Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СТРЕССОВОГО ТИПА
1.1 Определение стрессовых ситуаций
1.2.Личностные деформации как следствие влияния стресса
1.3. Профессиональное «выгорание» личности
2 ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 Причины профессиональных деформаций
2.2 Виды профессиональных деформаций
2.3.Проявления и также, последствия профессиональных деформаций
Наиболее подвержены деформациям представители профессий из сферы "человек – человек".[7]
Поэтому больше только описаний деформаций сделано на примере таких профессий, как юридические, педагогические, мед, сферы социальной и также, психологической поддержке и также, т. д. Выявлены разные проявления деформаций, такие как огрубление личности, возникновение нежелательных качеств, какие мешают достигать нужного результата, искажение характерологических параметров личности, социальная дезадаптация и также, т. д.
На образце профессий этого типа были получены интересные данные, какие показывают, что долгое занятие профессией при определенных критериях может приводить к системным изменениям сущностных( интегральных) черт личности профессионала, упрощению системы проф деятельности, профессионального общения, вида профессии и также, себя в ней, упрощая как саму личность, так и также, ту среду, которую она организует вокруг себя. При изучении проф деформаций личности было показано, что деформируется сущностное правило личности – саморазвитие, смыслопостроение, творчество, что описывает ее дальнейшие поступки, идеи, отношение.
Такое серьезное влияние профессии на личность привело к появлению так именуемого " феномена социальной угрозы " профессиональных деформаций личности, проявляющегося в том, что они служить определенной содержательной основой, образцом для поведения других людей.
Остается вопрос о том, а ли быть профессиональные деформации присущи и также, иным типам профессий? На него трудно ответить, поскольку, как мы уже фиксировали, в данной исследовательской области трудно выделить сущностное базу, которое бы позволяло ассоциировать негативные проявления разных профессий.
Несмотря на признание влияния профессий типа "человек – человек" на формирование профессиональных деформаций[8] (professional deformation of a personality), для полноты понимания этого феномена не следует игнорировать влияние и также, других профессий на личность человека. Так, в нашем пилотажном опросе, проведенном среди архитекторов, были выявлены признаки деформаций. Например, в повышенном внимании к деталям зданий, интерьера; специфическом способе изложения своих мыслей (графика, образы и также, т.п.); особенностях понимания другого человека; жизненной философии. Эти проявления порой мешают представителям данной профессии не только в общении и также, взаимодействии с другими людьми, но и также, в решении своих профессиональных задач.
Поэтому для развития представлений о профессиональных деформациях важно найти новые сущностные основания их анализа, которые бы позволили по-новому операционализировать это явление и также, построить соответствующие программы исследования. Эта задача уже актуализировалась в современных исследованиях и также, нашла свое отражение в попытках систематизации профессиональных деформаций.
Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:
Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и также, иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жёсткость.
Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Систематизация Рогова Е. И. :
Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, учителя преподающие разные предметы, работающие в разных учебных заведениях по разным технологиям остаются похожими друг на друга.
Типологические профессиональные деформации — вызваны слиянием, синтонностью личностных качеств с соответствующими функциями деятельности, что в педагогической профессии отражено в существовании таких типов как «предметник», «организатор», «методист» и также, др.
Профессионально-специальные деформации — деформации, обусловленные специализацией в профессии, что позволяет, например, различать учителя младших классов от педагога старшей школы или учителя физкультуры от учителя математики.
Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные изменениями личности работника внешне не связанные с процессом деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных качеств происходит развитие качеств не имеющих, на первый взгляд, отношения к данной профессии.
1.3. Профессиональное «выгорание» личности
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и также, клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и также, организационный
Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и также, развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».
Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и также, — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и также, легко солидаризирующихся. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и также, низким уровнем Эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и также, эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания соединено с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: напряженное общение, подкрепление его чувствами, интенсивное восприятие, обработка и также, интерпретация получаемой информации и также, принятие решений. Другой причина развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и также, неблагополучная психологическая воздух. Это нечеткая организация и также, планирование труда, недостаточность нужных средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая служба, имеющая трудноизмеримое содержание, присутствие конфликтов как в системе " управляющий — подчиненный ", так и также, меж коллегами.
Выделяют еще один причина, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — присутствие психологически трудного контингента, с которым приходиться обладать дело профессионалу в сфере общения( томные больные, конфликтные клиенты, " трудные " подростки и также, т. д.)
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и также, водящий к истощению эмоционально-энергических и также, личных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание появляется в результате внутреннего накапливания отрицательных чувств без соответствующей " разрядки " или " избавления " от них. В 1981 г. Э. moppoy( A. Morrow) внеспредложение яркий эмоциональный образ, отражающий, по его понятию, внутреннее состояние труженика, испытывающего дистресс проф выгорания: " Запах пылающей психологической проводки ".
Врачи-онкологи и также, обычный медицинский персонал отделений онкологии – люди в высочайшей степени подверженные этому синдрому. Основанием для такового заключения являются как общие предпосылки, свойственные появлению " проф выгорания " у всех категорий тружеников, так и также, специфичные индивидуальности, связанные с характером их деятельности.
К всеобщим причинам относятся:
напряженное общение с разными людьми, в том числе плохо настроенными;
работа в меняющихся критериях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
индивидуальности жизни в мегаполисах, в критериях навязанного общения и также, взаимодействия с огромным количеством незнакомых людей в публичных местах, отсутствие времени и также, средств на особые действия по улучшению личного здоровья.
К специфичным факторам можно отнести:
трудности профессионального характера( служебного роста) и также, критерий труда( недостаточный степень з\п, состояние рабочих мест, неимение необходимого оборудования или препаратов для высококачественного и также, успешного исполнения своей работы);
невозможность проявить помощь больному в неких случаях;
более высочайшая летальность, чем в большинстве остальных отделений;
воздействие пациентов и также, их недалёких, стремящихся решить свои психологические трудности за счет общения с доктором;
тенденция последнего времени – опасность обращений родственников нездоровых в случае летального финала с юридическими претензиями, исками, жалобами.
Использованная К. Маслач собственная методика диагностики показала:
а) именно с гиперэмоционалъного сопереживания с пациентом, клиентом начинается дисквалификация персонала;
б) невольно манифестированное «сверхсочувствие» вскоре сменяется приступами равнодушия к пациентам. Потом оно овладевает психотерапевтом (или другим профессионалом, работающим с людьми) каждый раз, как он входит в свой рабочий кабинет. Но при этом еще возможны эмоциональные всплески, и также, негативные (приступы рассерженности или обиды), и также, позитивные (неожиданная радость, умиление);
в) у такого первоначально отличного профессионала, если он продолжает напряженно работать с людьми, безэмоциональность, равнодушие ко всему становится навязчиво-болезненной чертой характера, вернее, его личности. У него происходит «уплощение» эмоций, когда исчезают острота чувств и также, сладость переживаний. Вроде бы все нормально, но... не волнуют ни пламя заката, ни переливы птичьего щебета. Ослабли чувства к самым дорогим и также, близким людям. Даже любимая пища стала грубой и также, пресной.
Но не только в этом проявляется деформация психики при «выгорании» человека, работающего с людьми.
«Конфронтация с клиентом». К. Маслач обратила внимание на то, что некоторые психотерапевты в периоды кратковременного отдыха во время рабочего дня, беседуя с коллегами, начинают пренебрежительно, а потом и также, с издевкой высказываться о своих пациентах. Возбужденные или утомленные необходимостью сдерживать внутренний протест против душевных затрат психотерапевты разряжали агрессию: «Сегодня такой придурок ко мне пришел, что я...», «Эта, что у меня была, сама стерва, хочет, чтобы все ей угождали» и также, т. п.
Позднее динамика этого компонента «выгорания» была систематизирована:
а) первоначально, после вспышек усердия и также, желания как можно лучше обслуживать клиентов, возникает стойкое переживание обиды на несправедливость, вначале из-за конкретного события. Это чувство становится постоянно гнетущим: переживание обиженности на якобы недостаточное одобрение начальства, на неблагодарность клиентов, на то, что «за такую работу платят мало денег». Данный этап «выгорания» ведет профессионала к тому, что он игнорирует клиентов, потом уклоняется от работы с ними (частые перекуры, перерывы за чашкой кофе), потом возникают отгулы, прогулы, отсутствие «по болезни»;