Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
- субъекты налогообложения - налогоплательщики (ст. 207 НК РФ);
- объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);
- налоговые вычеты (ст. 218-221 НК РФ);
- налоговая база (в общем виде рассчитывается как разница между объектом налогообложения и налоговыми вычетами) (ст. 210 НК РФ);
- налоговые ставки - 9%, 13%, 30%, 35% (ст.224 НК РФ);
- налоговый период (ст. 216 НК РФ);
- порядок исчисления налога (ст. 225 НК
РФ);
- сроки и порядок и уплаты налога (ст. 226-228 НК РФ)[5].
Рассмотрим некоторые из элементов, наиболее емко характеризующие особенность и значимость НДФЛ.
Налогоплательщики НДФЛ - физические лица разнообразны как по роду деятельности, так и по содержанию экономической выгоды - доходов, подлежащих налогообложению. В соответствии со статьей 207 НК РФ, плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:
- физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, которые получают доход от источников в РФ и не являются налоговыми резидентами РФ.
Объектом налогообложения признаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, которая определяется в соответствии со статьей 212 НК РФ. Таким образом, при соблюдении прочих условий, в том числе выполнении требований действующего законодательства, масса поступлений НДФЛ в бюджет определяется уровнем двух основных факторов: численностью работоспособного (занятого) населения и доходами населении.
Таблица 3
Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (Воронежская область) (форма № 1-НМ), млн.р
Налоговые платежи |
Годы |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||||
ФБ |
БС |
ФБ |
БС |
ФБ |
БС |
ФБ |
БС |
ФБ |
БС |
|
Поступило в бюджет |
9,42 |
42,83 |
11,52 |
52,67 |
13,73 |
57,74 |
14,50 |
61,33 |
16,48 |
62,57 |
Налог на прибыль организаций |
1,81 |
11,25 |
1,03 |
14,68 |
0,92 |
14,49 |
0,97 |
14,09 |
1,46 |
15,47 |
НДФЛ |
- |
19,15 |
- |
22,33 |
- |
24,89 |
- |
27,09 |
- |
27,47 |
НДС |
6,86 |
- |
9,37 |
- |
11,78 |
- |
12,17 |
- |
13,43 |
- |
Акцизы |
0,01 |
1,81 |
0,05 |
1,95 |
0,06 |
2,98 |
0,21 |
3,78 |
0,17 |
1,77 |
Имущественные налоги, в т.ч. |
- |
7,46 |
- |
9,77 |
- |
11,21 |
- |
11,88 |
- |
12,85 |
налог на имущество физических лиц |
- |
0,05 |
- |
0,30 |
- |
0,31 |
- |
0,33 |
- |
0,34 |
налог на имущество организаций |
- |
4,28 |
- |
5,53 |
- |
6,43 |
- |
6,48 |
- |
6,95 |
Транспортный налог |
- |
1,51 |
- |
1,69 |
- |
1,97 |
- |
2,14 |
- |
2,42 |
Земельный налог |
- |
1,63 |
- |
2,24 |
- |
2,51 |
- |
2,94 |
- |
0,00 |
НДПИ |
0,01 |
0,15 |
0,01 |
0,22 |
0,01 |
0,13 |
0,01 |
0,15 |
0,01 |
0,16 |
. Сумма НДФЛ с 2014 года ежегодно увеличивалась. Однако темпы роста ежегодно снижались (в среднем на 3 пункта), что является следствием роста доходов работников, облагаемых этим видом налога. При этом более медленные темпы динамики налоговых платежей по сравнению с ростом среднедушевых доходов населения обусловлены реакцией бизнеса на финансовый кризис и, как следствие, сокрытием объектов налогообложения, а также применением непрозрачных схем оптимизации налоговой базы НДФЛ (использование аутсорсинга, применение необоснованных компенсаций и др.)
Несмотря на многообразие налоговых ставок, более 99% соответствующих поступлений в бюджет за 1 квартал приходится на НДФЛ, исчисленный по ставке 13% с доходов от трудовой деятельности и дивидендов (таблица 4).В форме 7-НДФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» отдельной строкой выделены доходы в виде дивидендов, значительную часть которых составляют выплаты по итогам предыдущего финансового года. Поэтому можно ожидать незначительный рост данного вида дохода и соответствующей динамики исчисленного с него налога по итогам полугодия, 9 месяцев и года.
С экономической точки зрения интересным также представляется уровень налоговых вычетов, превышающих по итогам 1 квартала массу начисленного налога. Подобное соотношение свидетельствует о том, что 11% суммы НДФЛ, которая могла бы быть исчислена с массы полученных доходов (объекта налогообложения), было секвестрировано в виде налоговых вычетов. В соответствии со ст. 218 - 221 НК РФ предусмотрены следующие налоговые вычеты:
- стандартные - предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты;
- социальные - предоставляются налогоплательщику при подтверждении им затрат на благотворительность, обучение, лечение и подаче в срок налоговой декларации;
- имущественные - предоставляются налогоплательщику при продаже имущества и приобретении жилого дома или квартиры;
- профессиональные - предоставляются индивидуальным предпринимателям, авторам произведений науки, литературы, искусства;
- инвестиционные - предоставляются налогоплательщику при получении положительного финансового результата: от реализации (погашения) ценных бумаг; по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте; в сумме денежных средств, внесённых налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счёт.
Таблица 4
Налоговая база и структура начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (7-НДФЛ: 1 квартал 2017, РФ), млн.р.
Показатель |
Всего |
Налоговые ставки |
по иным налоговым ставкам |
||||
9% |
13% |
15% |
30% |
35% |
|||
Сумма начисленного дохода |
5787625 |
128 |
5767110 |
2763 |
8982 |
4654 |
3989 |
в том числе сумма начисленного дохода в виде дивидендов |
180506 |
- |
177490 |
2640 |
- |
- |
376 |
Сумма налоговых вычетов |
636596 |
- |
634688 |
4 |
1776 |
- |
129 |
Сумма исчисленного налога |
635119 |
12 |
630730 |
412 |
2144 |
1356 |
464 |
в том числе сумма исчисленного налога на доходы в виде дивидендов |
22915 |
- |
22476 |
399 |
- |
- |
40 |
Сумма фиксированного авансового платежа |
1914 |
- |
1914 |
- |
- |
- |
- |
Сумма удержанного налога |
570610 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сумма налога, не удержанная налоговым агентом |
37316 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сумма налога, возвращенная налоговым агентом |
703 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 5
Результаты проведенных в отчетном периоде камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ (Форма №1-ДДК: по состоянию на 01.01.2017 г., РФ) (фрагмент)
Наименование показателей |
Код строки |
Данные декларирования |
|||||
Всего |
Индиви дуальные предпри ниматели |
Главы кре стьян ских (Фер мер ских) хо зяйств |
Нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой |
Адво каты, учре див шие адво кат ские каби неты |
Иные физические лица |
||
Общее количество представленных деклараций формы 3-НДФЛ о доходах 2015 года, введенных в информационные ресурсы налоговых органов в отчетном периоде (единиц) |
2001 |
7 703 924 |
389 302 |
15 908 |
13 637 |
24 198 |
7 260 879 |
Общая сумма налога, подлежащая к уплате (доплате) в бюджет по актуальным декларациям из строки 2001 (тыс.р.) |
2003 |
93 650 872 |
6 241 732 |
176 842 |
1 481 504 |
436 310 |
85 314 484 |
Общая сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по результатам камеральных проверок деклараций о доходах 2015 года (тыс. р.) |
2250 |
91 518 606 |
6 226 579 |
183 782 |
1 425 770 |
542 405 |
83 140 070 |
Из строки 2250 сумма налога, дополнительно начисленная по результатам камеральных проверок деклараций о доходах 2015 года (тыс. р.) |
2251 |
2 595 665 |
600 881 |
19 515 |
24 827 |
16 063 |
1 934 379 |
Максимальная дополнительно начисленная к уплате (доплате) сумма налога по результатам камеральной проверки одной декларации о доходах 2015 года (тыс. р.) |
2260 |
- |
117 532 |
5 856 |
4 444 |
2 063 |
157 829 |
Высокая значимость НДФЛ для формирования бюджетов разных уровней предопределила повышенное внимание налоговых органов к правильности и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей . В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 17.07.2014 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализа- ции налоговой базы» отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат, в том числе налогоплательщики - налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц :
- имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
- снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%;
- налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95 % от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3- НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период;
- налогоплательщики - физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.
Для рассмотрения на заседаниях комиссий налоговых органов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности отобранных налогоплательщиков и налоговых агентов. Одним из основных направлений является анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФ по форме, представленной в Приложении
- к письму . В соответствии с рекомендован - ной формой проводится анализ:
- уровня начисленных, удержанных и уплаченных сумм налога по данным справок 2- НДФЛ;
- уровня среднемесячной заработной платы, ее сопоставление со средними значениями по региону и по виду экономической деятельности, с региональным прожиточным минимумом и т.д.
Кроме заседаний комиссий Федеральная налоговая служба проводит камеральные проверки. Так, в информационные ресурсы налоговых органов было внесено 7703924деклараций по форме 3-НДФЛ о доходах 2015 года (таблица 5). В результате камеральной проверки было проанализировано более 94 % всех деклараций, начислено к доплате 2,595 трлн. р.
Многоаспектность и многогранность налогообложения доходов физических лиц требуют постоянного мониторинга результативности и корректировки действующих норм. В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрено, в частности:
- изменение механизма освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи жилых помещений;
- уточнение порядка налогообложения сумм пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
- расширение перечня доходов, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 13 процентов;
- уточнение порядка налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента[6].
Также дорожной картой по "Совершенствованию налогового администрирования" предусмотрено:
- установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;
- установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;
- предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета.
Таким образом, НДФЛ является одним из ключевых налогов в отечественной системе налогообложения. Высокая значимость налоговых платежей определяют необходимость пристального контроля со стороны федеральной налоговой службы и постоянной корректировки содержания элементов НДФЛ.
2.2 Региональные особенности налога на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в настоящее время входит в список федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и устанавливается на территории страны 23 главой Налогового Кодекса РФ. Однако по способу зачисления этот налог, безусловно, относится к налогам региональным, поскольку в соответствии с Бюджетным Кодексом он подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в общем случае по нормативу 85%.
НДФЛ, взимаемый с иностранных граждан в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основе патента полностью зачисляется в региональный бюджет (ст. 56 п. 2 Бюджетного кодекса РФ). Доля НДФЛ в региональном бюджете напрямую зависит от уровня и размера дохода, получаемого населением, осуществляющим деятельность на определенной территории страны.
В настоящее время федеральное налоговое законодательство дает возможности регионам в ряде случаев регулировать суммы поступлений НДФЛ в бюджет региона. В основном возможности регулирования НДФЛ для законодателей на региональном уровне касаются вопросов льготирования доходов, увеличения сумм необлагаемых доходов физических лиц. При этом реализуется одна из важнейших социальных функций налога, обеспечивается выполнение принципа справедливости.