Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • субъекты налогообложения - налого­плательщики (ст. 207 НК РФ);
  • объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);
  • налоговые вычеты (ст. 218-221 НК РФ);
  • налоговая база (в общем виде рассчиты­вается как разница между объектом налогооб­ложения и налоговыми вычетами) (ст. 210 НК РФ);
  • налоговые ставки - 9%, 13%, 30%, 35% (ст.224 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 216 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 225 НК

РФ);

  • сроки и порядок и уплаты налога (ст. 226-228 НК РФ)[5].

Рассмотрим некоторые из элементов, наиболее емко характеризующие особенность и значимость НДФЛ.

Налогоплательщики НДФЛ - физические лица разнообразны как по роду деятельности, так и по содержанию экономической выгоды - дохо­дов, подлежащих налогообложению. В соответ­ствии со статьей 207 НК РФ, плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

  • физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, которые получают до­ход от источников в РФ и не являются налого­выми резидентами РФ.

Объектом налогообложения признаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, которая определяется в соответствии со статьей 212 НК РФ. Таким образом, при со­блюдении прочих условий, в том числе выпол­нении требований действующего законодатель­ства, масса поступлений НДФЛ в бюджет опре­деляется уровнем двух основных факторов: численностью работоспособного (занятого) населения и доходами населении.

Таблица 3

Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидирован­ный бюджет Российской Федерации (Воронежская область) (форма № 1-НМ), млн.р

Налоговые платежи

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

ФБ

БС

ФБ

БС

ФБ

БС

ФБ

БС

ФБ

БС

Поступило в бюджет

9,42

42,83

11,52

52,67

13,73

57,74

14,50

61,33

16,48

62,57

Налог на прибыль орга­низаций

1,81

11,25

1,03

14,68

0,92

14,49

0,97

14,09

1,46

15,47

НДФЛ

-

19,15

-

22,33

-

24,89

-

27,09

-

27,47

НДС

6,86

-

9,37

-

11,78

-

12,17

-

13,43

-

Акцизы

0,01

1,81

0,05

1,95

0,06

2,98

0,21

3,78

0,17

1,77

Имущественные налоги, в т.ч.

-

7,46

-

9,77

-

11,21

-

11,88

-

12,85

налог на имущество физических лиц

-

0,05

-

0,30

-

0,31

-

0,33

-

0,34

налог на имущество организаций

-

4,28

-

5,53

-

6,43

-

6,48

-

6,95

Транспортный налог

-

1,51

-

1,69

-

1,97

-

2,14

-

2,42

Земельный налог

-

1,63

-

2,24

-

2,51

-

2,94

-

0,00

НДПИ

0,01

0,15

0,01

0,22

0,01

0,13

0,01

0,15

0,01

0,16


. Сумма НДФЛ с 2014 года ежегодно увеличивалась. Однако темпы роста ежегодно снижались (в среднем на 3 пункта), что является следствием роста дохо­дов работников, облагаемых этим видом налога. При этом более медленные темпы дина­мики налоговых платежей по сравнению с ро­стом среднедушевых доходов населения обу­словлены реакцией бизнеса на финансовый кризис и, как следствие, сокрытием объектов налогообложения, а также применением непро­зрачных схем оптимизации налоговой базы НДФЛ (использование аутсорсинга, примене­ние необоснованных компенсаций и др.)

Несмотря на многообразие налоговых ставок, более 99% соответствующих поступ­лений в бюджет за 1 квартал приходится на НДФЛ, исчисленный по ставке 13% с дохо­дов от трудовой деятельности и дивидендов (таблица 4).В форме 7-НДФЛ «Отчет о нало­говой базе и структуре начислений по рас­чету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым аген­том» отдельной строкой выделены доходы в виде дивидендов, значительную часть кото­рых составляют выплаты по итогам предыду­щего финансового года. Поэтому можно ожидать незначительный рост данного вида дохода и соответствующей динамики исчис­ленного с него налога по итогам полугодия, 9 месяцев и года.

С экономической точки зрения инте­ресным также представляется уровень нало­говых вычетов, превышающих по итогам 1 квартала массу начисленного налога. Подоб­ное соотношение свидетельствует о том, что 11% суммы НДФЛ, которая могла бы быть исчислена с массы полученных доходов (объекта налогообложения), было секвестри­ровано в виде налоговых вычетов. В соответ­ствии со ст. 218 - 221 НК РФ предусмотрены следующие налоговые вычеты:

  • стандартные - предоставляются нало­гоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, под­тверждающих право на такие налоговые вы­четы;
  • социальные - предоставляются нало­гоплательщику при подтверждении им за­трат на благотворительность, обучение, лече­ние и подаче в срок налоговой декларации;
  • имущественные - предоставляются налогоплательщику при продаже имущества и приобретении жилого дома или квартиры;
  • профессиональные - предоставля­ются индивидуальным предпринимателям, авторам произведений науки, литературы, искусства;
  • инвестиционные - предоставляются налогоплательщику при получении положи­тельного финансового результата: от реали­зации (погашения) ценных бумаг; по опера­циям, учитываемым на индивидуальном ин­вестиционном счёте; в сумме денежных средств, внесённых налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный ин­вестиционный счёт.

Таблица 4

Налоговая база и структура начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (7-НДФЛ: 1 квартал 2017, РФ), млн.р.

Показатель

Всего

Налоговые ставки

по иным налоговым ставкам

9%

13%

15%

30%

35%

Сумма начисленного дохода

5787625

128

5767110

2763

8982

4654

3989

в том числе сумма начисленного дохода в виде дивидендов

180506

-

177490

2640

-

-

376

Сумма налоговых вычетов

636596

-

634688

4

1776

-

129

Сумма исчисленного налога

635119

12

630730

412

2144

1356

464

в том числе сумма исчисленного налога на доходы в виде дивиден­дов

22915

-

22476

399

-

-

40

Сумма фиксированного авансо­вого платежа

1914

-

1914

-

-

-

-

Сумма удержанного налога

570610

-

-

-

-

-

-

Сумма налога, не удержанная налоговым агентом

37316

-

-

-

-

-

-

Сумма налога, возвращенная налоговым агентом

703

-

-

-

-

-

-

Таблица 5

Результаты проведенных в отчетном периоде камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ (Форма №1-ДДК: по состоянию на 01.01.2017 г., РФ) (фрагмент)

Наименование показателей

Код

строки

Данные декларирования

Всего

Индиви­

дуальные

предпри­

ниматели

Главы

кре­

стьян­

ских

(Фер­

мер­

ских)

хо­

зяйств

Нотари­усы и другие лица, за­нимаю­щиеся частной практи­кой

Адво­

каты,

учре­

див­

шие

адво­

кат­

ские

каби­

неты

Иные фи­зические лица

Общее количество представлен­ных деклараций формы 3-НДФЛ о доходах 2015 года, введенных в информационные ресурсы налоговых органов в отчетном периоде (единиц)

2001

7 703 924

389 302

15 908

13 637

24 198

7 260 879

Общая сумма налога, подлежа­щая к уплате (доплате) в бюджет по актуальным декларациям из строки 2001 (тыс.р.)

2003

93 650 872

6 241 732

176 842

1 481 504

436 310

85 314 484

Общая сумма налога, подлежа­щая уплате (доплате) в бюджет по результатам камеральных проверок деклараций о доходах 2015 года (тыс. р.)

2250

91 518 606

6 226 579

183 782

1 425 770

542 405

83 140 070

Из строки 2250 сумма налога, до­полнительно начисленная по ре­зультатам камеральных прове­рок деклараций о доходах 2015 года (тыс. р.)

2251

2 595 665

600 881

19 515

24 827

16 063

1 934 379

Максимальная дополнительно начисленная к уплате (доплате) сумма налога по результатам ка­меральной проверки одной де­кларации о доходах 2015 года (тыс. р.)

2260

-

117 532

5 856

4 444

2 063

157 829


Высокая значимость НДФЛ для форми­рования бюджетов разных уровней предопреде­лила повышенное внимание налоговых органов к правильности и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей . В соответ­ствии с письмом Федеральной налоговой службы от 17.07.2014 № АС-4-2/12722@ «О ра­боте комиссий налоговых органов по легализа- ции налоговой базы» отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат, в том числе налогоплательщики - налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц :

  • имеющие задолженность по перечисле­нию НДФЛ;
  • снизившие поступления НДФЛ относи­тельно предыдущего налогового периода бо­лее чем на 10%;
  • налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономиче­ской деятельности в регионе;
  • налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональ­ный налоговый вычет в размере более 95 % от общей суммы полученного за налоговый пе­риод дохода;
  • налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых де­кларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3- НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период;
  • налогоплательщики - физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Для рассмотрения на заседаниях комис­сий налоговых органов проводится анализ по­казателей финансово-хозяйственной деятель­ности отобранных налогоплательщиков и налоговых агентов. Одним из основных направлений является анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФ по форме, представленной в Приложении

  1. к письму . В соответствии с рекомендован - ной формой проводится анализ:
  • уровня начисленных, удержанных и уплаченных сумм налога по данным справок 2- НДФЛ;
  • уровня среднемесячной заработной платы, ее сопоставление со средними значени­ями по региону и по виду экономической дея­тельности, с региональным прожиточным ми­нимумом и т.д.

Кроме заседаний комиссий Федеральная налоговая служба проводит камеральные про­верки. Так, в информационные ресурсы нало­говых органов было внесено 7703924деклараций по форме 3-НДФЛ о доходах 2015 года (таблица 5). В результате камеральной про­верки было проанализировано более 94 % всех деклараций, начислено к доплате 2,595 трлн. р.

Многоаспектность и многогранность налогообложения доходов физических лиц требуют постоянного мониторинга результативности и корректировки действующих норм. В соответствии с «Основными направлени­ями налоговой политики Российской Федера­ции на 2017 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрено, в частности:


  • изменение механизма освобождения от налогообложения доходов физических лиц, по­лученных от продажи жилых помещений;
  • уточнение порядка налогообложения сумм пенсионных выплат по договорам него­сударственного пенсионного обеспечения;
  • расширение перечня доходов, в отно­шении которых устанавливается налоговая ставка в размере 13 процентов;
  • уточнение порядка налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляю­щих трудовую деятельность по найму на осно­вании патента[6].

Также дорожной картой по "Совершен­ствованию налогового администрирования" предусмотрено:

  • установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удер­жанных сумм НДФЛ;
  • установление ответственности налого­вых агентов за непредставление и несвоевре­менное представление в налоговый орган рас­чета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расче­тов и недостоверных сведений о доходах физи­ческих лиц;
  • предоставление права налоговым орга­нам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредстав­ления налоговым агентом указанного расчета.

Таким образом, НДФЛ является одним из ключевых налогов в отечественной системе налогообложения. Высокая значимость нало­говых платежей определяют необходимость пристального контроля со стороны федераль­ной налоговой службы и постоянной корректи­ровки содержания элементов НДФЛ.

2.2 Региональные особенности налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в настоящее время входит в список федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и устанавливается на территории страны 23 главой Налогового Кодекса РФ. Однако по способу зачисления этот налог, безусловно, относится к налогам региональным, поскольку в соответствии с Бюджетным Кодексом он подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в общем случае по нормативу 85%.

НДФЛ, взимаемый с иностранных граждан в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основе патента полностью зачисляется в региональный бюджет (ст. 56 п. 2 Бюд­жетного кодекса РФ). Доля НДФЛ в региональ­ном бюджете напрямую зависит от уровня и размера дохода, получаемого населением, осуществляющим деятельность на определен­ной территории страны.

В настоящее время федеральное налоговое законодательство дает возможности регионам в ряде случаев регулировать суммы поступлений НДФЛ в бюджет региона. В основном возмож­ности регулирования НДФЛ для законодателей на региональном уровне касаются вопросов льготирования доходов, увеличения сумм необ­лагаемых доходов физических лиц. При этом реализуется одна из важнейших социальных функций налога, обеспечивается выполнение принципа справедливости.