Файл: Управление мотивацией сотрудников на предприятиях ГиРБ . ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией
1.1 Сущность мотивации в системе управления
1.2 Содержательные теории мотивации
1.3 Процессуальные теории мотивации
2. Мотивация и социально-экономическая поддержка персонала на примере гостиницы «Марриотт Грандъ»
2.1 Характеристика гостиницы «Марриотт Грандъ»
2.2 Социально-экономическая поддержка персонала в гостинице «Марриотт Грандъ»
Введение
Среди сложных управленческих задач особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом гостиничной компании. Задача этого направления управления - повышение эффективности производства за счет комплексного развития и разумного использования творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативности. Управление человеческими ресурсами включает в себя множество компонентов. Среди них: кадровая политика, командные отношения, социально-психологические аспекты управления. Крайне важно определить пути повышения производительности, способы развития творческой инициативы, а также стимулы и мотивацию сотрудников. Вопрос стимулирования персонала поднимался еще до того, как менеджмент воспринимался как наука, и остается актуальным сегодня. Сложность этого вопроса в том, что потребности человека постоянно меняются. Если раньше ему было достаточно получать пищу в качестве награды, то сегодня, помимо удовлетворения физических потребностей, человек должен удовлетворять свои моральные и психологические потребности.
Основными задачами данной работы являются изучение теоретических аспектов мотивации как функции управления организацией, анализ известных теорий мотивации, ознакомление с видами социально-экономической поддержки персонала. Сегодня существует множество методов и средств стимулирования и мотивации сотрудников. Сложность состоит в том, чтобы найти наиболее эффективный метод, который требует тщательного анализа и изучения потребностей и факторов, которые заставляют сотрудников работать эффективно, что в свою очередь определяет актуальность темы этого курса. Ключ к успеху - найти эффективный способ управления людьми в любой организации. Для предпринимателя люди - самый ценный ресурс, потому что именно они могут постоянно совершенствоваться. Умело управляя людьми, можно постоянно улучшать организацию производства и увеличивать прибыль. Поэтому предприниматель должен хорошо разбираться в людях, знать их достоинства и недостатки, причины, толкающие их к работе. Следовательно, цель данной статьи - рассмотреть методы стимулирования персонала отелей, а также найти наиболее эффективный из них.
Предметом исследования является влияние различных методов мотивации персонала на повышение производительности компании.
Объектом исследования является деятельность гостиницы «Марриотт Грандъ» в целях создания мотивов, побуждающих работников к эффективной трудовой деятельности.
1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией
1.1 Сущность мотивации в системе управления
Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергично совершать именно те действия, которые приближают организации к достижению поставленных целей. В связи с этим руководство организации должно выполнять весьма важную функцию - создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.
Мотивационные аспекты управления получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства.
Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.
С точки зрения психологии мотивация - это потребность или желание, стимулирующее и направляющее поведение человека.
М.Х. Мескон определяет мотивацию как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.
По мнению В. Кнорринга мотивация - это процесс стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.
Е.И. Комаров утверждает, что мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Твила Делл пишет: «Секрет мотивации - в том, чтобы дать людям то, чего они действительно хотят от работы. Чем больше Вы им сможете дать, тем больше Вы сможете от них ожидать: продуктивности, качественной работы и сервиса». Таким образом, разными учеными мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.
Мотивация как функция управления - это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса. Таким образом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой - это самопобуждение. Чтобы разобраться в этой двойственной природе мотивации, важно понять, что поведение человека в трудовом процессе определяется взаимодействием различных внешних и внутренних побудительных сил, среди которых следует прежде всего выделить стимулы и мотивы. Под стимулом подразумевается материальная награда определенной формы, например, заработная плата. Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов. Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.
Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремление от него избавиться.
Стимул понимается как внешняя причина, побуждающая людей к деятельности, а мотив выступает как внутренняя побудительная сила. Если стимул заметен, его можно заранее спланировать или отменить, то мотив скрыт, его действие часто бывает неожиданным для наблюдателей, так как он зависит от инстинктивных импульсов, влечений, потребностей. Вместе с тем стимулы и мотивы самым тесным образом связаны между собой. Процесс стимулирования деятельности члена организации - это такое воздействие на его поведение, которое включает в свою сферу все потребности, интересы, цели, стремления, мотивы. Следовательно, основу стимулирования составляет взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности члена организации. Стимулирование реализуется через создание условий, изменяющих трудовую ситуацию, чтобы у работника возникало желание, стремление к эффективной деятельности. Для успешного стимулирования необходимо знать внутренние мотивы.
Не всякое целевое, направленное воздействие на поведение человека активизирует его деятельность, а лишь то, которое становится личностно значимым для данного конкретного человека, соответствует его внутренним устремлениям. Только в этом случае возникает заинтересованность работника в своей деятельности, психологическая предрасположенность по отношению к выполнению ролевых требований и, как следствие этого, побуждение к качественному выполнению работы. Стимулирование включает в себя не только создание внешней ситуации выбора определенной (наиболее привлекательной) формы поведения, но и ее соответствие структуре личности работника. Вместе с внешней стимуляцией эта внутренняя структура (в случае ее активизации) формирует непосредственный мотив действий.
Особенность стимулирования в организации заключается в том, что выбранная работником форма поведения соответствует целям субъекта стимулирования (руководства организации), целям тех, кто создавал эту ситуацию.
Мотивация- это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности.
1.2 Содержательные теории мотивации
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов команды к активности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
· формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
· обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
· формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач необходим анализ:
· процесса мотивации в организациях;
· индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними;
· изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.
Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной. В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные факторы уже не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к появлению теорий в основе которых лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая такая теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945), американским социологом, одним из основателей индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».
Теория Маслоу
Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу(1908-1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуальность» (1970). Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей» (рис.1)
Рисунок 1
В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий: