Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

1. Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации 

1.1. Общие условия начисления налога на доходы физических лиц 5

1.2. Вопросы о социальной справедливости налогообложения доходов физических лиц 7

2. Практические аспекты налог на доходы физических лиц в Российской Федерации 15

2.1. Налог на доходы физических лиц в системе налоговых платежей РФ 15

2.2. Региональные особенности налога на доходы физических лиц 24

2.3. Проблемы и перспективы налогообложения доходов физических лиц в России на современном этапе 31

Заключение

Список использованных источников 

Введение

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в настоящее время входит в список федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и устанавливается на территории страны 23 главой Налогового Кодекса РФ. Однако по способу зачисления этот налог, безусловно, относится к налогам региональным, поскольку в соответствии с Бюджетным Кодексом он подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в общем случае по нормативу 85%.

НДФЛ, взимаемый с иностранных граждан в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основе патента полностью зачисляется в региональный бюджет (ст. 56 п. 2 Бюд­жетного кодекса РФ). Доля НДФЛ в региональ­ном бюджете напрямую зависит от уровня и размера дохода, получаемого населением, осуществляющим деятельность на определен­ной территории страны.

что в настоящее время налог на доходы физиче­ских лиц имеет региональные особенности, ко­торые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных под­собных хозяйств, семьям, имеющим детей, ин­дивидуальным предпринимателям, привлекаю­щим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости. Возможности для предоставления льгот по НДФЛ со стороны регионов с настоящее время расширяются. Наряду с предоставлением льгот, законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены меры, увеличивающие налоговую нагрузку на иностранных граждан, работающих в России.


В России существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бед­ности. По официальным статистическим данным за 2015 г. данная категория населения составляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек. С каждым годом эти цифры растут, в то время, как эти граждане также являются плательщиками НДФЛ. Но прожить в настоящее время на такие деньги крайне сложно.

Объектом исследования является налог на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы отношения по исчислению налог на доходы физических лиц в Российской Федерации

Целью работы является изучение действующей системы налогообложения доходов физических лиц, выявление её недостатков, поиск основных направлений совершенствования налога на доходы физических лиц.

Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:

-определены понятие и значение налога на доходы физических лиц, его основные функции и признаки;

- рассмотрена социальная сущность налога на доходы физических лиц;

-выявлены основные проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц и способы их устранения.

Теоретической основой данного исследования стачи научные труды россий­ских и зарубежных авторов В.В. Ивашкевич, О.Н. Лихачевой, Г.И. Шелсненко, И.А. Нечитайло и другие.

Информационной базой послужили разработки отечественных и зарубежных авторов в области налогообложения, учебники и учебные пособия по бухгалтерско­му учету, экономической теории, налогам и налогообложению.

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и списка ис­пользованных источников.

Глава 1 Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации

1.1 Общие условия начисления налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом, порядок исчисления которого регламентируется гл. 23 НК РФ[1]. Плательщиками данного налога признаются физические лица. Как известно, обязанность по исчислению, удержанию налога, представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговом периоде возложена на налогового агента, то есть работодателя. Рассмотрим, как необходимо организовать учет для правильного исчисления налога и составления отчетности.


При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13 % , налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера: все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты, сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат. Кроме того представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику - физическому лицу. Источником сведений о начисленных доходах являются расчетные ведомости. Хранится регистр не менее 5 - ти лет.

Регистры налогового учета в дальнейшем служат основанием для составления налоговой отчетности. По НДФЛ - они служат для подготовки формы 6 - НДФЛ, которая составляется и сдается по окончании квартала, 6 - ти, 9 - ти месяцев и года, а также для формирования справок по форме 2 - НДФЛ, которые представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом[2].

Следует отметить, что с 2017 года вводятся изменения по ряду налогов, в том числе и по НДФЛ. Так, срок сдачи 2 - НДФЛ теперь будет зависеть от того, какие именно справки представляются: с признаком 1 или 2. Срок сдачи 2 - НДФЛ с признаком 1 - не позднее 1 апреля. Если, например, в течение года выплатили кому - то доход, но налог удержать до конца года не смогли, то подается справка 2 - НДФЛ с признаком 2. Срок сдачи такой справки - не позднее 1 марта.

Предприниматели - физические лица, плательщики НДФЛ, организуют учет своих доходов самостоятельно в книге учета доходов и расходов.


1.2 Вопросы о социальной справедливости налогообложения доходов физических лиц

В практике сущность налогов проявляется через ряд функций, одной из который является распределительная. Распределительная функция проявля­ется по двум направлениям. Во-первых, в том, что на основе налогов перерас­пределяются ресурсы между коммерческим и бюджетным секторами эконо­мики. Масштабы этих процессов формируются опытным путем, а противоречия между ними и постоянные дискуссии характерны для любой страны, в том числе и для России.

Второе не менее важное назначение распределительной функции налогов заключается в том, что посредством ее осуществляется перераспределение до­ходов между различными категориями населения. В этом смысле функцию еще иногда называют социальной. Данная функция преследует цель сделать распре­деление жизненно важных средств более равномерным и доступным через механизм прогрессивного налогообложения. Примером может служить подоход­ный налог, на основе которого в наиболее наглядной форме реализуются прин­ципы социальной справедливости, сглаживаются различия в конечном потреб­лении товаров и услуг. Однако осуществленные в России с 1 января 2001 г. из­менения в механизме налогообложения доходов физических лиц не соответ­ствуют этим принципам.

Справедливость в изъятии доходов является ключевым вопросом налого­обложения и имеет глубокие исторические корни. Еще А. Смит в 1776 г. сформу­лировал такие базовые принципы налогообложения как всеобщность, оптими­зация издержек налогообложения, определенность и удобство в размере, сроках и способе платежа. Уплата налогов всеми гражданами общества в соответствии со своими возможностями и есть дифференцированный подход, уравнивающий усилия налогоплательщиков с разными доходами и имущественным положе­нием.

В период бурного развития финансовой мысли (17-19 вв.) между предста­вителями разных экономических и политических взглядов шла борьба в во­просе обоснования эффективного и справедливого обложения доходов и иму­щества граждан. Наличие двух ярко выраженных противоборствующих классов способствовало появлению двух лагерей экономистов, отстаивающих взгляды обеспеченных и неимущих слоев населения. Сторонники пропорциональности в налогообложении отстаивали интересы имущего класса, поскольку понимали, что по мере роста прогрессии давление на доход увеличивается.

Представители прогрессивного течения в налогообложении в своих тео­риях (теории, получившие наибольшее распространение: обмена, страхования, равенства жертвы, предельной полезности благ, общего возмездия, школы со­циально-политического направления и др.) обосновывали прогрессию как единственное средство достижения уравнительности лишений в уплате нало­гов, как богатыми, так и бедными гражданами общества.


Ученые-экономисты прошлого А. Смит, А. Вагнер, К. Эеберг, М. Фридман, Г.И. Болдырев, М.М. Алексеенко и другие в своих трудах поднимали вопрос спра­ведливого возложения налогового бремени на плательщиков с разным социаль­ным статусом и имущественным положением. Они понимали, что справедли­вость понятие субъективное и относительное и зависит не только от состоя­тельности индивида, но и исторической эпохи и уровня общественной куль­туры.

Предпринимались попытки доказать несправедливость равного обложе­ния богатых и бедных. Например, прусский статистик Эрнст Энгель вывел зако­номерность, суть которой сводилась к тому, что удельный вес расходов на еду и предметы первой необходимости тем выше, чем ниже доход. При росте дохода структура потребления смещается в сторону предметов роскоши. Отсюда логи­чески можно сделать вывод, что при равном или пропорциональном налогооб­ложении люди с разным финансовым положением попадают в неравные жиз­ненные условия. Бедная семья тратит средства в основном на пропитание, не имея возможности духовно развиваться, а богатые могут тратить все больше средств на предметы не первой необходимости, при этом сокращая издержки на еду.

На сегодняшний день не существует универсальной формулы или не вы­зывающих сомнений общепризнанных расчетов, доказывающих относительно разное давление налогов на доходы богатых и бедных. Относительная ставка 13% с разного по величине дохода приводит к разным по сумме налоговым обя­зательствам. И такое положение вещей воспринимается многими вполне спра­ведливым. Этот процесс эмпирически сложный и только длительная практика позволяет определить баланс интересов налогоплательщиков и государства. Более чем трехсотлетний спор о справедливости налогообложения привел к по­всеместному введению прогрессивного подоходного налогообложения, относи­тельно примирившего имущие и неимущие классы[3].

В настоящее время де-юре не существует разделения в обществе на бога­тых и бедных, но де-факто оно есть. Во многих странах небольшой группе обес­печенных граждан принадлежит большая часть национального дохода. В то же время в большинстве европейских стран через процедуры прогрессивного нало­гообложения происходит выравнивание в доходах между богатыми и бедными, сглаживается социальное неравенство, ослабляется напряженность в обществе. В отдельных странах с высокой степенью изъятия доходов (Дания, Швеция, Норвегия и др.) практически на официальном уровне признается, что такая жертва - это плата богатых за социальную стабильность в обществе.