Файл: «Выбор стиля руководства в организации»(Теоретические основы формирования стиля управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационно-экономические факторы. Среди экономических факторов, опре­деляющих стиль управления производственной организацией, особая роль принадлежит форме собственности, на которой базируется данная деятельность. Это влияние осуществляется через организационно-правовые формы хозяйствования и принципы управления. Проблема трансформации отношений собственности является во многом ключевой для определения путей дальнейшего развития экономики России, реформирования отношений управления социально-экономическими процессами. Следовательно, использование новых форм соб­ственности имеет своим следствием изменение стиля и методов управления производственно-экономическими и социальными про­цессами на уровне предприятий (организа­ций), то есть при формализации процесса управления и соответственно стиля управле­ния обнаруживается тенденция к изменению формы собственности. Таким образом, стиль и форма собственности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Организационная структура является механизмом, который обеспечивает достижение поставленных целей за счет эффективного использования всех видов ресурсов (финансовых, технических, природных, человеческих), представляя собой способ функционирования организации. Иными словами, организационная структура в механизме управления отражает взаимосвязи функций управления, а стиль управления -реализацию качеств менеджера при выполнении этих функций в рамках данной организационной структуры. На содержание стиля управления влияют следующие характеристики оргструктуры:

  • формальные черты типовых органи­зационных структур;
  • черты, связанные с содержанием управленческой деятельности (виды коорди­нации работ, их комплексность, уровень регламентации, степень децентрализации управленческих решений).
    1. Характеристика различных стилей

Стиль лидерства или иными словами стиль руководства представляет собой систему приемов по взаимодействию на подчиненных.

Существуют следующие способы управления:

1) авторитарные;

2) демократические;

3) либеральные;

4) смешанные.

Авторитарный стиль представляет такой стиль руководства, при котором руководитель ориентирован на свои цели, интересы и критерии и никогда не советуется со своим коллективом, а ограничивается лишь кругом единомышленников.

У такого руководителя:

- жесткие позиции;

- он применяет административные воздействия на сотрудников;


- применяет психологические воздействия.

Иногда может и уволить сотрудников, которые с ним не согласны и не придерживается оппозиции.

Данный стиль основан на:

1. уверенность в своей правоте;

2. собственном знание;

3. собственном опыте;

4. своих связях 29, С. 222.

Такой стиль руководства может привести к успеху или к полному краху.

Демократический стиль основывается на принципе единоначалия и общественного самоуправления.

При данном стиле руководства руководителя избирают трудовой коллектив или собственники.

Руководитель должен выражать интересы большинства.

В данном стиле руководитель является:

- хорошим «политиком»;

- хорошим «дипломатом»;

- хорошим стратегом;

- «хитрой лисой», которая просчитывает все варианты на много шагов вперед и сочетает методы убеждения и принуждения.

Как правило, это доброжелательные и открытые люди, которые не поддаются таким соблазнам, как:

- деньги;

- женщины;

- власть;

- и другое.

Также такие руководители часто раздражают завистников и способствуют росту оппозиции.

В своей работе он опирается единомышленников из дирекции, правления, президиума, совета.

Либеральный стиль руководства представляет такой стиль, при котором руководитель при принятии какого-либо решения ориентирован на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива5.

Он:

1. постоянно маневрирует;

2. меняет позиции сторон;

3. сталкивает стороны между собой;

4. пытается показать себя «добрым руководителем»;

5. может стать марионеткой.

При данном стиле решения принимаются групповые. Но бывает такое, что у руководителя данного стиля отсутствует сильная воля, четкие цели, глубокие знания.

Данный стиль является неустойчивым и происходит от охлократии.

В смешанном стиле руководства сочетаются все перечисленные выше стили.

Какой-то один стиль может преобладать над другими, но он не достигнет абсолюта.

В таблице 1 представлена характеристика стилей руководства.

Таблица 1 - Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный стиль управления

Демократический стиль управления

Либеральный стиль управления

Принятие решений

сам решает

советуется с коллективом

по указаниям руководства и инициативу отдает подчиненным

Как доводит решение до исполнителя

отдает приказы, распоряжения, команды

делает предложения, просьбы

просьбы и упрашивания

Распределяет ответственность

в его руках

по полномочиям

у исполнителей

Относится к инициативе

подавляет

поощряет

инициатива в руках подчиненных

Как подбирает кадры

боится и избавляется от квалифицированных специалистов

подбирает самых грамотных и деловых

не занимается этим

Как относится к знаниям

сам все знает

учится и требует того же

сам учится и поощряет знания подчиненных

Стиль общения

формальный, необщительный, соблюдает дистанцию

дружеский и положительный

Боится общения, общается по инициативе подчиненных

Отношение с подчиненными

от настроение и нервное

доброжелательное

мягкое и нетребовательное

Отношение к дисциплине

жесткое и формальное

использует дифференцированный подход

мягкое и формальное

Моральное воздействие на подчиненных

наказание – основной метод стимулирования, поощрения по праздникам

использует различные стимулы

поощрение использует чаще наказания


Формирование стиля руководства

Демократический стиль лучше применять.

Авторитарный стиль же использовать в исключительных случаях, таких как авария и т.п.

Либеральный стиль можно применять в отношении отдельных подчиненных высокой квалификации.

При формировании индивидуального стиля руководства, руководители должны учитывать то, что ни один из стилей не является оптимальным.

Самым оптимальным стилем является динамичный стиль, который постоянно меняется в зависимости от ситуаций и объекта руководства.

Руководитель, который использует авторитарный стиль, при острой обстановке будет несомненно прав, используя данный стиль.

А в спокойной обстановке подчиненные будут считать его человеком грубым.

Самых больших результатов может добиться руководитель, который использует демократический стиль. В спокойной обстановке такой руководитель добьется многого и будет хорошим руководителем7.

А вот в напряженной обстановке его посчитают человеком нерешительным и не умеющим руководить.

Если руководитель использует только либеральный стиль, то его будут ценить творческие личности, такие как:

- изобретатель;

- исследователь;

- конструктор;

- и другие.

А вот, например, в промышленности или строительстве, его оценят как безвольного человека, который не умеет руководить.

Самый оптимальный стиль руководства – это индивидуальный, который базируется на демократическом стиле, но изменяется в зависимости от ситуации в авторитарный или либеральный.

При проведении оценки стиля руководства нужно учитывать способности руководителя:

1. как он находит общий язык с работниками по разным уровням возрастов, профессии, образования, семейного положения и темперамента;

2. его умение убеждать;

3. умение вдохновлять;

4. умение увлечь за собой;

5. помочь вступать в контакт.

Основная задача руководителя – выполнить производственный план. Но это невозможно без работоспособного и сплоченного коллектива.

Важное значение имеет умение руководителя определить степень свободы действий подчиненных.

Каждый руководитель должен относиться с определенным интересом и уважением к подчиненным.

Подчиненные не должны чувствовать личной симпатии и антипатии со стороны руководителя.

При формировании индивидуального стиля руководства, руководитель не должен упустить из вида тот факт, что его поведению будут подражать подчиненные.

Индивидуальный стиль руководства влияет на:


1. на систему ценностей, которая принята в коллективе;

2. формирует неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством членов данного коллектива;

3. влияет на совместную трудовую деятельность.

Профессиональные характеристики личности управляющего (менеджера) можно объединить в соответствующие группы:

1) организационно-управленческие качества, включающие в себя: конструктивность и независимость управленческого мышления, способность к самоанализу, системность в принятии решений, креативность, амбициозность, инициативность;

2) эмоционально-волевые качества предполагают уверенность, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, ответственность, надежность, настойчивость, способность идти на риск, трудолюбие, организованность;

3) коммуникативные навыки подразумевают общительность, гибкость мышления, эмпатию, чувство такта, лояльность и конформизм.

Успешный менеджер – это человек, оптимально сочетающий в себе личные (характеристики лидера) и профессиональные (характеристики менеджера) качества. Умение менеджера проявить свои способности во многом определены его способностью создавать собственный образ 15, С.169.

Реализуемые развивающимися менеджерами профессиональные ориентиры и профессиональные намерения в решающей степени определяются «имиджевыми» характеристиками, которые в обществе имеет та или иная профессиональная принадлежность. Решающими факторами создания и удержания позитивного имиджа является роль, индивидуальные характеристики личности менеджера и особенности их субъективного восприятия социальным окружением. Позитивный и гармоничный имидж обладает непротиворечивость его элементов. Если такая сбалансированность оказывается нарушенной, то необходимо прилагать серьезные усилия для восстановления имиджа. Первоочередное значение имеет статус человека в настоящий момент и весь его послужной список. На статус наслаиваются другие формальные характеристики (пол, возраст, образование и т. п). Кроме статусно-ролевых характеристик, черт менеджера, имидж определяется внешним видом человека и манерой поведения.

Профессиональные свойства личности менеджера предполагают наличие определенных компетенций. Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - индивидуально-личностные характеристики человека, его навыки, отражающие способность успешно применять знания и умения на практике, также, в определенной широкой области. Общие компетенции основываются на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека. Специальные компетенции - умения и навыки, связанные с профессиональной деятельностью. Общими компетенциями являются те, которыми должен обладать менеджер как управленец, а специфическими - как специалист в определенной узкой специализации. К общим компетенциям относятся такие параметры и их конкретные характеристики, как восприятие, взаимосвязи, выбор, активность, воля, вера и мудрость. Кроме этого, менеджеры должны отвечать целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой деятельности и ее конкретных субъектов. Комплекс личностных качеств позволяет менеджеру реализовывать управленческие функции:


- информационную (сбор, передача, консолидирование информации и каналов коммуникации от источников до исполнителя);

- управленческую (развитие организации, принятие решений в условиях неопределенности и риска, распределение ресурсов);

- интерактивную (представительные действия юридического характера, координация и мотивация сотрудников и т. п.).

Взяв за основу личностные и профессиональные качества менеджеров, можно выделить определенные типы Менеджер должен выполнять весь комплекс ролей или большинство из них в зависимости от собственных личных и профессиональных качеств, особенностей подчиненных и ситуации.

Чтобы сыграть свою роль, менеджер должен уметь привлечь к себе внимание сотрудников, направить их активность в нужном направлении и потом осуществить управление поведением человека.

Масштаб менеджера определяется целями, которые он ставит и результатами, которых добивается. Масштаб деятельности — это совокупность количественных величина качественных характеристик предметной области, которую менеджер охватывает в процессе профессиональной деятельности. Важную роль играют психологические качества, которые определяют характеристики выбора задачи, процесса ее решения, что характеризует менеджера того или иного уровня. За масштабом личности менеджера стоят мотивы, потребности, способности, талант, знания, опыт и прочие личностные и профессиональные качества 26, С. 21.

Наиболее точным индикатором личности менеджера является уровень общественно признанных результатов профессиональной деятельности, что предполагает ориентацию человека в проблеме, конкретной ситуации и факторах, влияющих на нее. Характеристика решаемых задач зависит от уровня профессиональных компетенций и интеллекта менеджера. Масштабные личности мыслят более крупными и более комплексными категориями. Поэтому у одного менеджера поставленная цель связывается с перспективными задачами работы предприятия в целом, а у его коллег с целями текущего дня. Один человек в ходе анализа поставленной задачи сделает выводы о необходимости модернизации предприятия, а другой мыслит гораздо уже, его выводы сведутся к тому, чтобы иметь дополнительные ресурсы для оптимизации будущих затрат.

Таким образом, масштаб деятельности личности можно охарактеризовать как амбициозность, которая зависит от интеллекта, профессиональных компетенций менеджера, достигнутых общепризнанных результатов. Масштаб управленца определяется способностью системного мышления, видением перспективы для развития организации, кругозором, эрудицией и интуицией. Следует отметить, что важны не желания менеджера, а действенные цели, которые человек поставил самостоятельно. В случае если он меняет цели, повышает их уровень и структурирует, не снижая при этом активности в реализации поставленных задач, томожно говорить о процессе прогрессивного изменения масштаба личности. Если человек способен подтянуть уровень собственного масштаба до уровня масштаба задач предприятия через усложнение и расширение границ среды, то идет его личный рост, если этого не происходит — откат назад или остановка в развитии и профессиональная деформация.