Файл: «Процесс монополизации рынка в теории и на практике»(Понятие и сущность монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Анализ затрат и возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия

Изменение эксплуатационных расходов Депо на 2014-2016 год представлено в таблице 4.

Таблица 4

Эксплуатационные расходы Депо за 2015-2016 гг.

Наименование показателя, млн. руб.

2014

2015

2016

Изменения за 2014-2016 гг.

млн. руб

%

Затраты на оплату труда

638,948

676,747

723,973

85,03

13,31%

Затраты на социальные нужды

196,609

201,691

218,371

21,76

11,07%

Материалы

4,407

16,133

11,864

7,46

169,21%

Топливо

92,893

93,266

102,181

9,29

10,00%

Электроэнергия

991,976

1132,059

1288,648

296,67

29,91%

Прочие материальные затраты

479,195

584,707

705,409

226,21

47,21%

Амортизация

123,717

411,05

500,603

376,89

304,64%

Прочие затраты

51,045

61,262

204,839

153,79

301,29%

Эксплуатационные затраты всего

2578,79

3176,915

3755,888

1177,10

45,65%

Наибольшее увеличение затрат произошло по следующим элементам затрат:

-амортизационные отчисления;

-прочие затраты;

-материалы;

-прочие материальные затраты.

Для оптимизации эксплуатационных расходов запланированы следующие мероприятия:

1. оптимизация использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда:


1.1 обеспечить снижение часов сверхурочной работы на 5 % к уровню прошлого года, обеспечить равномерную загрузку локомотивных бригад, регулировать количество часов сверхурочной работы и часов недоработки, не допускать сверхурочную работу свыше 24 часов в месяц, обеспечить выполнение планового задания по количеству часов сверхурочной работы на человека для выполнения бюджетных параметров по фонду заработной платы (не более 90 часов в год);

1.2 обеспечить снижение непроизводительных потерь на 5 % к уровню прошлого года, ежедневно анализировать нерациональное использование рабочего времени локомотивных бригад, осуществлять проверку маршрутов машиниста на предмет достоверности внесенных в них данных;

1.3 обеспечить выполнение установленного задания по следованию локомотивных бригад с оборота по станции Мариинск, Инская;

1.4 установить процентное соотношение по следованию локомотивных бригад с оборота и через отдых в пункте оборота с предоставлением одного отдыха или повторного отдыха по станциям Мариинск, Инская;

1.5 обеспечить плановое задание перевода машинистов на работу «в одно лицо» в маневровом и хозяйственном движении;

1.6 провести мероприятия по оздоровлению работников депо в пределах планов;

1.7 обеспечить укомплектование работников в пределах штатного расписания;

1.8 не допускать превышения установленного Западно-Сибирской дирекцией тяги процента отвлечений;

1.9 обеспечить выполнение плана обучения машинистов без помощников машинистов в количестве 17 человек;

1.10 обеспечить выдачу локомотивных бригад грузового движения в строгом соответствии с установленным наряд-заказом, с учетом равномерной выработки рабочих часов.

1.11 обеспечить содержание необходимого явочного контингента локомотивных бригад.

2. снижение расхода топливо-энергетических ресурсов

2.1 обеспечить эффективное использования систем рекуперативного торможения (возврат электроэнергии в контактную сеть);

2.2 обеспечить выполнение планового задания на удельный расход в 2017 году и не выше прошлого года в электротяге 95,7 кВтч/104ткмбр, в теплотяге 149,9 кг/104ткмбр;

2.3 сократить расхода топлива и электроэнергии( к уровню прошлого года)локомотивами в ожидании работы и технического обслуживания.

2.4 установить постоянный контроль за освещенностью зданий, выполнения лимита по ТЭР на нетяговые нужды с учетом и без учета потерь;

3. технологические мероприятия

3.1 приведение парка локомотивов к плановым объемам выполняемой работы.


3.2 обеспечить контроль времени нахождения на плановом и непредвиденном видах ремонта;

3.3 снизить количество неплановых заходов на ремонт на 1 млн. км. к уровню прошлого года по электровозам/тепловозам не менее, чем на 15%;

3.4 производить комиссионную приемку локомотивов после проведения плановых и неплановых видах ремонта.

3.5 запретить выдачу локомотивов в работу без выявления и устранения причин возникших неисправностей локомотивов, выявленных в процессе эксплуатации, после устранения неисправности и причины её вызвавшей производить четкую запись в журнале формы ТУ-152 с кратким указанием объема проделанной работы, фамилией и росписью исполнителя.

3.6 обеспечить выполнение целевых показателей по снижению количества отказов в работе технических средств I,II,III категории в 2017 году.

3.7 разработать корректирующие мероприятия, направленные на обучение локомотивных бригад управлению электровозами серии ВЛ10, ВЛ10к для исключения случаев пробоксовок рельсов, образования ползунов и проворотам бандажей колесных пар локомотива.

3.8 обеспечить проведение ежедневного анализа выполнения бюджета времени работы и простоев локомотивов с разработкой корректирующих мероприятий по увеличению показателей бюджета времени локомотива.

Таблица 5

Мероприятия по повышению эффективности деятельности

№п/п

Наименование мероприятия

Единицы

измерен.

Объем

внедрен.

физ.

величин

Эффект от мероприятий, млн.руб.

1

Улучшение качественных показателей использования подвижного состава

конст.ед.

ср.сут.

5,432

Высвобождение локомотивов рабочего парка грузового движения за счет повышения среднесуточной производительности локомотива

конст.ед.

ср.сут.

1

4,826

Высвобождение локомотивов парка маневрового движения, за счет повышения его производительности

конст.ед.

ср.сут.

1

0,606

2

Снижение непроизводительных потерь в работе

3,540

2.1

Снижение часов непроизводительных потерь в работе локомотивных бригад на 5% во всех видах движения

тыс. часов

4,861

1,657

2.2

Снижение часов непроизводительных потерь в работе локомотивных бригад на 5% в грузовом виде движения

тыс. часов

3,964

1,176

2.3

Высвобождение локомотивов нерабочего эксплуатируемого парка грузового движения за счет приведения коэфициента ЭП/РП к уровню 1,37

конст.ед.

ср.сут.

4

1,883

3

Снижение удельных норм потребления ТЭР на тягу поездов

1,045

3.1

Снижение удельного расхода э/энергии на тягу поездов

кВтч/10 тыс т-км брутто

93

0,945

3.2

Снижение удельного расхода топлива на тягу поездов

кг у.т./10 тыс. т-км брутто

148

0,100

4

Организационно-технологические

мероприятия

19,897

4.1

Оптимизация использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда

чел.ср.спис.

19

8,589

4.2

Снижение неэксплуатируемого парка за счет повышения эффективности обслуживания и ремонта (снижение % неисправных)

конст.ед.

ср.сут.

7

11,309

Всего исполнение программы мероприятий

29,915


3.9 ежемесячно обеспечивать получение товарно-материальных ценностей и их списание, согласно плана закупок, для исключения экономия по элементу расходов «Материалы»;

3.10 контролировать выполнения установленного лимита машино-часов по автотранспорту в установленном задании при обязательном обеспечении технологии работ. Мероприятия по повышению эффективности деятельности представлены в таблице 5.

Таким образом, за счет мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия результат программы составил 29,915 млн. рублей.

Заключение

Сделаем основные выводы по результатам работы в соответствии с поставленными целями.

Монополия - это господствующее абсолютное преобладание одного производителя или продавца продукции. Монополия - крупное хозяйственное объединение, корпорация, имеющая в своей структуре несколько предприятий и достигая благодаря этому положения на рынке определенных товаров, и наличие на рынке одного продавца и большого количества покупателей.

Естественная монополия представляет собой сложное противоречивое экономическое явление, обладающее сетевым эффектом, положительным эффектом масштаба производства и/или разнообразия, низкими трансакционными издержками, свойствами субаддитивности функции издержек и устойчивости. Данное явление представляет собой объективный результат развития экономики. В реалиях современной рыночной экономики естественная монополия является частью вертикально-интегрированной рыночной структуры.

Содержание естественной монополии мы определяем как преимущественное положение экономического субъекта на рынке, приобретаемое крупными формами хозяйствования в результате экономии от масштабов, экономии от разнообразия, субаддитивности функции издержек, экономии на трансакционных издержках, географического распределения и создания системы совместного хозяйственного комплекса.

Объективные законы развития технологических и производственных процессов являются причинами существования и развития естественной монополии. Предпосылкой ее функционирования является стремление к увеличению прибыли за счет положительного эффекта от масштабов производства. Причины и предпосылки к функционированию естественной монополии заставляют элементы ее механизма, включающие субъекты отношений (подразделения фирм; фирмы-конкуренты, производящие товары- субституты; производители и потребители, объединенные целью удовлетворения потребностей) и объекты отношений (производственные процессы, в результате которых образуется экономия на масштабах или разнообразия), производить естественно-монопольный эффект.


За счет естественно-монопольного эффекта производитель получает преимущества в издержках, а потребитель - положительные и отрицательные проявления монопольной власти. Все это позволяет определить механизм функционирования естественной монополии как совокупность устойчивых, повторяющихся взаимосвязей, возникающих между субъектами рынка, в результате которых проявляется положительный эффект масштаба и/или разнообразия.

Во второй главе работы описана деятельность Эксплуатационного локомотивного депо Тайга, основные технико-экономические показатели работы, основные результаты деятельности. Произведен анализ эффективности использования основных средств предприятия на базе учетных данных за 2015-2016гг.

Произведен подробный анализ затрат предприятия, произведен анализ эффективности использования основных средств на базе учетных данных за 2015-2016гг. Разработаны мероприятия для оптимизации эксплуатационных расходов.

В результате решения поставленных задач была достигнута цель исследования, исследовано влияние экономического регулирования на монополизацию рынка на примере железнодорожного транспорта.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
  2. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 34. – Ст. 3426.

Монографии и периодические издания

  1. Борисов Е.Ф. Экономика: учеб.-М.: издательство Проспект, 2014.–320 с.
  2. Васюхин О.В. Основы ценообразования. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2015. – 210 с.
  3. Воробьёва И.П., Громова А.С., Рыжкова М.В. Экономика: учеб. пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 264 с.
  4. Гавриленко Л.И., Иванкина Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика: учебное пособие. - Томск: ТПУ, 2014. – 208 с.
  5. Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д. Изменение тарифов на электроэнергию: оценка возможных последствий для экономики региона // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 2. - C. 28-37.
  6. Городецкий А.Н., Павленко Ю.В. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. – 2014. - № 1. - С.137-146.
  7. Градов А.П. «Семь кругов» проблемной ситуации по уровням управленческой иерархии // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 1 (187). - С. 20-27.
  8. Груничев А. Монополии, монополизм и развитие конкуренции. // РИСК. – 2015. - № 14. - С. 152-161.
  9. Гусев К.Н. Российская экономика: от монополизации к модернизации. // Банковское дело. – 2015. - № 4. - С. 14-19.
  10. Ищенко О.А, Комарова Н.С. Современная экономика. Лекционный курс: учебное пособие. Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 416 с.
  11. Латышев А.Ю. Особенности современного монополизма как формы организации бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 21 (350). - Вып. 47. - С. 192-200.
  12. Латышев А.Ю. Противоречия развития современного монополизма: теория и российская практика // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 8 (338). – Вып. 44. - С. 78-88.
  13. Лепетикова И.Ю., Исаева А.М. Монополизация как угроза экономической безопасности России // Ростовский научный журнал. – 2017. - № 6. – С. 85-90.
  14. Малкина М.Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в Современной России // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - № 12. - С. 56-63.
  15. Мартусевич Р.А. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики. - 2016. - № 4. - С. 141-157.
  16. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2013. - № 4/5. - С. 26-56.
  17. Полондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор // Конкурентное право. – 2017. - № 1. - С. 3-14.
  18. Пулова Л.Б. Институциональные перемены и модернизация // Известия СПбУЭФ. - 2014. - № 2. - С. 9-14.
  19. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 672 с.
  20. Родин А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации // Вестник МГТУ, том 14. - 2015. - № 1. - С. 210-213.
  21. Терёшина Н.П., Епишкин И.А. Экономика железнодорожного транспорта. - М.: МИИТ, 2012. - 346 с.
  22. Экономика и управление в энергетике: учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Любимовой, Е. С. Петровского. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 485 с.
  23. Ящук Л.И. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. - 2015. - № 10. - С. 33-34.