Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из социально направленных нало­говых льгот является льгота, предоставляемая пунктом 13.1 ст. 217 НК РФ. Согласно этому пункту освобождаются от налогообложения средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства. В список расходов включается приобретение семян и посадочного материала, кормов, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, молод­няка скота и племенных животных, птицы, пчел и рыбы закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними, содержание сельскохозяйственных животных (включая искусственное осеменение и ветеринарию, обработку животных, птицы и помещений для их содержания), покупку оборудования для строительства теплиц, хранения и переработки продукции, сельскохозяйственной техники, запас­ных частей и ремонтных материалов, страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции. Однако средства, полученные из бюджетов на развитие личных подсобных хо­зяйств, освобождаются от налогообложения НДФЛ при единовременном соблюдении двух условий:

  • общая площадь земельного участка (-ов), который (-ые) (одновременно) находится на праве собственности и/или ином праве физиче­ских лиц, не превышает максимального раз­мера, установленного Федеральным законом № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
  • ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на этих участках осуществ­ляется без привлечения наемных работников.

В настоящее время Федеральным законом № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" установлено, что совокупная площадь личного подсобного хозяйства (подсобные и полевые участки) не должна превышать 0,5 га. Субъект РФ наделен правом увеличивать данную площадь земельных участков, освобождая от налогообло­жения НДФЛ владельцев личных подсобных хозяйств. Однако такое увеличение не может превышать пятикратного размера. Таким образом, максимальный размер земельного участка, находящегося в собственности или ином праве физических лиц, не может превышать 2,5 га и устанавливается он законом субъекта России.

Например, Законом Московской области от 17 июня 2003 г. № 63/2003-03 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» установлены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государ­ственной или муниципальной собственности:


  • крестьянского (фермерского) хозяйства от 2,0 га до 40,0 га;
  • садоводства от 0,06 га до 0,15 га;
  • огородничества от 0,04 га до 0,10 га;
  • дачного строительства от 0,06 га до 0,25 га.

Важной социальной задачей государства,

связанной с поддержкой семьи и увеличением рождаемости, реализуется в рамках налога на доходы физических лиц. Одной из таких мер является освобождение от НДФЛ средств мате­ринского (семейного) капитала, которые по своей природе не являются обычными государственными пособиями, выплатами или компенсациями. Эти суммы обеспечивают реализацию дополнительных мер государ­ственной поддержки семей, имеющих детей.

В 2013 году статья 217 НК РФ была дополнена пунктом 34, в котором освобождаются от налогообложения доходы, полученные налого­плательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Феде­ральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государ­ственной поддержки семей, имеющих детей» и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, муниципаль­ными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганы местного самоуправления Федеральным законом «О дополнительных мерах государ­ственной поддержки семей, имеющих детей от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ наделены правом устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом полученные средства освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц при использовании их по целевому назначению.

Единство подхода в регулировании допол­нительной государственной поддержки семей, имеющих детей, выражается в определении круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Перечень лиц во всех региональных законах одинаков и соответствует федеральному законодательству.

Единая позиция в региональном законода­тельстве прослеживается в вопросе определения количества детей, в случае рождения/усыновле­ния которых у жителей региона возникает право на дополнительные меры государственной поддержки. Как правило, помощь оказывается в случае рождения третьего и последующих детей. На региональном уровне поддержка преимуще­ственно оказывается многодетным семьям. Из общего правила есть исключение - Московская и Нижегородская области (помощь оказывается уже при рождении/усыновлении второго и после­дующих детей), Республика Марий-Эл (только при рождении/усыновлении четвертого ребенка).


Важным моментом осуществления госу­дарственной поддержки семей, имеющих детей, является территория проживания. Если согласно Федеральному закону № 256-ФЗ помощь оказывается гражданам Российской Федерации (мать и дети), то на региональном уровне существенное значение имеет факт регистрации на территории конкретного субъ­екта Российской Федерации. При получении государственных региональных сертификатов на материнский (семейный) капитал должен быть подтвержден факт регистрации матери и детей на территории конкретного субъекта РФ.

В ряде субъектов Российской Федерации законодательно установлены четкие рамки действия во времени, т. е. законодательно установлена дата, с которой начинается государ­ственная поддержка семей в субъекте Российской Федерации и дата ее прекращения. Так, в Магадан­ской области данный период составляет с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2017 г., в Кировской - с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2015 г., в Московской - с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2017 г.

Анализ регионального законодательства показал значительные различия в установлении размера регионального материнского (семейного) капитала. Так, во Владимирской, Брянской обла­стях, Республике Башкортостан размер материн­ского (семейного) капитала составляет 50 тыс. р., в Иркутской, Московской областях, Пермском крае - 100 тыс. р., Кемеровской - 130 тыс. р., в Не­нецком автономном округе - 352 265 р. и т. д.

Во многих случаях региональный законода­тель устанавливает собственные направления для использования средств регионального материн­ского (семейного) капитала. Вариантов сложилось множество: в одних случаях направления ограничены (например, в Кемеровской области региональный материнский капитал может быть направлен только на улучшение жилищных условий), в других - перечень направлений весьма широк. В Калинин­градской области, например, средства могут быть направлены на улучшение жилищных условий, в том числе ремонт жилого помещения; приобретение предметов длительного пользова­ния (автомобиля, мебели, бытовой техники); оплату обследования, лечение ребенка, матери.

С 2017 года в Налоговом Кодексе РФ дей­ствует статья 217.1, касающаяся освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества. В ней установлено, что освобождение таких доходов производится в случаях, когда объект недвижимости находился у налогоплательщика в собственности не менее трех лет и соблюдено хотя бы одно из условий:

  1. право собственности на недвижимость получено налогоплательщиком в порядке насле­дования или по договору дарения от физического лица, признаваемого близким родственником;
  2. право собственности на недвижимость получено налогоплательщиком в результате приватизации;
  3. право собственности на недвижимость получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по дого­вору пожизненного содержания с иждивением.

Если ни одно из этих условий не соблюда­ется, минимальный предельный срок владения объектом недвижимости для получения льготы по НДФЛ в рамках статьи 217.1 составляет

  1. лет и только когда срок владения превышает пятилетний, налогоплательщик имеет право на льготирование доходов. Однако законом субъекта РФ этот минимальный пятилетний срок может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогопла­тельщиков. До нуля может быть уменьшен размер понижающего коэффициента, применя­емого к кадастровой стоимости объекта недви­жимости в целях налогообложения доходов от продажи недвижимости, установленного в пункте 5 ст. 217.1.

Для улучшения ситуации на рынке труда и повышения мобильности трудовых ресурсов с января 2016 года были внесены изменения в Закон Российской Федерации № 1032-1 «О занятости населения». С начала 2016 г. статья 217 НК РФ дополнена пунктом 59: не подлежат обложению НДФЛ доходы физи­ческих лиц в денежной и натуральной формах в рамках мер поддержки (включая компенсации и иные выплаты), предоставляемых работодателем в пределах средств, предусмотренных сертификатом на привлечение трудовых ресурсов в те субъекты РФ которые включены в перечень субъектов РФ привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. Из льготированных выплат здесь исключены только выплаты на возмещение стоимости проживания. Рабо­тодателю предоставляется сертификат, который предусматривает компенсацию средств, которые он затрачивает на финансовую поддержку привлеченного работника. Эти средства, получаемые индивидуальным предпринимателем - работодателем в качестве финансовой поддержки должны быть учтены им по специальным правилам. В течение трех налоговых периодов учитывается получение сумм по сертификату, и одновременно отражаются фактически осуществленные из таких средств расходы. Если в итоге какая-то сумма остается недоиспользованной, то она должна быть включена в доходы индивидуального предпринимателя - работодателя, подлежащие налогообложению НДФЛ в третьем налоговом периоде (п. 5 ст. 223 НК РФ). В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, их сумма в полном объеме отража­ется в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Что касается налогообложения доходов иностранных граждан, работающих в России, то в соответствии со статьей 227.1 НК РФ они должны уплачивать фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц, если они осуществляют трудовую деятельность по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей или в организациях. Этот фиксированный платеж подлежит индексации на коэффициент-дефлятор и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (региональный коэффициент).


Региональный коэффициент устанавлива­ется законом субъекта РФ. Если коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1.

Размеры регионального коэффициента, установленного в настоящее время в различных регионах России, значительно различаются. Так, наиболее высокий он в Республике Саха (Якутия) (4,499) и Ямало-Ненецком автономном округе (4,08). В большинстве регионов значение этого коэффициента не превышает 2 (Кабар­дино-Балкарская Республика, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Санкт-Петербург и др.), а в ряде регионов Республика Алтай, Республика Даге­стан, Республика Ингушетия он не установлен и равен 1. В г. Москве значение регионального повышающего коэффициента составляет 2,3118.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время налог на доходы физиче­ских лиц имеет региональные особенности, ко­торые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных под­собных хозяйств, семьям, имеющим детей, ин­дивидуальным предпринимателям, привлекаю­щим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости. Возможности для предоставления льгот по НДФЛ со стороны регионов с настоящее время расширяются. Наряду с предоставлением льгот, законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены меры, увеличивающие налоговую нагрузку на иностранных граждан, работающих в России.

2.3 Проблемы и перспективы налогообложения доходов физических лиц в России на современном этапе

В России налог на доходы физических лиц можно считать достаточно ста­бильным источником формирования доходной части бюджета, так как налого­плательщиком является все трудоспособное население, что составляет, по дан­ным Росстата, 52 % от всего населения Российской Федерации, то есть 75,8 млн. человек. Но, к сожалению, поступления в российский бюджет от НДФЛ незначи­тельны, так как существует ряд острых проблем:

По данным ФНС РФ в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2017 года налоговые поступления составили 8459,1 миллиона рублей, из них доля по НДФЛ составила 10%.

  1. Существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бедности. По офи­циальным статистическим данным за 2016 год данная категория населения со­ставляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек.