Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России ярко выражено разделение населения на бедных и богатых, что иллюстрирует даже официальная статистика. Коэффициент дифференциации доходов на протяжении десяти лет составляет 16 раз. Так, в 2010 г. - 16,6, 2012 - 16,4, 2014 - 16,0. В России данная дифференциация имеет тенденцию к росту. Так, в 1992 г. различие в доходах децильных групп с наибольшими и наименьшими доходами составляло 8 раз, в 2000 г. - 13,9 раз, в 2005 г. - 15,2 раз. В США это различие составляет около 8-10 раз, в европейских странах - 4-6 раза. С точки зрения поддержания социальной стабильности в обществе критиче­ским считается 7-8-кратный разрыв доходов крайних децильных групп. Причем существует более высокая дифференциация населения в региональном аспекте.

По официальным данным Россия давно перешагнула критический порог. В действительности же расслоение населения более глубокое. По оценкам неза­висимых экспертов это различие достигает не менее 50 раз. При этом олигархи, топ-менеджеры, миллионеры и миллиардеры относительно несут более мягкое налоговое бремя, что обусловлено пропорциональным обложением личных до­ходов. Высоко обеспеченные категории граждан, как правило, получают не за­работную плату за трудовую деятельность, а вознаграждения в виде дивиден­дов и другие завуалированные формы оплаты: бонусы, премии и др. Кроме этого, имеют неограниченные возможности ухода от налогообложения за счет вывода облагаемых доходов в оффшорные зоны. Все усилия правительства уве­личить налоговую нагрузку на богатых членов общества пока не увенчались успехом. Видимо, это связано с тем, что власть не может решиться на серьезные шаги в ужесточении налогообложения доходов богатейших членов общества.

В статистических данных, скорее всего, не учитываются дивиденды мил­лиардеров. Интересные факты были опубликованы в 2008 г. в газете АиФ. Олег Дерипаска - акционер холдинга «Базовый элемент», «Русал», «Ингосстрах», ГАЗ и др., - в 2007 г. в среднем в день зарабатывал около 50 млн долл.; В. Лисин – 22 млн долл. («Комбинат «КМА-руда», Туапсинский и Санкт-Петербургский мор­ские порты, ОАО «Прокопьевскуголь», «Алтай-кокс» и др.); А. Мордашов - 29 млн долл. («Северсталь»). В этом же году среднестатистический гражданин России зарабатывал в день менее 500 руб. (среднемесячная зарплата 13593,4 руб.). Ре­зервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2007 г., составляющие в общей сложности 157,3 млрд долл. были меньше доходов семерки самых бога­тых людей России, общее состояние которых достигало172,5 млрд долл.

Поэтому и на сегодняшний день проблема социальной справедливости в налогообложении остается актуальной и дискуссионной. Возврат к прогрессив­ному налогообложению доходов физических лиц объективно необходим и неиз­бежен, поскольку сохраняются огромные различия в доходах и уровне жизни различных групп населения. Многие ученые, экономисты на протяжении более чем десятилетнего периода неоднократно высказывались о недопустимости пропорционального налогообложения, учитывая огромную дифференциацию в доходах различных слоев населения . Адемик Леонид Абалкин в свое время говорил о том, что ни в одной стране мира зарплата ниже прожиточного минимума и доход миллионера не облагаются налогом по одной ставке.


В России изменения налоговой политики в отношении НДФЛ основыва­лись на предположении о том, что снижение налоговых ставок приведет к лега­лизации заработной платы. Это приведет к расширению налоговой базы и даже при снижении ставок возрастут налоговые доходы. Действительно, в 2001 г. объем НДФЛ в консолидированном бюджете РФ по сравнению с 2000 г. увели­чился на 146,3%. Ряд членов правительства и депутатов ростом налоговых по­ступлений объясняли правильность своего решения, что совершенно недоста­точно для оценки сложных экономических процессов. Более серьезный анализ показывает, что на изменение ресурсов по данному налогу повлияли другие факторы (рост заработной платы, налогообложение работников силовых струк­тур, повышение ставки). Именно эти факторы обеспечили весь прирост ресур­сов по налогу на доходы физических лиц за счет увеличения налоговой нагрузки на низко- и средне доходные группы населения[4].

В большинстве стран с высоким уровнем экономического развития при­меняется пяти- шестиступенчатая шкала налогообложения с максимальной ставкой от 40 до 65%%, а плоская шкала характерна для стран со слаборазвитой экономикой и государств бывшего социалистического лагеря. Приведем дей­ствующие ставки подоходного налога в отдельных странах по состоянию на 10 мая 2016 г. Австрия - 21-50%; Дания - 38-65%; Швеция - 0-57%; Германия - 14- 45%; Нидерланды - 5,85-52%; Япония - 5-50%; США - 0-39,6%, Франция - 5,5 - 41%. Болгария - 10%; Молдавия - 7/18%; Армения - 20%; Румыния, Венгрия - 16%, Белоруссия - 12%. Изменяющиеся экономические условия вынуждают правительства разных стран варьировать ставками, снижая или увеличивая налоговое давление на доходы граждан. В «Основных направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый 2015 и 2016 г.г.» при­водятся данные об увеличении ставок подоходного налога, преимущественно в отношении лиц с высокими доходами в Канаде, Словакии, Словении, США, Фран­ции, Чехии. Израиль перешел к прогрессивной шкале налога. Максимальная ставка НДФЛ с 2007 года увеличена в 18 странах - членах ОЭСР и только в 7 стра­нах ставка НДФЛ за этот период была снижена.

Все же многие российские депутаты и экономисты осознают несправедли­вость и неэффективность единообразной шкалы налогообложения. Ими на про­тяжении всего периода действия налога на доходы физических лиц вносятся предложения о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Эти законо­проекты отклоняются с аргументацией долгосрочной политики правительства РФ на сохранение единой ставки по НДФЛ.


Возврат к прогрессивной шкале налогообложения предполагает решение ключевых вопросов: сколько должно быть ступеней возрастания дохода, какова степень нарастания ставок и каким должен быть размер необлагаемого дохода? Автор в более ранних исследованиях обосновывал данные позиции, опираясь на статистические сведения о распределении населения по среднедушевым де­нежным доходам. На сегодняшний день они остаются актуальными и реали­стичными.

Чем больше будет ступеней, тем точнее будет учет различий в доходах, выше объективность решения вопроса и реализация принципа социальной справедливости. При этом следует учитывать отечественную и зарубежную практику. В России вполне возможно использование 5-ти групп налогооблагае­мых доходов.

Степень нарастания налоговых ставок также определяется с учетом миро­вого опыта и экспертным путем. Минимальная ставка на уровне 10-13%. Макси­мальная - 35%. Хотя для последней группы, получающей очень высокие доходы возможна ставка 40-50%.

Такой элемент налога как вычеты на практике себя оправдал. Вполне справедливо, что граждане получают возможность уменьшать налогооблагае­мую базу на расходы, связанные с развитием общекультурных, социальных и профессиональных потребностей. Однако применяемый в настоящее время стандартный вычет (российский аналог необлагаемого минимума) не выдержи­вает никакой критики. Право на вычет имеет особая группа налогоплательщи­ков (инвалидность вследствие техногенных катастроф, участие в боевых дей­ствиях и т.п.) и (или) при наличии детей. Бездетный налогоплательщик не имеет права на какое-либо законное уменьшение налоговой базы, даже если его заработная плата на уровне прожиточного минимума! Ни в одной экономически развитой стране нет такого дискриминационного подхода к основному источ­нику доходов бюджета (гражданам страны). Поэтому считаем, что наряду с дей­ствующими вычетами должен применяться ежемесячный необлагаемый мини­мум дохода не ниже прожиточного уровня населения.

Модельная шкала прогрессивного налогообложения доходов физических лиц может быть представлена в следующем виде: до 10% населения, занятого в экономике - ставка 10%, вторая и третья группы включают по 30% занятых в экономике - 15%, четвертая группа до 20% населения - ставка 25% и последняя самая обеспеченная 10% группа граждан - ставка от 30 до 50%.

При этом фактическая налоговая ставка в последней группе будет меньше и составит примерно 27% (или 46% при максимальной 50%), а с учетом льгот и вычетов может быть еще меньше. Аналогично и в других группах.


Основные опасения противников дифференцированной шкалы обложе­ния личных доходов граждан, связаны с тем, что зарплата опять может «уйти в тень», в то время как действующая система способствует стабильному поступ­лению НДФЛ в бюджет. Однако в практике налогообложения доходов физиче­ских лиц имеется потенциал сохранения достигнутого уровня поступлений в бюджет за счёт переложения налогового бремени с бедных на богатые слои населения.

Глава 2 Практические аспекты налог на доходы физических лиц в Российской Федерации

    1. Налог на доходы физических лиц в системе налоговых платежей РФ

Налог на доходы физических лиц - важ­ная часть налоговой системы Российской Феде­рации. В 2012-2013 г. НДФЛ занимал третье ме­сто по сумме платежей в консолидированный бюджет Российской федерации, в 2014 - 2016 гг. НДФЛ - второе место после налога на до­бычу полезных ископаемых (таблица 1). На его долю в среднем приходится более 21-22% всех налоговых поступлений (таблица 2).

Таблица 1

Поступление налоговых платежей в бюджет РФ

Налоговые платежи

Сумма платежей, млрд. р.

2012

2013

2014

2015

2016

Поступило в консолидированный бюджет РФ, из них

9434,3

10632,6

10975,0

12219,3

13304,3

Налог на прибыль организаций

2 270,3

2 355,4

2 071,7

2 372,8

2 598,8

Налог на доходы физических лиц

1 994,9

2 260,3

2 497,8

2 688,7

2 806,5

Налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 753,2

1 886,1

1 868,2

2 181,4

2 448,3

на товары, ввозимые на территорию РФ

91,7

102,7

108,9

119,3

141,7

Акцизы

603,9

783,6

952,5

999,0

1 014,4

Имущественные налоги

678,0

785,3

900,5

955,1

1 068,4

из них:

Налог на имущество физических лиц

4,9

17,6

22,3

27,1

30,3

Налог на имущество организаций

467,5

536,3

615,1

634,6

712,4

Транспортный налог

83,2

90,2

106,1

117,5

140,0

Земельный налог

122,2

141,0

156,6

175,3

185,1

Налог на добычу полезных ископаемых

2 042,5

2 459,4

2 575,8

2 904,2

3 226,8

Утилизационный сбор в федеральный бюджет

-

-

-

58,8

62,1


Таблица 2

Структура налоговых платежей в бюджет РФ

Налоговые платежи

Структура платежей, %

2012

2013

2014

2015

2016

Поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации, из них

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Налог на прибыль организаций

24,06

22,15

18,88

19,42

19,53

Налог на доходы физических лиц

21,15

21,26

22,76

22,00

21,09

Налог на добавленную стоимость:

19,56

18,70

18,01

18,83

19,47

на товары (работы, услуги), реализуемые на тер­ритории РФ

18,58

17,74

17,02

17,85

18,40

на товары, ввозимые на территорию РФ

0,97

0,97

0,99

0,98

1,07

Акцизы

6,40

7,37

8,68

8,18

7,62

Имущественные налоги

7,19

7,39

8,21

7,82

8,03

из них:

Налог на имущество физических лиц

0,05

0,17

0,20

0,22

0,23

Налог на имущество организаций

4,96

5,04

5,60

5,19

5,35

Транспортный налог

0,88

0,85

0,97

0,96

1,05

Земельный налог

1,30

1,33

1,43

1,43

1,39

Налог на добычу полезных ископаемых

21,65

23,13

23,47

23,77

24,25

Утилизационный сбор в федеральный бюджет

-

-

-

0,48

0,47

Для регионов, где не ведется добыча по­лезных ископаемых, таких как Воронежская об­ласть, сумма НДФЛ в структуре платежей в бюджет составляет около 35%, а при формиро­вании консолидированного бюджета субъекта более 44% (таблица 3). Таким образом, роль и значение НДФЛ неоспоримо важные, по­скольку с одной стороны, налог является основ­ной статьей налоговых поступлений, с другой - уплачивается почти каждым человеком, полу­чающим дивиденды, осуществляющим трудо­вую или предпринимательскую деятельность.

Налог на доходы физических лиц явля­ется федеральным налогом, порядок его исчис­ления и уплаты регламентирован главой 23 налогового кодекса РФ. Юридической кон - струкцией налога предусмотрены следующие элементы: