Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений»(Современное развитие и виды франчайзинга).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы франчайзинга как модели ведения бизнеса
1.1. Понятие франчайзинга и взаимоотношения его сторон
1.2. Современное развитие и виды франчайзинга
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга применительно к интересам сторон
2. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке
2.1. Общие тенденции развития франчайзинга в России и мире
В сфере общественного питания количество франшизных точек превосходит количество собственных точек в 2 раза. Связано это с тем, что требуются довольно крупные инвестиции. Открытие ресторана обходится дороже открытия магазина на 4 млн. руб. Также паушальные взносы, проценты роялти и маркетингового фонда больше, нежели чем в других сферах. Но есть и преимущества у франчайзи сферы питания, они в меньшие сроки окупают свой бизнес.
Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной России можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, большими рисками у предпринимателей, в связи с кризисными явлениями. Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.
Заключение
Завершая исследование, следует отметить, что кроме расширения своего бизнеса и получения при этом дополнительной прибыли, использование франшизной системы способствует большей узнаваемости торговой марки предприятия в России и за рубежом, что в конечном итоге положительно повлияет на результаты его деятельности. Более того, участие в франшизной системе привлекает новые кадры, повышает их квалификацию, способствует поддержанию высокого качества товаров и услуг, предлагаемых предприятием, повышению конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге ценят потребители, инвесторы, партнеры.
В экономике России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи.
Изучение сущности франчайзинга позволяет сделать ряд выводов:
- франчайзинг - это достаточно интересная форма организации бизнеса, которые устанавливает сложные взаимоотношения между сторонами-участниками;
- привлекательность франшизы - один из решающих факторов ее конкурентоспособности, поэтому оценивание франчайзинговой сети является чрезвычайно важным этапом в принятии решения о вхождение в нее;
- наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг;
- вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках;
- франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.
В целом, франчайзинг является весьма привлекательной схемой быстрого и надежного выстраивания бизнеса. При этом он с самого начала накладывает на предпринимателя определенные ограничения (со стороны франчайзера), что впоследствии снижает возможности роста и расширения.
В работе на основе анализа статистических данных исследованы особенности развития франчайзинга в России и мире. Анализ проведен как в отношении общих тенденций, так и в отраслевом разрезе.
Сделан вывод, что а настоящее время есть ряд факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, большими рисками у предпринимателей, в связи с кризисными явлениями. Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
Научная литература и периодические издания
- Ангелин Д. Две стороны франчайзинга // Бизнес. - 2015. - № 34. - С. 62-64.
- Астремский А.Д. Тенденции развития франчайзинга в зарубежных странах и на постсоветском пространстве. - М.: Московский печатник, 2010. - 14 с.
- Бунич Г.А., Федякина Л.В. Франчайзинг: теория и практика: моногр. - М.: Дашков и К°, 2013. - 140 с.
- Ватутин С.В., Тришин М.Е. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.
- Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. - 120 с.
- Захарченко Н. П. Теоретические и организационные основы формирования системы рекламной деятельности в условиях развития коммерческих отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 280-285.
- Исаенко Е. В. Исследование рыночной активности организации: теория, стратегия, практика / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, Д. Н. Милюкин. - Белгород, 2011. – 368 с.
- Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 64-73.
- Колесникова Е. В. Управление рекламной деятельностью на предприятии // II Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - № 2. - С. 165-170.
- Матузенко Е.В. К вопросу о проблемах, препятствующих развитию франчайзинга в России // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. - С. 22-30.
- Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 102-110.
- Меркулов А. и др. Франчайзинг от А до Я: как получать сверхприбыль и развивать свой бизнес за счет партнеров? / под ред. И. Якуниной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 158 с.
- Пиньковецкая Ю.С. Закономерности и тенденции развития малых и средних предприятий в период с 2010 по 2012 год. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 3 (197). - С. 156-163.
- Пономаренко Г.В., Пономаренко О.Ю. Современные формы предпринимательства в России. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - 155 с.
- Степанчук А. А. Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред. А.Н. Цветков. - СПб.: Культ- информ-пресс, 2015. - С. 285-289.
- Степанчук А.А. Оценка экономической ситуации на малом предприятии в условиях кризиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - № 3 (221). - С. 245-253.
- Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 202-213.
- Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 74-85.
- Чудновский А.Д., Жукова М.А. Франчайзинг - эффективная форма управления в гостиничном и туристическом бизнесе: моногр. - М.: КНОРУС, 2014. - 216 с.
- Шахова М.С. Франчайзинг в России: состояние и перспективы: моногр. - М.: Экономический факультет МГУ: Анкил, 2013. - 104 с.
- Шахова М.С. Франчайзинг как современная форма ведения бизнеса. - М.: МАКС-Пресс, 2011. - 92 с.
- Юркевич Е.В., Колосов Б.В. Функциональная надежность в малом предпринимательстве. - М.: БОНИАЛ, 2012. - 330 с.
- Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
Интернет-ресурсы
- Зубарева И. Как под копирку. Российская газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/rinki.html (дата обращения: 04.12.2017).
- Имаева Г. Франчайзинг в России: молодой да удалой. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/franchajzing-v-rossii-molodoj-da-udaloj/16.04.2015/ (дата обращения: 04.12.2017).
- Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/16.09.2016/ (дата обращения: 04.12.2017).
- Рынок быстрого питания в 2016 г. FranchisingINFO.ru портал для бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/statya/805/rynok-bystrogo-pitaniya-2016-godu/ (дата обращения: 04.12.2017).
- Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017)
- Франшизы-2015. Структура рынка изменилась под влиянием кризиса. [Электронный ресурс]. Портал СИА. - Режим доступа: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=3000756.04.205/ (дата обращения: 04.12.2017)
Приложение 1
Рис. 1. Последовательность операций по становлению фирмы франчайзера
-
Ангелин Д. Две стороны франчайзинга // Бизнес. - 2015. - № 34. - С. 62. ↑
-
Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 74. ↑
-
Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 102. ↑
-
Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 64. ↑
-
Колесникова Е. В. Управление рекламной деятельностью на предприятии // II Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - № 2. - С. 165 ↑
-
Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 104. ↑
-
Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 68. ↑
-
Захарченко Н. П. Теоретические и организационные основы формирования системы рекламной деятельности в условиях развития коммерческих отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 280. ↑
-
Исаенко Е. В. Исследование рыночной активности организации: теория, стратегия, практика / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, Д. Н. Милюкин. - Белгород, 2011. С. 241. ↑
-
Астремский А.Д. Тенденции развития франчайзинга в зарубежных странах и на постсоветском пространстве. - М.: Московский печатник, 2010. С. 11. ↑
-
Пиньковецкая Ю.С. Закономерности и тенденции развития малых и средних предприятий в период с 2010 по 2012 год. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 3 (197). - С. 156. ↑
-
Чудновский А.Д., Жукова М.А. Франчайзинг - эффективная форма управления в гостиничном и туристическом бизнесе: моногр. - М.: КНОРУС, 2014. С. 5. ↑
-
Бунич Г.А., Федякина Л.В. Франчайзинг: теория и практика: моногр. - М.: Дашков и К°, 2013. С. 129. ↑
-
Шахова М.С. Франчайзинг в России: состояние и перспективы: моногр. - М.: Экономический факультет МГУ: Анкил, 2013. С. 76. ↑
-
Пономаренко Г.В., Пономаренко О.Ю. Современные формы предпринимательства в России. - М.: РИО МГУДТ, 2012. С. 101. ↑
-
Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. С. 92. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410. ↑
-
Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011. С. 193. ↑
-
Меркулов А. и др. Франчайзинг от А до Я: как получать сверхприбыль и развивать свой бизнес за счет партнеров? / под ред. И. Якуниной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. С. 78. ↑
-
Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 207-208. ↑
-
Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 209. ↑
-
Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 210. ↑
-
Меркулов А. и др. Франчайзинг от А до Я: как получать сверхприбыль и развивать свой бизнес за счет партнеров? / под ред. И. Якуниной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. С. 94. ↑
-
Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 210. ↑
-
Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 211. ↑
-
Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. С. 91. ↑
-
Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 211. ↑
-
Там же. С. 212. ↑
-
Юркевич Е.В., Колосов Б.В. Функциональная надежность в малом предпринимательстве. - М.: БОНИАЛ, 2012. С. 171. ↑
-
Шахова М.С. Франчайзинг как современная форма ведения бизнеса. - М.: МАКС-Пресс, 2011. С. 12. ↑
-
Ватутин С.В., Тришин М.Е. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. - СПб.: Питер, 2013. С. 43. ↑
-
Степанчук А.А. Оценка экономической ситуации на малом предприятии в условиях кризиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - № 3 (221). - С. 245-253. ↑
-
Степанчук А. А. Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: матер. Междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред. А.Н. Цветков. - СПб.: Культ- информ-пресс, 2015. - С. 287. ↑
-
Имаева Г. Франчайзинг в России: молодой да удалой. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/franchajzing-v-rossii-molodoj-da-udaloj/16.04.2015/ (дата обращения: 04.12.2017). ↑
-
Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017 ↑
-
Рынок быстрого питания в 2016 г. FranchisingINFO.ru портал для бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/statya/805/rynok-bystrogo-pitaniya-2016-godu/ (дата обращения: 04.12.2017). ↑
-
Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/16.09.2016/ (дата обращения: 04.12.2017). ↑
-
Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017) ↑
-
Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. Аналитический центр НАФИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/16.09.2016/ (дата обращения: 04.12.2017). ↑
-
Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017) ↑
-
Франшизы-2015. Структура рынка изменилась под влиянием кризиса. [Электронный ресурс]. Портал СИА. - Режим доступа: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=3000756.04.205/ (дата обращения: 04.12.2017) ↑
-
Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2531/ (дата обращения: 04.12.2017) ↑
-
Зубарева И. Как под копирку. Российская газета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/rinki.html (дата обращения: 04.12.2017). ↑