Файл: «Выбор стиля руководства в организации»(Теоретические основы формирования стиля управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа написана о стилях руководства и типах руководителей.

Актуальность темы исследования заключается в том, что управление людьми является сложным и ответственным процессом.

Управление не зависит от масштабов организации и количества человек.

Разница лишь в руководителях и их стилях и типах руководства.

Если руководитель новый, то он сначала не понимает всей сложно управления и задач, которые стоят перед ним.

Со временем руководитель получает опыт управления.

При управлении руководители чаще всего рассматривают такие вопросы, как:

- мотивация;

- стимулирование.

Хотя при определении стиля руководства можно намного успешнее использовать потенциал работников.

При установленном стиле быстрее достигается удовлетворение работой и производительностью сотрудников.

Организация это сложная система, в которой главная часть – руководство, которое:

- координирует действия;

- обеспечивает целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой;

- достижение поставленных целей.

Менеджер является ключевой фигурой, от него зависит работа других и результаты деятельности предприятия.

Целью данной работы является изучение стилей и типов руководства.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы формирования стиля управления;
  • проанализировать факторы, определяющие стиль управления в структуре организационной культуры;
  • дать характеристику различных стилей управления;
  • охарактеризовать типы руководства и руководителей;
  • дать характеристику и технико-экономические показатели ООО «Экотехнология»;
  • описать профессиональные качества руководства организации;
  • провести анализ стиля управления ООО «Экотехнология».

Предметом исследования являются стили руководства и типы руководителей.

Объектом исследования выступает предприятие г. Балашихи ООО «Экотехнология».

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы стали научная и справочная литература и ресурсы интернета.

Глава 1 Характеристика стилей и типов руководства


1.1 Теоретические основы формирования стиля управления

Многие проблемы российской экономи­ки связаны, прежде всего, с проблемами управления. Так, некоторые отечественные предприятия, преодолев самый сложный этап своего «становления», через год-полтора прекращают свое существование по многим причинам, одной из которых является несоответствие стиля управления требованиям современной рыночной среды. Исследования стиля управления нача­лись с работ К. Левина (1930) и его коллег, которые внесли существенный вклад в формирование современного понимания его сущности. Однако с того времени горизонты изучения проблемы существенно расшири­лись, выявив два основных аспекта: 18, С.87

1) терминологический;

2) многогранности и ее сложности.

Среди исследователей существуют расхождения в понимании сущности таких понятий как «стиль управления», «стиль лидерства» и «стиль руководства». При этом следует отметить, что хотя все эти понятия тесно взаимосвязаны, однако они не являются тождественными. Кроме того, наблюдается известная неоднозначность и в их анализе в содержательном плане. Тем не менее, стиль управления охватывает все три значения, а именно управление, лидерство и руководство, так как анализируемые в ней исследования охватывают более одного значения.

Система стилеобразующих факторов – это сочетание близких по своему содержанию однородных понятий и явлений, которые обусловливают формирование, выбор, развитие или совершенствование стиля управления и являются совокупностью его предпосылок, непосредственно или опосредованно определяющих формирование и развитие хотя бы одного из его компонентов.

Из-за отсутствия системно-факторного и междисциплинарного анализа стиля управления в структуре организационной культуры организации существуют различные подходы к его пониманию. Так, категория стиль управления используется в философии, психологии, социологии, педагогике и других науках. И хотя в теории менеджмента при определении стиля управления исследователи прямо или косвенно исходят из единства политики, экономики, организации и культуры, что выступает предпосылкой системного подхода к стилю, это предполагает также различные трактовки в его понимании. Для того чтобы получить более полную картину понятия стиля управления, необходимо провести анализ и изучение не отдельно, а всей совокупности факторов и воздействий, определяющих стиль управленческой деятельности 13 С. 49


Стилевые характеристики управленческой деятельности имеют сложную многоуровневую детерминацию, кроме того, сам стиль управления является сложным образованием. Исходя из этого, проблема выявления факторов, закономерностей, условий и механизмов его формирования требует комплексного подхода к ее рассмотрению.

Ф. Фидлер выделяет три основных элемента:

1) отношения между руководителем и членами коллектива;

структуру задачи;

должностные полномочия.

1.2 Факторы, определяющие стиль управления в структуре организационной культуры

Факторами, определяющими стиль управления, относятся:

  • культурно-исторические,
  • социально-психологические,
  • организационно-экономические,
  • ситуационные.

При этом каждая подсистема факторов имеет свою внутреннюю структуру, и все они тесно взаимосвязаны между собой 22, С. 88.

Культурно-исторические факторы. Изучение различий в стиле управления дало возможность прийти к заключению о том, что существуют многочисленные вариации в его содержании в пределах одной страны, региона, организации, и наблюдается значи­тельный рост различий, если сравнивается применяемый менеджерами стиль управления в разных странах (регионах). Специфические особенности стилей управления, характерные для разных культурных регио­нов, определяют систему управления и ее характер, а следовательно, влияют на стиль управления. Безусловно, одним из главных в этой подсистеме факто­ров является менталитет. Национальный и региональный менталитеты являются важнейшим фактором, влияющим на формы, функции, характер и систему менеджмента, которые задают внешние рамки стилю управления. Менталитет определяет во многом социально-психологические и индивидуальные характеристики субъекта управленческой деятельности и объекта (персонала) организации, оказывая, таким образом, свое влияние и на социально-психологические (субъективные) и организационно-экономические детерминанты стиля. К этой подсистеме факторов наряду с менталитетом относятся:

  • крупномасштабные характеристики объектов управления (географические (тер­риториальные)),
  • исторические характеристики,
  • особенности хозяйственной этики,
  • национальные особенности,
  • религиозные традиции и другие.

Социально-психологические (субъективные) факторы. К их числу относятся осо­бенности субъекта управления и персонала. С одной стороны, стиль это проявление индивидуально-психологических, личностных свойств менеджера в его деятельности и общении с исполнителями, поэтому личность играет определяющую роль в формировании стиля управления. С другой стороны типичные особенности целостной, устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия менеджера на коллектив с целью выполнения управленческих функций. Согласно этому подходу, личность выступает важным, но не единственным фактором формирования стилевых особенностей управленческой деятельности. Качество менеджера является лишь одним из факторов, определяющих стиль управления. Взаимосвязь личности и стиля управления проявляется в ограничении личности менеджера системой профессиональных качеств. В этом случае личность характеризуют способности менеджера осуществлять управленческую деятельность. Поэтому следует различать качества как характеристики субъекта управления (профессиональные) и качества как характеристики личности менеджера (личностные). Качества личности менеджера как слагаемые индивидуального стиля становятся таковыми лишь после своей реализации. Качеств субъекта управления включают требования, предъявляемые к менеджеру как субъекту управленческой деятельности, которые становятся слагаемыми стиля только в той мере, в которой они задействованы. Стиль представляет собой единство формы управленческих отношений и содержания качеств менеджера. Поэтому индивидуальный стиль отражает специфику не менеджера, а его работы, и переход от качества менеджера к стилю управления проявляется в реализации способностей управлять 13, С. 49.

Качества субъекта управления. Всякая деятельность предъявляет определенные требования к тому, кто ее осуществляет. Качества менеджера проявляются через те методы, приемы и способы, которые он использует в своей работе. С другой стороны, именно от знаний менеджера, его профессиональных качеств и организаторских умений зависит выбор самих методов. Эти требования определяются целями, которые существуют в возглавляемых этими менеджерами организациях (подразделениях). К этим факторам чаще всего относят такие качества как организационные способности, уровень знаний, коммуникативные, педагогические способности, способности к работе с людьми, эмоциональный интеллект, специфические управленческие качества.


Личностные характеристики субъекта управления обладают двумя характерными особенностями: во-первых, они являются основанием, на котором базируются профессиональные качества, а во-вторых, они гораздо труднее поддаются трансформации. Например, изменить характер или образ действий и мыслей гораздо сложнее, чем освоить новый алгоритм принятия решений или технику делегирования. Стиль управления только тогда становится индивидуальным, когда в нем проявляются качества личности менеджера. Так, И. П. Волков отмечает, что стиль управления «возникает как проявление наиболее типичных для данного долж­ностного лица характерологических и инди­видуально-психологических черт в поведе­нии его по отношению к подчиненным».

Независимо от стилевых особенностей управленческой деятельности, менеджеры имеют сходные индивидуально-психологические характеристики, отличающие их от лиц, не занятых управленческой деятельностью. К числу наиболее значимых для стиля управления факторов относятся такие индивидуальные специфические (личностные) факторы как опыт, авторитет, техника личной работы, структура затрат рабочего времени, культура управленческого труда, пол, возраст. Именно через опыт проходит непосредственная связь системы качеств менеджера с функциями управления, а последних - с объектом управления и его результатами. Расширение опыта не позволяет «окостенеть» стилю управления, а тенденция совершенствования стиля определяется использованием опыта в сочетании с другими стилеобразующими факторами. На стиль опыт влияет в той степени, в которой он выступает одним из носителей управлен­ческих отношений.

Авторитет менеджера так же один из индикаторов стиля управления. Организационной стороне стиля соответствует формальный авторитет, который вытекает из того, что функции управления независимо от субъекта дают определенный официальный авторитет, который является атрибутом конкретной деятельности (должности). Социальную сторону стиля определяет, прежде всего, реальный или личный авторитет, который является деловым доверием, признанием выбранного образа действий. В наибольшей степени реализации взаимосвязей «авторитет - стиль» способствуют экстремальные ситуации, например, снижение объема продаж или угроза банкротства. Отдача от авторитета тем больше, чем положительнее оценивается личность менеджера его подчиненными и коллегами. Причиной желания иметь авторитет могут быть также факторы, не связанные со стилем управления. Поэтому стиль и авторитет категории самостоятельные, но взаимосвязанные, например, через инициативу и ответственность. Расширение областей ответственности и инициативы - один из методов укрепления авторитета и одно из направлений формирования современного стиля управления. И то и другое взаимосвязано через принятие управленческих решений. Влияние авторитета менеджера на стиль управления зависит от содержания ав­оритета, способ влияния здесь имеет меньшее значение 25, С. 113.