Файл: Личностные деформации стрессового типа...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема стресса в наше время представляет не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Значение, которое вкладывается в понятие "стресс", часто противоречиво. В тоже время стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводит к ухудшению его психического и также, физического здоровья.

Вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и также, естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данной проблемы - недостаточное количество исследований по данному важному вопросу. В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует личность и также, накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и также, практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества - это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен “профессиональной деформации”. Профессиональная деформация может оказывать как негативное влияние на личность, о чем говориться в большинстве работ по этой теме, так и также, позитивное. Пример: врач, который после одного взгляда на больного, может определить его состояние и также, поставить диагноз - “позитивная” профессиональная деформация. Тот же врач, который вне работы, к примеру, на улице, в транспорте ставит людям диагнозы - «негативная» профессиональная деформация.

Целью проводимого мною исследования является изучение профессиональной деформации личности.


Объектом исследования является профессиональная деятельность человека.

Предметом исследования является деформация личности при той или иной профессии.

Задачи исследования следующие:

  1. Освещение общих представлений о профессиональной деформации личности.
  2. Дать понятие стрессовой ситуации и изучить феномен профессиального выгорания личности.
  3. Изучить причины профессиональных деформаций, ее виды профессиональных деформации, а также проявления и последствия профессиональных деформаций

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СТРЕССОВОГО ТИПА

1.1 Определение стрессовых ситуаций

Еще с давних, древних времен люди заметили прямую связь между эмоциональным состоянием человека и также, состоянием его здоровья. Клиницист Михаил Иванович Аствацатуров образно говорил: «печень поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и также, подавленным настроением». Отрицательные эмоции изменяют не только работу всех систем и также, органов, они меняют и также, состав крови. Например, у студентов во время экзаменов в крови повышается количество сахара и также, адреналина, повышена вязкость крови и также, ускорено время ее свертывания. Частое повторение психотравмирующих ситуаций ведет к перенапряжению симпатической нервной системы и, как следствие этого. — к повышению артериального давления и также, к гипертонической болезни.

Стресс[1] — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и также, способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и также, достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.


Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и также, является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и также, др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и также, задавать себе позитивную жизненную установку.[2]

Стресс является универсальной реакцией живого организма и также, может оказывать на человека не только отрицательное, но и также, положительное влияние. Стресс — постоянный спутник нашей жизни, а в некоторых случаях (например, в спорте или при сдаче экзаменов) совершенно очевиден. Ответная реакция на стресс обостряет внимание, улучшает зрение, ускоряет реакцию, мобилизует силы организма на действие и также, может привести к облегчению течения многих заболеваний. Но эффекта от стресса можно ждать в тех случаях, если он не ведет к истощению организма, а только мобилизует его на борьбу с внешними отрицательными факторами. В состоянии стресса часто решения и также, действия каждого отдельного человека могут быть неадекватными и также, несостоятельными. Допускающий ошибку человек твердо уверен в своей правоте и также, зачастую не внемлет аргументированным возражениям Когда утихает чрезмерное эмоциональное напряжение, ошибки становятся понятными.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.[3]

Стрессовые ситуации также выделяют в 2 категории: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и также, критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для остальных же – природное явление, и также, напряженность реакции – чисто индивидуальна. Неоспорим прецедент: для того, чтобы появилась ответная реакция на возбудитель, этот возбудитель должен обладать определенной силой. и также, каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.


1.2.Личностные деформации как следствие влияния стресса

В последнее десятилетие феномену личностной деформации (professional deformation of a personality) уделяется все больше внимания, как в личностном, так и также, профессиональном аспектах.

В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и также, определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и также, поведения), которое происходит под влиянием профессиональной деятельности.

Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и также, затрудняющих этот процесс.

Профессиональная деятельность человека, ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и также, деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Личностно-профессиональная деформация (professional deformation of a personality) может отличаться своей направленностью — иметь положительный или отрицательный характер. ЛПД может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.[4]

На основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, А. К. Маркова относит личностную деформацию (например, эмоциональное истощение и также, выгорание, а также ущербную профессиональную позицию) к одной из тенденций профессиональных деструкций.

По мнению Д. О. Трунова понятие профессиональной деформации отделяется от «синдрома сгорания» . Оба эти состояния связаны с работой в психологической службе. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация (professional deformation of a personality) относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.[5]


Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать личностные деформации, то есть искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и также, усиления негативных отношений к себе или другим людям. Возникновению профессиональных деформаций способствуют в ряде случаев особенности самой профессиональной деятельности. Так, в печати отмечалось, что примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающейся в безразличии, в депрессии. Этот профессиональный недуг возникает у тех, кто имеет дело со страданиями других людей. Другим проявлением деформации личности в этих условиях являются развивающиеся из адаптации и также, эмоциональной сопротивляемости (например, у врачей) равнодушие, черствость, цинизм (пример из (15) – «давно я не видел такую прекрасную каверну».). У педагогов возникают такие профессиональные болезни общения как истощение, «выгорание», герметизация и также, уход от контактов, что является следствием духовного переутомления, эмоционального «выкладывания» в профессиональной деятельности. На этой основе складываются деформации как в мотивационной сфере личности (приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и также, переживаний, возникновение конфликтов), так и также, в операционально-исполнительной сфере деятельности (пропадает умение обновлять арсенал своих профессиональных приемов и также, т.д.). У психологов, психотерапевтов деформация личности (professional deformation of a personality) может состоять в устойчивом стремлении манипулировать другим человеком, навязывать ему ту или иную картину мира, не учитывая мотивов и также, целей самого человека, нарушая суверенность личности. Некоторые виды профессий, представители которых обладают трудноконтроли-руемой властью (учителя, судьи, военные, медработники, полицейские) и также, ощущают, что от них зависят судьбы, достоинство, жизнь, свобода других людей, тоже могут предрасполагать к профессиональной деформации, к развитию качеств черствости, властности, бездушия, отгороженности от переживаний другого человека. Одним из проявлений деформации личности являются профессиональные этические ошибки – врачебные ошибки, судебные ошибки, ошибки в деятельности педагога, например, ятрогения в медицине, когда врач осуществляет «отрицательную психотерапию», сообщая без подготовки пациенту плохой диагноз, а также дидактогения в школе, когда из-за авторитарных приемов учителя у учащихся развивается неприязнь к учению. Эти профессиональные этические ошибки наиболее широко проявляются в условиях ослабления общественного контроля.[6]