Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности нотариуса
1.1 Нотариат и органы, совершающие нотариальные действия - объекты контроля и надзора
1.2. Виды контроля над деятельностью нотариуса
1.3 Контроль за нотариальной деятельностью в отдельных странах
Глава 2. Практика контроля над деятельностью нотариуса
2.1 Проблемы установления и исполнения прав и обязанностей нотариуса
2.2. Ответственность нотариусов за злоупотребление полномочиями
По периодичности проведения проверок можно выделить три вида: плановая проверка; внеплановая проверка; повторная проверка.
Методическими рекомендациями, принимаемыми нотариальной палатой, устанавливается график проведения проверок, в соответствии со сроками работы нотариусов и проведением предыдущих проверок.
Плановая проверка является комплексной проверкой деятельности нотариусов, и направлена как правило на проверку текущей деятельности нотариуса, а именно на проверку ведения реестров нотариальных действий, проверки условий труда в конторе, правильность взыскания нотариального тарифа и тарифа за правовую и техническую работу и других вопросов связанных с деятельностью нотариусов. своевременной сдачи отчетности, соблюдения при совершении нотариальных действий нотариальной тайны, соответствия печати нотариуса установленным требованиям на момент проведения проверки.
Внеплановые проверки могут проводиться на основании жалоб, которые поступили в нотариальную палату либо на основании обращений граждан и юридических лиц, органов суда, прокуратуры.
Повторные проверки проводятся после проведения плановой или внеплановой проверки. Цель повторной проверки - установить были ли приняты нотариусом к исполнению и устранению замечания и нарушения, выявленные в результате проведения плановой и внеплановой проверки.
Для проведения той или иной проверки по решению нотариальной палаты создается комиссия. В состав комиссии входят сотрудники нотариальной палаты, нотариусы, имеющие длительный стаж работы и безукоризненную репутацию, могут также привлекаться сотрудники Министерства Юстиции как органа, контролирующего деятельность нотариусов. Нотариальная палата сообщает нотариусу о проведении плановой и о сроке проведения проверки. До проверки членами комиссии предварительно изучаются жалобы, поступившие в адрес нотариуса, а также результаты предыдущих проверок. Проверяемым нотариусом должны быть созданы условия для проведения проверки, в день проведения проверки по требованию членов комиссии нотариус обязан оперативно предоставить запрашиваемые в ходе проверки документы (реестры, номенклатуры дел, документы постоянного хранения и т.д.), в том числе документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, документы, относящиеся к страхованию, отчеты. Если в ходе проверки были выявлены несущественные нарушения, члены комиссии вправе истребовать устных объяснений нотариуса, и обязаны сохранить нотариальную тайну, относящуюся к выявленному нарушению и совершению нотариального действия. Если были выявлены нарушения в части страхования деятельности нотариуса, комиссия вправе передать данную информацию в нотариальную палату, а нотариальная палата в свою очередь вправе передать информацию в организации, осуществляющие страхование деятельности нотариуса.
После проведения проверки проверяющая комиссия, с участием нотариуса обсуждает результаты проведенной проверки. Обсуждаются причины допущенных нарушений, выявленных недостатков.
По результатам проверки составляется акт. Методическими рекомендациями установлен срок составления акта, не более семи дней с момента завершения проверки. В акте отражаются все выявленные нарушения и недостатки в текущей деятельности нотариуса, а также даются рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений. Акт подписывается всеми членами комиссии и нотариусом, чья деятельность проверялась. Нотариус имеет право не подписывать данный акт, в этом случае на акте проставляется отметка об отказе нотариуса о подписании акта. Акт составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в делах нотариуса. У нотариуса есть право в течении трех дней предоставить возражения в письменной форме в нотариальную палату в случае если он не согласен с результатами проверки.
1.3 Контроль за нотариальной деятельностью в отдельных странах
В Италии нотариальная деятельность осуществляется на основе Закона Итальянской Республики № 89 от 16.02.1913 г.[7]. Закон предусматривает, что контрольные полномочия за нотариальной деятельностью распределены между несколькими уполномоченными субъектами - Министерством юстиции, его отраслевыми органами (например, Нотариальным архивным управлением) и дисциплинарным судом. Кроме этого, установлено, что субъектами корпоративного контроля являются Национальный совет нотариата во главе с Президентом, который избирается нотариусами каждые два года, Окружные нотариальные советы и Межокружные комитеты.
Государство устанавливает следующие требования к допуску лица к профессии нотариуса: принадлежность к гражданству Италии; наличие высшего образования; регистрация в местной Нотариальной палате (совете); прохождение стажировки в течение 18 месяцев; сдача письменного экзамена в Риме, который состоит из трех письменных отдельных теоретико-практических тестов, связанных с наследственным, торговым и обязательственным правом, а также устного экзамена, который охватывает нормы гражданского, торгового, налогового права и нормы, которые регулируют нотариат; присяга; получение нотариальной печати и открытие своего нотариального бюро. В Италии существует квотный принцип распределения нотариусов. Квоты определяются Министерством юстиции каждые десять лет с учетом численности населения.
В основном всеохватывающий государственный контроль распространяется на организационные аспекты нотариальной деятельности, а практическая реализация нотариальных функций контролируется сочетанием методов государственного и корпоративного контроля.
Почти такое же положение дел наблюдается и в Германии. Министерство юстиции контролирует соблюдение законодательных условий вступления в нотариат (обучение в течение семи семестров, сдача государственного экзамена после практики в течение двух лет), назначает нотариусов. Текущий контроль за нотариальной деятельностью осуществляется Министерством юстиции вместе с нотариальными палатами, которые действуют в каждом округе и входят в состав Федеральной нотариальной палаты.
Государственный контроль за нотариальной деятельностью достаточно развит и в Австрии, где лицо, желающее стать нотариусом, должно иметь высшее юридическое образование и не менее семи лет стажа для возможного допуска к конкурсу.
Значительно более громоздкой является система контрольных органов государства по нотариальной деятельности в Греции - Министерство юстиции, прокурор, налоговые инспекции, земельные суды, а также максимальная реализация ими своих контрольных полномочий на разных стадиях нотариальной деятельности: на стадии допуска к профессии нотариуса (Министерством юстиции, земельными судами), по процессуальным аспектам осуществления нотариальной деятельности (Министерством юстиции, налоговыми органами и прокурором). Отдельно стоит отметить, что для Греции характерен ограниченный доступ к профессии нотариуса и чрезмерный государственный контроль за строгим соблюдением условий соответствующего допуска (наличие гражданства Греции, наличие диплома юридического факультета соответствующего вуза, стажа работы сроком два года адвокатом, судьей или руководителем органа регистрации земельных книг, прохождение очень сложного конкурса, что, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки будущих нотариусов, но с другой - создает чрезмерные препятствия для желающих). Условия конкурса являются слишком суровыми, процедура его прохождения сложной, что позволяет высказаться о целесообразности использования такой формы допуска к профессии, однако, как показывает практика, и о неуместности чрезмерного усложнения ее процессуального аспекта.
Закон Республики Казахстан «О нотариате» проводит разграничение между государственными нотариусами и нотариусами, занимающимися частной практикой. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусом осуществляется территориальным органом юстиции. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляется территориальным органом юстиции и нотариальной палатой. К контролю со стороны государственного органа добавляется контроль со стороны профессиональной организации.
Ст. 31 указанного Закона устанавливает, что порядок проведения контроля устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской нотариальной палатой. Устанавливаются также сроки проведения проверок: «Проверка работы частного нотариуса, приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не ранее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год после начала осуществления им нотариальных действий и в дальнейшем проводится не чаще одного раза в год».
Ст. 4 Закона Кыргызской Республики «О нотариате» устанавливает, что частным нотариусом может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж по юридической специальности не менее трех лет, прошедший шестимесячную стажировку у государственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право занятия частной нотариальной деятельностью. Порядок прохождения стажировки определяется правительством Кыргызской Республики. Государственный нотариус является государственным служащим.
Таким образом, государство также закрепляет наличие двух разновидностей нотариусов: государственных и частных.
Что касается контроля, то ст. 26 этого же Закона определяет, что «контроль за выполнением профессиональных обязанностей нотариусами осуществляет Министерство юстиции Кыргызской Республики. Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства осуществляет налоговая инспекция в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, который впервые приступил к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после его назначения на должность нотариуса. Нотариусы обязаны предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами»[8].
Интересен опыт Эстонии в вопросе контроля за нотариальной деятельностью. Ст. 5 Закона Эстонской Республики «О нотариате» предусматривает, что надзор за служебной деятельностью нотариуса осуществляет министр юстиции через уполномоченных им чиновников. В то же время министр юстиции может привлекать к осуществлению надзора нотариальную палату. Министр юстиции может делегировать надзор по отдельным вопросам Нотариальной палате и издавать для его осуществления инструкции. Министром юстиции могут вноситься изменения в решения Нотариальной палаты, принятые по указанным вопросам[9].
Таким образом, контроль государственного органа первичный, который, в свою очередь, имея право усмотрения, может отдельные функции делегировать нотариальной палате или привлекать такую к осуществлению контроля. В любом случае контроль за Нотариальной палатой со стороны органа юстиции не прекращается. В Законе также указывается цель надзора: осуществление контроля за соответствием служебной деятельности нотариуса установленным положениям, в том числе по распоряжению работы нотариального бюро, ведением журналов регистрации служебных действий, хранением документов, электронной обработкой персональных данных в нотариальном бюро и т.д. Надзор заключается в осуществлении регулярного контроля за служебной деятельностью нотариуса. Проводить дополнительные проверки разрешается только в обоснованных случаях при наличии сведений, указывающих на необходимость проведения контрольной проверки. У нового нотариуса первая проверка проводится в течение второго года его службы[10].
Если обратиться к опыту Латвии, то можно отметить, что ведение нотариальных дел осуществляется под наблюдением судебных учреждений (ст. 1 Закона «О нотариате»). При этом присяжными нотариусами являются принадлежащие к судебной системе лица, осуществляющие свою деятельность при окружных судах, которые выполняют установленные для них законом обязанности. Закон закрепляет модель, при которой общие функции нотариата и суда позволяют объединить два этих ведомства в организационном плане. В связи с этим непосредственный надзор за деятельностью присяжных нотариусов подведомственный тому окружному суду, в округе которого находится их должностное место[11].
Таким образом, непосредственно нотариальная деятельность, книги и дела присяжных нотариусов в любое время могут быть проверены судьей, направленным окружным судом. Председатель окружного суда наделен существенными полномочиями по осуществлению контроля за профессиональной деятельностью нотариуса. Так, он вправе давать присяжным нотариусам указания и распоряжения. В то же время создана Коллегия присяжных нотариусов Латвии, а Совет присяжных нотариусов Латвии вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении нотариуса по представлению суда или прокурора, а также по жалобам лиц или по собственной инициативе. Кроме того, ст. 181 Закона «О нотариате» предусматривает такое: «За нарушение законов и других нормативных актов, а также инструкций, регулирующих деятельность присяжных нотариусов, и за допущение присяжным нотариусом халатности в своей деятельности, или неисполнение своих обязанностей, или совершения вне службы такого достойного осуждения поступка, который не совместим с должностным положением и достоинством присяжного нотариуса или с его пребыванием в должности или в прежнем месте практики, министр юстиции может возбудить дисциплинарное дело по представлению суда или прокурора, а также по жалобам лиц или по собственной инициативе». Министр юстиции при возбуждении дисциплинарного производства уполномоченный отстранить нотариуса от исполнения обязанностей до рассмотрения его дела. Закреплены гарантии защиты прав нотариуса от возможного преследования со стороны органа нотариального сообщества. Так, решение Совета присяжных нотариусов Латвии о наложении взыскания направляется министру юстиции.