Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Понятие местного самоуправления и форм его осуществления
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.2. Место и роль представительных органов в системе органов местного самоуправления
2.3. Место и роль исполнительных органов в системе органов местного самоуправления
2.4. Формирование и структура контрольного органа местного самоуправления
2.5. Муниципальная реформа в РФ и структура органов местного самоуправления
Один кандидат в аудиторы контрольного органа Любинского муниципального района представляется главой, один - Советом. Решение об избрании аудиторов контрольного органа принимается Советом большинством голосов от установленного числа депутатов Совета.
Председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность Чебоксарским городским Собранием депутатов на срок его полномочий. Решение о назначении председателя Контрольно-счетной палаты принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов. Председатель Чебоксарского городского Собрания депутатов представляет городскому Собранию депутатов кандидатуру для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты.
Председатель Контрольно-счетной палаты Советско-Гаванского муниципального района, как уже упоминалось, назначается на должность постановлением председателя Собрания депутатов муниципального района по результатам специального конкурсного отбора.
Условия конкурса, требования к кандидатам, перечень предоставляемых документов публикуются в СМИ за две недели до даты проведения конкурса. Конкурсная комиссия формируется на паритетных началах Собранием депутатов и главой муниципального района. Возглавляет конкурсную комиссию председатель Собрания депутатов.
Специалисты Контрольно-счетной палаты работают по трудовому договору (контракту), заключенному председателем Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Сотрудники контрольного органа назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением председателя контрольного органа Подольского городского Совета депутатов.
Члены Контрольно-счетной палаты Советско-Гаванского муниципального района утверждаются решением Собрания депутатов, принятым большинством голосов от установленного числа депутатов. Правом внесения на рассмотрение Собрания депутатов кандидатур в состав членов Контрольно-счетной палаты обладают депутаты Собрания депутатов, глава муниципального района, назначенный на должность председатель Контрольно-счетной палаты, инициативная группа граждан в количестве не менее 10 человек.
Таким образом, раз в силу объективных и, вероятно, субъективных причин контрольные органы формируются не прямыми выборами, а представительными органами муниципального образования, эта процедура должна быть максимально демократизирована. Это может выражаться в увеличении субъектов, предлагающих кандидатуры членов контрольного органа: не только глава представительного органа муниципального образования и его депутаты, но и глава муниципального образования, граждане.
2.5. Муниципальная реформа в РФ и структура органов местного самоуправления
Муниципальная реформа в России прошла несколько этапов. Новый этап муниципальной реформы связан с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Несмотря на достаточно долгое обсуждение концепции реформы местного самоуправления, которое предшествовало принятию Федерального закона N 131-ФЗ, и многочисленные поправки к указанному Закону, положения которого в полном объеме вступили в силу с 1 января 2009 г., на практике продолжают возникать вопросы, касающиеся организации структуры органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) не давал четкого определения структуры органов местного самоуправления, что породило споры в юридической литературе по поводу определения этого понятия. Новый Федеральный закон N 131-ФЗ устранил этот правовой пробел и в ч. 1 ст. 34 структуру органов местного самоуправления обозначил как "перечень" этих органов. Таким образом, "под структурой органов местного самоуправления, по сути дела, понимается система имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления. Именно самих органов, а не их внутренних подразделений".
В Конституции РФ не раскрывается понятие общих принципов организации местного самоуправления. В Федеральном законе N 131-ФЗ также не дан конкретный перечень общих принципов организации местного самоуправления. В юридической литературе существуют различные подходы к определению содержания данного понятия и классификации общих принципов организации местного самоуправления. Так, В.И. Фадеев, выделяя четыре группы принципов, которые вытекают из преамбулы Федерального закона N 131-ФЗ, считает, что эти группы принципов охватывают все основные положения данного Закона и сформулировать их перечень практически очень сложно. В связи с такой неопределенностью понятия общих принципов субъекты РФ в настоящее время столкнулись с проблемой, когда вопросы организации местного самоуправления, отнесенные Конституцией РФ к предметам совместного ведения, достаточно детально урегулированы федеральным законодателем в Федеральном законе N 131-ФЗ. В региональном законодательстве, а также в уставах муниципальных образований в большинстве случаев дублируются положения Федерального закона N 131-ФЗ. Таким образом, отсутствие четких критериев определения общих принципов организации местного самоуправления не в полной мере гарантирует осуществление на практике принципа его самостоятельности. В этой связи справедливо высказывание В.И. Васильева, что законы об общих принципах местного самоуправления "могут включать сколь угодные ограничения самостоятельности населения" в вопросах организации местного самоуправления.
Отсутствие четкого понятия общих принципов организации местного самоуправления позволило федеральному законодателю ограничить случаи проведения муниципального референдума по вопросам определения структуры органов местного самоуправления. Так, согласно Федеральному закону N 131-ФЗ проведение муниципального референдума по вопросам структуры органов местного самоуправления возможно только во вновь образованном муниципальном образовании на межселенных территориях или в случае преобразования существующего муниципального образования.
Такая позиция подтверждается практикой проведения референдумов в субъектах Российской Федерации. Как отмечается в юридической литературе, в процессе переходного периода муниципальной реформы местные референдумы по вопросу определения структуры органов местного самоуправления были инициированы и проведены только в муниципальных образованиях двух субъектов РФ: в Республике Башкортостан и в Тюменской области. Однако даже столь незначительный опыт проведения местных референдумов не был идеальным.
Так, согласно выводам рабочей группы Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, проводившей в 2016 - 2017 гг. анализ в том числе правовых актов муниципальных образований Вологодской области, положения Устава Белозерского муниципального района Вологодской области, регламентирующие структуру органов местного самоуправления района, выглядят спорно. В структуру органов местного самоуправления Белозерского муниципального района входят кроме представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации и контрольно-ревизионной комиссии района еще и финансовое управление района, управление экономики и имущественных отношений района и управление образования района (ст. 16 Устава Белозерского муниципального района).
По своей функциональной природе финансовое управление района, управление экономики и имущественных отношений района и управление образования района являются органами администрации, реализующими исполнительно-распорядительные функции.
Отметим также, что управление образования Белозерского района согласно Положению о нем хотя и действует в "рамках полномочий органов местного самоуправления", однако в своей деятельности руководствуется, прежде всего, приказами и инструкциями Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования Вологодской области, нормативными актами губернатора и Законодательного Собрания Вологодской области, а затем уже (как это следует из смысла содержания Положения) Уставом и другими актами Белозерского района. Таким образом, управление образования в этом качестве очень похоже на административный орган двойного подчинения.
Обратим внимание на то, что Белозерский район Вологодской области не является единственным примером формирования такой неоднозначной структуры органов местного самоуправления. Например, согласно ст. 26 Устава муниципального образования городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай (ред. от 26 октября 2006 г.) в структуру органов местного самоуправления входят муниципальный орган управления образованием и муниципальный орган управления коммунальным хозяйством.
Таким образом, образовав несколько структур с исполнительно-распорядительными функциями органов местного самоуправления, представительные органы вышеуказанных муниципальных образований, по сути, создали несколько центров административного управления, что не согласуется с положениями Федерального закона N 131-ФЗ.
По нашему мнению, при раскрытии принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в определении структуры своих органов, особого внимания заслуживает анализ роли органов государственной власти в процессе формирования и прекращения полномочий органов местного самоуправления.
Отметим, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, несмотря на то что органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, они остаются в системе государственно-властных отношений. Местная власть имеет публичный характер, что неоднократно было выражено в решениях Конституционного Суда РФ, в которых подтверждалось, что местное самоуправление как одна из основ конституционного строя является выражением власти народа, служит для самостоятельного решения населением в пределах своих полномочий вопросов местного значения.
В заключение отметим, что, несмотря на то, что Федеральный закон N 131-ФЗ подразумевался законодателем как рамочный, в этом Законе, по оценкам большинства исследователей, в ряде случаев предусмотрено довольно детальное регулирование муниципальных правоотношений, связанных в том числе с организацией структуры органов местного самоуправления. Существует даже точка зрения, что, учитывая содержание Федерального закона N 131-ФЗ, необходимо было его назвать "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Полагаем, что для существования в Федеральном законе N 131-ФЗ такой регламентации вопросов организации местного самоуправления, в том числе связанных с определением структуры органов местного самоуправления, есть серьезные основания. В первую очередь к ним относятся экономические условия. В настоящее время большинство муниципальных образований являются дотационными, несостоятельными в финансовом отношении. Такое положение определяет зависимость муниципальных образований от органов государственной власти. Также следует учитывать, что в переходный период муниципальной реформы местная власть оказывается недостаточно подготовленной для осуществления своих функций. Среди причин такого состояния муниципальной власти немаловажное значение имеет и проблема недостаточного количества квалифицированных кадров.
В то же время нельзя забывать о концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации, где одним из основных принципов является принцип самостоятельности местного самоуправления. Отметим также, что вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.
Местная администрация наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ. В случае наделения законом органов МСУ государственными полномочиями, их деятельность подконтрольна государственным органам (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ), т.е. в этом случае исполнительно-распорядительные органы являются третьим звеном системы исполнительной власти России.