют применять специальные модели тестирования предприятия[29]. Конфликт интересов сторон находится в центре внимания тех, кто разбирает практические случаи разрешения таких конфликтов, концентрируя внимание на уроках неудачного франчайзинга[30].
Другие, напротив, предлагают опираться на опыт успешных франшиз, а также: адресуют пошаговые инструкции, главным образом, не франчайзи, а франчайзерам, вырабатывают рекомендации по организации и ведению соответствующего бизнеса[31].
Изучив как теоретические исследования, так и практические советы, рекомендуем процесс обоснования приобретения франшизы разделить на отдельные этапы:
- сбор информации;
- первые переговоры;
- дальнейшие переговоры;
- сбор и анализ информации от других франчайзи;
- подготовка бизнес-плана.
Без последовательного выполнения перечисленных этапов риски резко возрастают. Подробная характеристика содержания перечисленных этапов выходит за рамки нашей статьи. Отметим только, что для заключительного этапа нами рекомендовалось использовать соответствующий шаблон бизнесплана, состоящий из двух моделей - текстовой части и финансового бюджета. Данные шаблоны разработаны и распространены по всем 19 районным агентствам занятости населения Санкт-Петербурга, а пояснения по их использованию уже приводились в ранее опубликованных статьях[32].
В частности, шаблон текстовой части бизнес-плана подготовлен в текстовом редакторе MS Word и помогает с минимальными затратами времени подготовить пояснительную записку к проекту создания нового малого предприятия. Шаблон представляет собой файл с набором вопросов и таблиц исходных данных, состав и содержание которых точно соответствует методическим рекомендациям, подготовленным для начинающих предпринимателей по заказу городской службы занятости населения.
В свою очередь, шаблоны финансовой части бизнес-плана (22 вида) различаются в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности и системы налогообложения и представляют собой набор файлов в электронных таблицах MS Excel. Это комплект табличных и графических материалов, связанных в единую компьютерную модель.
В состав компьютерной модели входит четыре рабочих листа. Рабочий лист «Исходные данные» открыт для изменений исходных данных, вводимых в свободные (незаполненные) ячейки. На этом рабочем листе выделены подсказки и инструкции, которым необходимо следовать, а также выставлены актуальные ставки налогов. Рабочие листы «План финансовых результатов деятельности», «План движения денежных средств» и «Оценка эффективности проекта» являются производными от рабочего листа «Исходные данные» и содержат расчетные формулы. На листе «Оценка эффективности проекта» автоматически формируется диаграмма итоговых денежных потоков и таблица показателей.
Практика использования шаблонов бизнес-плана для варианта начала бизнеса с помощью приобретения франшизы, для которого были разработаны специальные шаблоны, доказала их результативность в сочетании с простотой в применении.[33]
Таким образом, плюсы франчайзинга как для того, кто продает франшизу, так и для того, кто ее покупает, в большинстве ситуаций пересиливают минусы. В итоге рост франчайзинговых сетей набирает обороты и, по распространенным экспертным оценкам, в ХХ1 в. франчайзинг станет наиболее распространенной формой ведения малого бизнеса. Во избежание усиления социальной напряженности существует настоятельная необходимость вооружить начинающих предпринимателей теми инструментами, которые необходимы для принятия просчитанных решений о приобретении франшизы или отказе от ее покупки, если предлагаемые условия не обеспечивают необходимое рыночное равновесие.
Конфликт интересов франчайзера и франчайзи в этом смысле оказывает не разрушительное, а созидательное воздействие, поскольку обе стороны сделки подходят к достижению компромисса не интуитивно, а на основе технико-экономического обоснования вариантов решений и взаимного согласования коммерческих интересов. Такой компромисс возможен с помощью подходов, рассмотренных в предложенной статье, включая:
- изучение проблемы баланса интересов и сопоставления преимуществ и недостатков франчайзинга как для франчайзи, так и для франчайзера;
- выявление принципиальных особенностей франчайзинга как способа начала нового бизнеса, а также обобщение опыта консультирования начинающих предпринимателей, избирающих такой способ;
- разработку методических рекомендаций и учебных пособий, в том числе шаблонов текстовой и финансовой частей бизнесплана для проектов приобретения франшизы;