Файл: Рынок ценных бумаг(Ценная бумага, как объект функционирования рынка ценных бумаг).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
Регулирование рынка ценных бумаг бывает нескольких видов:
государственное регулирование рынка, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования. В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить два основных направления.
Первое направление – это выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг, и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.
Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагается функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов.
В России распоряжением президента Российской федерации от 9 марта 1993 года было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, организующая разработку мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.
В дальнейшем, Указом президента РФ от 4 ноября 1994 года эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций. В тексте Федерального закона "О рынке ценных бумаг" определены права и функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Федеральная комиссия является органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она осуществляет:
Разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка;
Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг;
Устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку ведения реестра.
Следует сказать, что полномочия федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Российской Федерации или субъектами Российской Федерации[20].
Второе направление государственного регулирования рынка ценных бумаг- это выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг.
В России лицензирование осуществляется Федеральной комиссией или органами, уполномоченными Федеральной комиссией на основании генеральной лицензии.
Согласно Федеральному закону, лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж. Кроме лицензирования, в России согласно действующему в настоящее время положению руководители и специалисты профессиональных организаций – участников рынка ценных бумаг должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями.
В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на принципах некоммерческой организации[21].
Саморегулируемая организация должна быть утверждена не менее, чем десятью членами и получить разрешение Федеральной комиссии. Такая организация, в соответствии с требованиями Федерального закона, устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; этот процесс в настоящий момент развивается двояко.
С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договорится о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Под документом следует понимать - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения (абз.З ст.1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»[22] .
Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах.
При этом документарная форма ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо; бездокументарная форма ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо (ст.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Документарные ценные бумаги в отличие от бездокументарных имеют идентификационные признаки, которые определяются законодательством. Согласно п.1 ст. 144 ГК РФ виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке.
Так, например, для векселя установлены следующие законодательные требования. Переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе) (ст.4 Закона «О переводном и простом векселе»[23]). В соответствии с п.1 Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе»[24] переводный вексель должен содержать:
1) наименование «вексель», включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
3) наименование того, кто должен платить (плательщика);
4) указание срока платежа;
5) указание места, в котором должен быть совершен платеж;
6) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;
7) указание даты и места составления векселя;
8) подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
Отсутствие в ценной бумаге хотя бы одного из обязательных реквизитов или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме согласно п.2 ст. 144 ГК РФ влечет ее ничтожность, т.е. порочность такой бумаги вытекает из самого факта ее совершения и презюмируется недействительной независимо от решения суда.
В определенных случаях, изложение реквизитов способом, не предусмотренным законодательством, лишает документ силы.
Приведем пример из практики:
«Открытое акционерное общество «Экопроминвест» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу открытого типа «ГРЭС» (ныне - открытое акционерное общество «ГРЭС») и товариществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Фонон» о взыскании солидарно с ответчиков 1 000 000 000 рублей вексельной суммы и 306 479 452 рублей пеней за просрочку платежа по векселю (суммы неденоминированные).
До принятия судом решения по делу истец увеличил сумму иска за счет дополнительного начисления пеней[25].
Решением суда первой инстанции от 03.03.98 с АООТ «ГРЭС» и ТОО «НПФ «Фонон» солидарно взыскано 1 375 041 рубль 10 копеек (деноминированных).
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АООТ «ГРЭС» выпустило простой вексель №543041 с датой составления 06.12.95, со сроком платежа в течение 12 месяцев от составления векселя, с обязательством уплатить Московскому межрегиональному коммерческому банку 1 000 000 000 рублей (неденоминированных). Платеж по векселю был обеспечен авалем ТОО «НПФ «Фонон». Посредством ряда индоссаментов последним держателем векселя стало ОАО «Экопроминвест».
Согласно статье 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Одним из видов ценных бумаг является вексель. Перечень обязательных реквизитов для простого векселя установлен статьей 75 Положения о переводном и простом векселе. Удовлетворяя требования истца, суд сделал вывод о соответствии векселя требованиям статьи 75 Положения. Однако согласно статье 77 Положения к простому векселю применяются, поскольку они не являются несовместными с природой этого документа, постановления, относящиеся к переводному векселю и касающиеся, в частности, срока платежа (статьи 33-37). В соответствии со статьей 33 Положения переводный вексель может быть выдан сроком: по предъявлении, во столько-то времени от предъявления, во столько-то времени от составления, на определенный день. Переводные векселя, содержащие либо иное назначение срока, либо последовательные сроки платежа, недействительны.
Таким образом, указание срока платежа способом, не предусмотренным вексельным законодательством, лишает документ силы векселя» (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2003 г. №2965/01[26]).
3. Основные проблемы российского рынка ценных бумаг
Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице.
Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.
К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:
- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;
- создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса.
Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;
- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных компаний;
- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит оттого, будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы «единого паспорта» для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран).
Передача прав по ценной бумаге урегулирована ст. 146 ГК РФ, ст.29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»[27].
Передача прав по ценной бумаге - представляет собой передачу право на саму ценную бумагу, а также на право из бумаги.
Важно заметить, что передача ценной бумаги предполагает переход к новому обладателю всех удостоверенных ею прав. Это означает:
а) тесную и неразрывную зависимость между самой ценной бумагой (правом на бумагу) и правом, содержащимся в ней (правом из бумаги);
б) невозможность частичной передачи удостоверенных ценной бумагой прав. Так, с переходом прав на облигацию с обеспечением к новому владельцу (приобретателю) переходят все права, вытекающие из такого обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной (абз.2 п.1 ст.27.2 Закона «О рынке ценных бумаг»).