Файл: Личностные деформации стрессового типа...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) если «выгорающий» человек вынужден работать с людьми, он начинает чувствовать стойкую неприязнь к клиентам (пациентам, покупателям, ученикам и также, др.);

в) на этом этапе ему не удается скрыть свое раздражение и также, происходит взрыв: он выплескивает из себя озлобленность. Ее жертвой, как правило, становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи или хотя бы участия.

Пациенты отказываются от этой психотерапевтической клиники, она терпит убытки. Этот компонент выгорания персонала был назван «конфронтацией с клиентом».

«Потеря ценностных ориентаций». Третья форма симптомов «выгорания» наиболее социально и также, экономически опасна, хотя начало ее (как и также, двух других) не предвещает плохого:

а) первоначальные симптомы «выгорания» могут проявляться в том, что при общении с клиентами и также, сослуживцами у человека возникает навязчивое недоверие к их высказываниям. Оно может чередоваться или сочетаться с недовольством собой, ощущением снижения своей компетентности в работе;

б) далее такой человек склонен во всем новом сразу находить негативные стороны (ошибки, недолжное поведение); он сразу обращает внимание на недостатки,

предвестники опасности и также, т. д. «Выгорающему» его навязчивая критичность кажется достоинством, он якобы «стойкий борец за качество». Нет, акцентируя внимание лишь на плохом, он стал «давителем» хорошего, так как лишает людей права на ошибки, на инициативу. «Выгорающая личность» портит всем настроение и также, климат в коллективе, заражает его «выгоранием». Такого человека все чаще охватывает мучительное ощущение своей несостоятельности: «Я не состоялся как профессионал». «Выгорающий» может пытаться сменить работу. Но если и также, там он будет работать с людьми, то «выгорание души» лишь на короткое время, казалось бы, прекратится, однако потом оно будет углубляться;

в) завершает нарастание этой формы «выгорания» утрата представлений о ценностях жизни, т. е. состояние, в котором человеку стало «на все наплевать». Он по привычке может сохранять и также, апломб, и также, респектабельность, но. приглядитесь к нему. У него пустой взгляд и также, ледяное сердце. Мир для него безразличен.

Итак, исследования показали, что три описанных выше формы «выгорания» протекают почти одновременно, но все же первоначально более заметна «сверхдушевность». На втором этапе часто доминирует конфронтация с клиентом. На завершающем этапе наиболее тягостным последствием «выгорания» всегда становится потеря ценностных ориентаций.


Выводы

Таким образом, рассматривая существующие в литературе определения стресса, следует считать, что термином "стресс" определяется не реакция, а состояние гомеостаза обеспечивать нужную активность человека в определенных условиях среды. Стрессовая реакция - изменение уровня активности под влиянием тех или иных стрессоров. Дистресс - такое перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое вызывает нарушение деятельности (функциональные или морфологические) различных структур организма, приводя к развитию пограничных состояний и также, психосоматических заболеваний. Подчеркнем, что акцентирование только на негативных последствиях действия стресса вносит путаницу в устоявшуюся терминологию стресса, дистресса и также, психосоматических заболеваний, вызванных последним. Изменение уровня стресса - это, прежде всего, полезная для организма реакция, возникшая в эволюции, способствующая оптимальной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. В то же время сильные и также, многократно повторяющиеся действия стрессоров могут приводить к тем страшным последствиям, о которых пишут специалисты. Профессиональная деформация личности (professional deformation of a personality) -- изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и также, поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и также, специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и также, деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и также, положительные стороны этого явления, которые можно и также, нужно использовать.

Синдром профессионального выгорания представляет собой непростой, многоплановый конструкт, состоящий из цельного ряда негативных психологических переживаний, вызванных продолжительными и также, интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно трудными. Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на длительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и также, яснее всего данный синдром имеетместобыть у представителей профессий, относящихся к системе " человек – человек ".

Полностью исключить в работе проф стресс и также, проф выгорание в современных критериях скорее всего нереально. Но вполне возможно значительно уменьшить их разрушительное воздействие на здоровье работающих людей.


Не смешивать проф проблемы с личными, действовать на работе, а отдыхать дома, обучаться снимать стресс и также, скоро перестраиваться. Но универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания, нет и также, быть не может, таккак протекание процесса и также, методы выхода из создавшегося расположения зависят прежде только от структуры и также, психологических особенностей личности.

Важной характерной чертой людей, устойчивых к проф выгоранию, является их дееспособность формировать и также, помогать в себе позитивные, оптимистичные установки и также, ценности, как в отношении самих себя, так и также, остальных людей и также, жизни в общем.

2 ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Причины профессиональных деформаций

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и также, той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и также, навыков, снижению работоспособности.

Профессиональная деформация (professional deformation of a personality)- это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и также, личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и также, взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".

Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и также, др.).

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и также, все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и также, формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и также, стили общения.[9]


Выделяют следующие причины профессиональной деформации:

1) монотонность выполняемой деятельности, особенно если ее смысл кажется сомнительным. Кроме того, монотонный труд способствует стагнации профессионального развития личности, снижению интеллекта;

2) вкладывание в работу больших личностных, энергетических ресурсов при недостаточности признания заслуг. Сотрудник отдаст всего себя работе, однако коллеги либо не замечают этого, либо воспринимают это как должное;

3) строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения. Требуется выполнять работу точно в срок, однако нет возможности делать ее качественно;

4) напряженность и также, конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и также, их излишний критицизм. Желание выполнять работу качественно и также, в срок негативно воспринимается коллегами, они могут высмеивать, агрессивно нападать, считая, что сотрудник хочет выслужиться перед начальством;

5) нехватка условий для самовыражения личности на работе — все инновации отвергаются, творческий подход не поддерживается ни начальством, ни коллегами;

6) работа без возможности дальнейшего обучения и также, профессионального совершенствования. У сотрудников отсутствует профессиональный и также, личностный рост, нет ни вертикального, ни горизонтального движения на предприятии. Сотрудник вынужден заниматься одной и также, той же работой на протяжении многих лет;

7) неразрешенные личностные конфликты. Сотрудник старается выполнять работу "идеально", так как именно считает, что только идеальную работу можно считать "правильной", старается во всех случаях вести себя как профессионал, следовать всем инструкциям, быть "идеальным работником", совершенствоваться до бесконечности. Например, доводит до совершенства квартальный отчет или не может приступить к работе, если рабочее место не находится в идеальном порядке.[10]

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:

·отставание, замедление профессионального развития сравни­тельно с возрас­тными и также, социальными нормами;

·дезинтеграцию профессионального развития, распад профес­сионального соз­нания и также, как следствие - нереалистические цели, лож­ные смыслы труда, профес­сиональные конфликты;

· низкую профессиональную мобильность, неумение приспосо­биться к новым условиям труда и также, дезадаптацию;


· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и также, индивидуальных норм профессионального развития, меняющих про­филь личности;

·появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и также, выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).

Главным фактором, главной детерминантой развития деструкции является хозяйка профессиональная деятельность. Каждая специальность имеет свой ансамбль проф деформаций. Профессиональные деформации нарушают единство личности; снижают ее адаптивность, живучесть; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.[11]

Возникновение проф деструкций у учителя владеет свои проявления: негативное отношение к себе, педагогической деятельности, что, непременно, отражается на качестве взаимодействия с учениками, результативности его функционирования в сообществе.

2.2 Виды профессиональных деформаций

Деформация личности профессиональная (professional deformation of a personality)— изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и также, поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и также, специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и также, сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и также, внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и также, ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и также, развитию.[12]