Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на имущество организаций является составной частью государственной налоговой системы. Нормативно-правовая база, установленная главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации и регламентирующая данный налог, предусматривает общие подходы и элементы налогообложения. Отметим, что законодательство не должно в полной мере определять особенности применения отдельных норм главы 30 «Налог на имущество организаций», поскольку для этого имеется отраслевое законодательство, устанавливающее основные понятия, применяемые в конкретной отрасли и учитывающее особенности деятельности организаций в различных отраслях экономики. Поэтому для решения отдельных вопросов, возникающих в практике налогообложения имущества организаций, требуются принципиальные подходы по некоторым вопросам, которые должны базироваться не только на нормах НК РФ, но и положениях законодательных и нормативных правовых актов всех сфер деятельности, в том числе в области бухгалтерского учета.

Налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

Введение налога на имущество организаций – этап реформирования системы имущественных налогов. Данный процесс реформирования был впервые предусмотрен Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.). В Программе, в частности, указывалось, что приоритетное значение в настоящее время приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости направлена на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений.

Поэтому одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости являлось именно совершенствование налога на имущество предприятий, что и реализовалось с введением в действие с 1 января 2004 года на основании главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации.


Налог на имущество организаций – налог региональный и он очень важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

Вышеизложенное обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.

Кроме этого, немаловажен и тот факт, что с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования – нормы Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения и налоге на имущество организаций.

Цели исследования – рассмотрение имущественного налогообложения организаций, выявление региональных особенностей такого налогообложения.

Для достижения целей поставлены следующие задачи:

1) определить экономическую сущность и дать характеристику имущественного налогообложения;

2) установить особенности расчета и порядок исчисления налога на имущество организаций и действующие ставки в РСО-Алания;

3) проанализировать региональные особенности налога на имущество организаций в РСО-Алания;

4) рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества.


Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Налог на имущество организаций

1.1. Экономическая сущность налога на имущество организаций

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками признаются все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (включая бюджетные учреждения и организации)[1].

Необходимо обратить внимание на особенности применения главы 30 НК РФ организациями, перешедшими на специальные налоговые режимы, предусмотренные главой 26 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 346.1 НК РФ уплата организациями единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате, в том числе налога на имущество организаций.

Замена уплаты налога на имущество организаций (среди прочих) уплатой единого налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, закреплена в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ.

Таким образом, нормы главы 30 НК РФ не распространяются на организации, применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Что касается системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ его уплата предусматривает замену среди прочих и налога на имущество организаций, но только в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.


Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении специального налогового режима, предусмотренного главой 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции» части второй НК РФ.

Налог будут уплачивать также все иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Раньше налогоплательщиками признавались только те иностранные компании, фирмы, любые другие иностранные организации (включая полные товарищества), которые имели имущество на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также не осуществляющих такой деятельности, но имеющих здесь имущество на праве собственности, главой 30 НК РФ предусмотрены особенности исчисления и уплаты налога (в рамках настоящего комментария не рассматриваются).

Плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы).

С 2004 г. налог на имущество не должны уплачивать те иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства на территории Российской Федерации. Исключением являются организации, имеющие в собственности объекты недвижимого имущества на территории РФ. Поводом для такого нововведения, по всей видимости, стал слабый налоговый контроль за иностранными организациями, не имеющие постоянных представительств[2].

Ранее налог на имущество должны были уплачивать все без исключения иностранные организации, имеющие имущество на территории Российской Федерации[3].

В отличие от общего порядка, налоговая база по объектам недвижимого имущества, не относящихся к постоянным представительствам иностранных организаций, определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости в БТИ. Следует учесть тот факт, что инвентаризационная стоимость, время от времени, индексируется по решению местных властей. Следовательно, иностранным организациям, целесообразно уточнять инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации инвентаризационной стоимости.


Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса[4].

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта[5].

С 1 января 2004 г. облагается налогом только «движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета». Это означает, что налогом на имущество не облагается стоимость нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы, материальных запасов, остатков незавершенного производства и расходов на продажу, готовой продукции и товаров на складе, товаров отгруженных, расходов будущих периодов и т.д.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности[6].

Не признается объектом налогообложения движимое и недвижимое имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Также не являются объектом налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования.

1.2. Особенности расчета налога на имущество организаций. Действующие ставки в РСО-А