Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С принятием Конституции Российской Федерации (1993 г.) изменилось правовое положение местного самоуправления, которое стало самостоятельным и не входит в систему органов государственной власти. Изменилось и правовое положение органов местного самоуправления, что должно было бы стимулировать творческую инициативу местных сообществ в вопросах установления систем органов муниципальных образований.

Понятие "система органов местного самоуправления" учеными сегодня трактуется различно. Некоторые (С.И. Кулиева и др.) считают, что это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей. Другие (А.П. Алехин, В.И. Фадеев, О.Е. Кутафин) считают, что это совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципального образования, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни, и их мнение частично совпадает с точкой зрения автора. Но хотелось бы добавить, что это совокупность органов муниципального образования, подчиненная руководителю муниципального образования или их объединения, согласующаяся в своей деятельности с принципом законности, исходящая из интересов местных жителей и интересов государства.

Общепризнанно, что для любой системы важна четкая организация ее деятельности, регламентация функций, прав и ответственности. Местное самоуправление не является исключением. Внутреннее устройство организации и функционирования местного самоуправления, выражающееся в создании и развитии муниципальной системы органов, призвано обеспечить в самоуправленческом процессе достижение региональных целей. От системы органов местного самоуправления зависит структура органов управления, объем их полномочий, функций и ответственности. Однако, помимо типовых органов управления, в системе органов местного самоуправления имеются сложные структуры, которые обладают признаками, свойственными только государственным органам управления, и выполняют только государственные полномочия. Например, орган записи актов гражданского состояния и т.д. В целом система органов местного самоуправления напоминает систему государственных органов субъектов Российской Федерации в миниатюре.

Вместе с тем, среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает внедрение инновационных методов управления в систему местного самоуправления. Россия - не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ. За рубежом накоплен значительный опыт реформирования и внедрения инновационных технологий управления в рамках местного самоуправления, и при корректном подходе его уроки можно использовать в отечественной практике.


Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления в России и зарубежных странах.

Предмет исследования – правовое регулирование систем и структуры органов местного самоуправления по законодательству России, а также определение их правового статуса в данной системе.

Целью исследования является анализ правовых аспектов системы организации местного самоуправления как института муниципального права, выявление его особенностей, структуры органов местного самоуправления и их правового статуса.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- определить теоретико-методологические основы понятия «местное самоуправление» и его форм;

- выявить виды форм осуществления местного самоуправления;

- охарактеризовать исторический опыт использование различных форм местного самоуправления как в России, так и за рубежом;

- разграничить современную практику использования форм непосредственного осуществления местного самоуправления и представительной демократии;

- проанализировать систему и структуру органов местного самоуправления, выявив правовые аспекты разграничения понятий;

- исследовать место и роль представительных и исполнительных органов в системе органов местного самоуправления, а также вопросы формирования и структуры контрольного органа местного самоуправления;

- проследить некоторые проблемы муниципальной реформы в Российской Федерации и её влияние на структуру органов местного самоуправления.

Методология исследования основывается на общенаучных методах таких как: диалектический, исторический, логический, функциональный; и частнонаучных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Понятие местного самоуправления и форм его осуществления

Местное самоуправление в Европейской хартии местного самоуправления трактуется как "право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения" [2]. Таким образом, в данном определении сложное и многогранное явление местного самоуправления предстает все же, прежде всего, как управленческая деятельность, хотя и специфического характера.


Интересно, что в одноименных российских федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления 1995 и 2003 гг. содержащиеся в них определения местного самоуправления, хотя и серьезно отличаются между собой, однако закрепляют другой, по сравнению с Европейской хартией местного самоуправления, подход. Как известно, Федеральный закон 1995 г. в определении местного самоуправления делает акцент на праве населения на решение вопросов местного значения, а Федеральный закон 2003 г., не отказываясь и от признания этого права, называет местное самоуправление в первую очередь формой реализации власти народа [14, с. 12].

Идея самоуправления, как и других основных европейских государственно-правовых институтов, восходит к эпохе античности. Полисная демократия имела генетические корни в практике родового самоуправления. Вместе с тем демократическое самоуправление и его законы формируются как альтернатива монархическим и аристократическим формам правления, а потому являются, прежде всего, формой государственного управления, а не самоуправления, в привычном нам, современном, смысле этого слова.

Основные положения, определяющие участие граждан в решении вопросов на местном уровне, закреплены в Конституции Российской Федерации как в документе, обладающем наивысшей юридической силой. Права и полномочия органов местного самоуправления, без которых участие граждан в выработке и принятии решений на местном уровне было бы невозможно, определены в Конституции в рамках общей системы государственного устройства. Уже в гл. 1 Конституции, которая называется "Основы конституционного строя", основные решения, принимаемые на уровне местного самоуправления, определяются как базовые решения в системе государственного устройства Российской Федерации. Таким образом, в этой главе система местного самоуправления закрепляется как основополагающий элемент всего государственного устройства. В п. 2 ст. 3 Конституции указывается, что народ осуществляет свою власть, во-первых, непосредственно, т.е. путем референдумов и свободных выборов (п. 3 ст. 3), и, во-вторых, через органы государственного управления и местного самоуправления.


Кроме того, в п. 1 ст. 130 Конституции РФ закрепляется право граждан на осуществление местного самоуправления с использованием и других форм непосредственного волеизъявления.

В ст. 12 Конституции РФ содержится более детальное регулирование места и статуса местного самоуправления в системе государственного устройства. Статья 12 Конституции РФ гарантирует существование системы местного самоуправления на территории всей Российской Федерации. Одновременно в данной статье определены два аспекта взаимоотношений местного самоуправления с государством. В соответствии со ст. 12 "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" [1]. Их включенность в систему государственного управления реализуется тем не менее благодаря тому, что самостоятельность при решении проблем на местном уровне может осуществляться только в рамках полномочий, устанавливаемых муниципалитетам государством.

В определении местного самоуправления, закрепляемом в российском законодательстве, несмотря на его достоинства, касающиеся, прежде всего, его развернутого характера и демократизма, имеется значимый пробел - отсутствие указания на то, что местное самоуправление представляет собой один из уровней публичной власти.

К специфическим признакам (принципам) местного самоуправления как относительно самостоятельного уровня публичной власти следует отнести:

1) самостоятельность местного самоуправления по отношению к системе государственной власти (в пределах своих полномочий);

2) особый субъект осуществления местного самоуправления - население муниципального образования (местное сообщество), в состав которого могут не включаться некоторые граждане РФ, находящиеся на его территории, и, наоборот, включаться определенная категория иностранных граждан;

3) особый характер институциональной (организационной) основы местного самоуправления по сравнению с государственной властью - расширенное количество форм прямой демократии, иная трактовка разделения властей и т.д.;

4) возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и возможность административного контроля со стороны государства за их реализацией, в том числе с точки зрения целесообразности [13, с. 87].


Система местного самоуправления в России - это совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения [13, с. 87]. Система включает в себя упорядоченные элементы, и применительно к определенному виду и уровню муниципального образования число этих элементов может отличаться.

Следует отметить, что Конституция РФ, наряду с выборами органов местного самоуправления, предусматривает также проведение референдумов и использование других форм решения вопросов местного значения самими гражданами.

1. Референдум как форма непосредственного участия граждан в решении вопросов местного самоуправления.

Исходя из положений ст. 12 Конституции РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) конкретизирует ряд обязательных условий для назначения и проведения местного референдума. В соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения, но не вопросы, входящие в исключительную компетенцию государства (п. п. 1 и 2 ст. 130 Конституции РФ). Вопросы местного значения применительно к различным типам муниципальных образований определены в ст. ст. 14 - 16 вышеупомянутого Федерального закона N 131-ФЗ.

Важнейшим необходимым условием для назначения местного референдума по инициативе граждан является наличие собранных подписей в поддержку референдума в количестве не менее 5% от общего числа граждан, зарегистрированных на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом (пп. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона N 131-ФЗ).

Итог референдума подлежит обязательному исполнению и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить исполнение решения, принятого на местном референдуме (п. п. 6 и 7 ст. 22 Федерального закона N 131-ФЗ).