Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
Содержание
Введение
1. Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1. Общие условия начисления налога на доходы физических лиц 5
1.2. Вопросы о социальной справедливости налогообложения доходов физических лиц 7
2. Практические аспекты налог на доходы физических лиц в Российской Федерации 15
2.1. Налог на доходы физических лиц в системе налоговых платежей РФ 15
2.2. Региональные особенности налога на доходы физических лиц 24
2.3. Проблемы и перспективы налогообложения доходов физических лиц в России на современном этапе 31
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в настоящее время входит в список федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и устанавливается на территории страны 23 главой Налогового Кодекса РФ. Однако по способу зачисления этот налог, безусловно, относится к налогам региональным, поскольку в соответствии с Бюджетным Кодексом он подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в общем случае по нормативу 85%.
НДФЛ, взимаемый с иностранных граждан в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основе патента полностью зачисляется в региональный бюджет (ст. 56 п. 2 Бюджетного кодекса РФ). Доля НДФЛ в региональном бюджете напрямую зависит от уровня и размера дохода, получаемого населением, осуществляющим деятельность на определенной территории страны.
что в настоящее время налог на доходы физических лиц имеет региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости. Возможности для предоставления льгот по НДФЛ со стороны регионов с настоящее время расширяются. Наряду с предоставлением льгот, законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены меры, увеличивающие налоговую нагрузку на иностранных граждан, работающих в России.
В России существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бедности. По официальным статистическим данным за 2015 г. данная категория населения составляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек. С каждым годом эти цифры растут, в то время, как эти граждане также являются плательщиками НДФЛ. Но прожить в настоящее время на такие деньги крайне сложно.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Предметом курсовой работы отношения по исчислению налог на доходы физических лиц в Российской Федерации
Целью работы является изучение действующей системы налогообложения доходов физических лиц, выявление её недостатков, поиск основных направлений совершенствования налога на доходы физических лиц.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
-определены понятие и значение налога на доходы физических лиц, его основные функции и признаки;
- рассмотрена социальная сущность налога на доходы физических лиц;
-выявлены основные проблемы, связанные с взиманием налога на доходы физических лиц и способы их устранения.
Теоретической основой данного исследования стачи научные труды российских и зарубежных авторов В.В. Ивашкевич, О.Н. Лихачевой, Г.И. Шелсненко, И.А. Нечитайло и другие.
Информационной базой послужили разработки отечественных и зарубежных авторов в области налогообложения, учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету, экономической теории, налогам и налогообложению.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации
1.1 Общие условия начисления налога на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом, порядок исчисления которого регламентируется гл. 23 НК РФ[1]. Плательщиками данного налога признаются физические лица. Как известно, обязанность по исчислению, удержанию налога, представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговом периоде возложена на налогового агента, то есть работодателя. Рассмотрим, как необходимо организовать учет для правильного исчисления налога и составления отчетности.
При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13 % , налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера: все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты, сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат. Кроме того представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику - физическому лицу. Источником сведений о начисленных доходах являются расчетные ведомости. Хранится регистр не менее 5 - ти лет.
Регистры налогового учета в дальнейшем служат основанием для составления налоговой отчетности. По НДФЛ - они служат для подготовки формы 6 - НДФЛ, которая составляется и сдается по окончании квартала, 6 - ти, 9 - ти месяцев и года, а также для формирования справок по форме 2 - НДФЛ, которые представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом[2].
Следует отметить, что с 2017 года вводятся изменения по ряду налогов, в том числе и по НДФЛ. Так, срок сдачи 2 - НДФЛ теперь будет зависеть от того, какие именно справки представляются: с признаком 1 или 2. Срок сдачи 2 - НДФЛ с признаком 1 - не позднее 1 апреля. Если, например, в течение года выплатили кому - то доход, но налог удержать до конца года не смогли, то подается справка 2 - НДФЛ с признаком 2. Срок сдачи такой справки - не позднее 1 марта.
Предприниматели - физические лица, плательщики НДФЛ, организуют учет своих доходов самостоятельно в книге учета доходов и расходов.
1.2 Вопросы о социальной справедливости налогообложения доходов физических лиц
В практике сущность налогов проявляется через ряд функций, одной из который является распределительная. Распределительная функция проявляется по двум направлениям. Во-первых, в том, что на основе налогов перераспределяются ресурсы между коммерческим и бюджетным секторами экономики. Масштабы этих процессов формируются опытным путем, а противоречия между ними и постоянные дискуссии характерны для любой страны, в том числе и для России.
Второе не менее важное назначение распределительной функции налогов заключается в том, что посредством ее осуществляется перераспределение доходов между различными категориями населения. В этом смысле функцию еще иногда называют социальной. Данная функция преследует цель сделать распределение жизненно важных средств более равномерным и доступным через механизм прогрессивного налогообложения. Примером может служить подоходный налог, на основе которого в наиболее наглядной форме реализуются принципы социальной справедливости, сглаживаются различия в конечном потреблении товаров и услуг. Однако осуществленные в России с 1 января 2001 г. изменения в механизме налогообложения доходов физических лиц не соответствуют этим принципам.
Справедливость в изъятии доходов является ключевым вопросом налогообложения и имеет глубокие исторические корни. Еще А. Смит в 1776 г. сформулировал такие базовые принципы налогообложения как всеобщность, оптимизация издержек налогообложения, определенность и удобство в размере, сроках и способе платежа. Уплата налогов всеми гражданами общества в соответствии со своими возможностями и есть дифференцированный подход, уравнивающий усилия налогоплательщиков с разными доходами и имущественным положением.
В период бурного развития финансовой мысли (17-19 вв.) между представителями разных экономических и политических взглядов шла борьба в вопросе обоснования эффективного и справедливого обложения доходов и имущества граждан. Наличие двух ярко выраженных противоборствующих классов способствовало появлению двух лагерей экономистов, отстаивающих взгляды обеспеченных и неимущих слоев населения. Сторонники пропорциональности в налогообложении отстаивали интересы имущего класса, поскольку понимали, что по мере роста прогрессии давление на доход увеличивается.
Представители прогрессивного течения в налогообложении в своих теориях (теории, получившие наибольшее распространение: обмена, страхования, равенства жертвы, предельной полезности благ, общего возмездия, школы социально-политического направления и др.) обосновывали прогрессию как единственное средство достижения уравнительности лишений в уплате налогов, как богатыми, так и бедными гражданами общества.
Ученые-экономисты прошлого А. Смит, А. Вагнер, К. Эеберг, М. Фридман, Г.И. Болдырев, М.М. Алексеенко и другие в своих трудах поднимали вопрос справедливого возложения налогового бремени на плательщиков с разным социальным статусом и имущественным положением. Они понимали, что справедливость понятие субъективное и относительное и зависит не только от состоятельности индивида, но и исторической эпохи и уровня общественной культуры.
Предпринимались попытки доказать несправедливость равного обложения богатых и бедных. Например, прусский статистик Эрнст Энгель вывел закономерность, суть которой сводилась к тому, что удельный вес расходов на еду и предметы первой необходимости тем выше, чем ниже доход. При росте дохода структура потребления смещается в сторону предметов роскоши. Отсюда логически можно сделать вывод, что при равном или пропорциональном налогообложении люди с разным финансовым положением попадают в неравные жизненные условия. Бедная семья тратит средства в основном на пропитание, не имея возможности духовно развиваться, а богатые могут тратить все больше средств на предметы не первой необходимости, при этом сокращая издержки на еду.
На сегодняшний день не существует универсальной формулы или не вызывающих сомнений общепризнанных расчетов, доказывающих относительно разное давление налогов на доходы богатых и бедных. Относительная ставка 13% с разного по величине дохода приводит к разным по сумме налоговым обязательствам. И такое положение вещей воспринимается многими вполне справедливым. Этот процесс эмпирически сложный и только длительная практика позволяет определить баланс интересов налогоплательщиков и государства. Более чем трехсотлетний спор о справедливости налогообложения привел к повсеместному введению прогрессивного подоходного налогообложения, относительно примирившего имущие и неимущие классы[3].
В настоящее время де-юре не существует разделения в обществе на богатых и бедных, но де-факто оно есть. Во многих странах небольшой группе обеспеченных граждан принадлежит большая часть национального дохода. В то же время в большинстве европейских стран через процедуры прогрессивного налогообложения происходит выравнивание в доходах между богатыми и бедными, сглаживается социальное неравенство, ослабляется напряженность в обществе. В отдельных странах с высокой степенью изъятия доходов (Дания, Швеция, Норвегия и др.) практически на официальном уровне признается, что такая жертва - это плата богатых за социальную стабильность в обществе.