Файл: НОТАРИАТ В РФ (Основные направления деятельности российского нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена неоднозначной ролью нотариата в системе публичного управления, сложившейся на современном этапе государственного строительства России, а также отсутствием единообразного подхода к определению его понятия и сущности, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утвержденные Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 в ред. от 5 апреля 2013 г.) были приняты ранее вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г., неоднократно (более 20 раз) подвергались изменениям и дополнениям, а потому, не в полной мере отвечают требованию адекватности изменившихся общественных отношений.

Нотариат – это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.[1]

Миссия нотариата – предупреждать гражданско-правовые споры.

Нотариат – это правовое миротворчество, предупредительное правосудие. Если споры породили судей, то нежелание спорить – нотариусов.

Потребность в правовой стабильности, предсказуемости имущественных отношений и удовлетворяет институт нотариата.

Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью. Необходимость повышения внимания к вопросам защиты и уровню обеспеченности прав и свобод человека и гражданина предопределяет закономерный процесс последовательной концентрации научных знаний о способах, методах и формах такого обеспечения. Институт нотариата следует в полной мере относить к способам защиты гражданских прав, понимая под защитой не только восстановление или признание нарушенных или оспоренных прав, но и обеспечение исполнения этих прав, охрану от нарушения или оспаривания.

Актуальность выбора мной данной темы для написания курсовой работы заключается в том, что для осуществления возложенных на нотариат функций, государство в лице законодательных органов, наделило нотариусов, а также некоторых должностных лиц правомочием свершения нотариальных действий. Российский нотариат имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон. Публичность в деятельности нотариата проявляется как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в осуществлении соответствующего контроля. С одной стороны, нотариат формируется государством (ст. 12 Основ законодательства о нотариате), реализует функции от его имени в законодательно закрепленной форме (ст. 39 Основ законодательства о нотариате); с другой стороны - государство осуществляет контроль, в том числе судебный, за деятельностью нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства о нотариате) и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор.


Степень научной разработанности. Проблемы нотариата и его задач в России исследуются достаточно подробно многими учеными и практиками, такими как В.Н. Аргунов, И.Д. Беляев, Л. Григорьева, Г. Елизарьев, В. Жуйков, Т.И.Зайцева, Д. Лаурини, Н. Ляпидевски, И.В. Москаленко, Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская, В.С. Репин, И. Соловьев, М.К. Треушников, М.М. Форин, И.Г. Черемныx, М.С. Шакарян.

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование нотариата и его задач.

Достижение этой цели требует решения следующих конкретных задач:

- проследить процесс возникновения и развития российского нотариата;

- охарактеризовать понятие и сущность нотариата;

- определить место нотариата в российской правовой системе;

- выявить основные направления нотариальной деятельности;

- сформулировать выводы и предложения по теме.

Объектом настоящего исследования являются отношения, регулируемые посредством института нотариата. При этом предметом исследования является институт нотариат, так как именно правильное понимание и регламентация данного института – необходимое условие для уяснения многих практических вопросов.

Предметом исследования являются общественные отношения в сфере организации и функционирования института нотариата в Российской Федерации.

Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: изучение теоретического материала, комплексный анализ научных трудов и юридической практики, осмысление полученных данных и обобщение, формулирование конкретных выводов.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1. Общая характеристика российского нотариата

В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях:

  • как система органов, осуществляющих функцию госу­дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче­ских лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями[2];
  • как правовой инсти­тут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, т.е. как от­расль законодательства, нормами которой регулируется нотариаль­ная деятельность;
  • как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институ­те, а также как учебный курс, предметом которого является изуче­ние вопросов нотариального производства и деятельности его уча­стников в нотариальной сфере[3]2.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат пред­ставляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридиче­ских лиц.

''Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ'' – гласит ст. 1 Основ Законодательства РФ о нотариате. Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти РФ, а на территории других государств – консулами от имени РФ.

Прежде всего, характеризуя современный российский нотари­ат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную при­роду, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и граж­данским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, упол­номоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государст­ва, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон.

Принцип публичности нотариальной деятельности является ос­новополагающим при характеристике юридической природы нота­риата.

Также необходимо выяснить следует ли на этом основании считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России[4] госу­дарственная власть в РФ осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее, все более широкое признание в науке теории госу­дарства и права и в практике государственного строительства полу­чает мнение, согласно которому в отдельных исключительных слу­чаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства[5]. Представляется, что нотариат и является одним из таких институтов.


Таким образом, нотариат представляет собой негосударствен­ный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о но­тариате делегированы отдельные полномочия государства по осу­ществлению одной из важнейших государственных функций - за­щиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно ­властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.

Наличие публичного начала в правовой природе нотариата не­которыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством, характер. Данное утверждение фактически верно, но следует все же заметить, что оно сужает по­нимание публичности в деятельности нотариата, не принимая во внимание иные важные элементы публичной составляющей статуса нотариуса.

Кроме того, увязывание публичного начала в деятельности но­тариата с официальным характером документов, засвидетельство­ванных нотариусом, переносит акцент в рассмотрении публичного содержания деятельности нотариата с причины на следствие: офи­циальный характер документа - лишь результат того, что вся дея­тельность нотариуса является публичной.

Публичность в деятельности органов нотариата проявляется в разных аспектах.

Во-первых, нотариат формируется по воле государства, в част­ности, создается правовая основа деятельности нотариата; значи­тельную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса иг­рают органы системы Министерства юстиции; определяется поря­док наделения лица полномочиями нотариуса.

Во-вторых, публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - РФ.

В-третьих, нотариат выполняет строго определенный, установ­ленный в законодательном порядке вид деятельности - нотариаль­ную деятельность, осуществляемую путем совершения нотариусами только предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

В-четвертых, публичная по характеру нотариальная деятель­ность осуществляется в строго определенных государством процес­суальных формах. Несоблюдение процессуальных правил совер­шения нотариального действия влечет его недействительность.

В-пятых, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за законностью нотариального дей­ствия или отказа в его совершении и контроль за исполнением про­фессиональных обязанностей нотариусами, работающими в госу­дарственных нотариальных конторах, который осуществляется уполномоченным государством органом. В отношении частнопрактикующих нотариусов такой контроль по поручению государства осуществляют нотариальные палаты субъектов РФ. Существует и налоговый контроль, контроль со стороны ор­ганов прокуратуры и т.д.


В-шестых, государство в отношении государственных нотари­альных контор материально и технически обеспечивает выполнение своих полномочий, в том числе возмещает ущерб, причиненный но­тариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, тем самым беря на себя ответственность за его действия. Частные нотариусы организуют свою нотариальную деятельность самостоя­тельно.

Таким образом, принцип публичности, базирующийся на факте делегирования государством полномочий по осуществлению своих функций нотариату, находит широкое отражение в его организации и деятельности.

Частный интерес (интерес конкретного индивида) не должен поглощаться интересом публичным, а, напротив, должен опреде­лять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных органов и ор­ганизаций.[6] Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данную обязанность госу­дарство выполняет посредством деятельности государственных ор­ганов или, как уже отмечалось, путем делегирования отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как нотариат.

Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

Нотариат является правовым инструментом, без которого не­возможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нота­риусы совершают нотариальные действия по удостоверению бес­спорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долго­вым и платежным документам, осуществляют охранительные нота­риальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы при этом консультируют обращающихся к ним лиц, разъяс­няют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.

Ярко выраженное частноправовое содержание деятельности но­тариата, а также то, что он не входит в систему государственных органов, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.

Нотариат функционирует в той области, где взаимодействуют государство и гражданское общество. Содержание деятельности но­тариата (защита субъективных прав граждан и юридических лиц), независимость и беспристрастность нотариусов в осуществлении нотариальных действий, не вхождение органов нотариата структур­но в систему органов государственной власти свидетельствуют о том, что нотариат представляет собой институт гражданского обще­ства. Но при этом данный институт наделен публичной властью, поскольку на него возложены полномочия государства по осущест­влению важнейшей государственной функции - защиты прав и за­конных интересов граждан и юридических лиц.