Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2 -Структура доходов консолидированного бюджета РФ

  1. Сокрытие населением своих доходов от налогообложения, в связи с чем в бюджет недопоступает значительное количество от всех положенных сумм подоходного налога.
  2. Выдача заработной платы «в конвертах», в следствие чего происходит рост «теневой экономики».

Основной очаг существующих нерешенных проблем современного НДФЛ в России, я считаю, можно свести к тому, что законодательство о налогах и сбо­рах основывается на нескольких принципах, указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации, в котором отсутствует принцип справедливости, выска­занный великим экономистом Адамом Смитом еще в 1776 году. Согласно прин­ципу справедливости, все граждане обязаны участвовать в формировании фи­нансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Как известно, с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует плоская шкала обложения налога на доход физических лиц, равная ставке 13%, и отсутствует минимальный не облагаемый налогом размер доходов. В связи с этим возникает вопрос: справедлива ли такая шкала налого­обложения для физических лиц Российской Федерации и отсутствие не облага­емого минимума?

С одной стороны, 13% достаточно невысокой уровень, по сравнению со многими экономически развитыми странами (например, в Швеции максималь­ная ставка подоходного налога составляет около 57%, в США - 35%), однако про­блема заключается в том, что такой фиксированный уровень от своего получен­ного дохода должны платить все налогоплательщики одинаково.

Если обратится к причинам введения плоской шкалы обложения подоход­ного налога в России, то основной причиной являлось необходимость в легали­зации доходов, особенно для налогоплательщиков с высокими доходами. До­полнительным аргументом в пользу введения плоской шкалы было сокраще­ние расходов на администрирование налога и упрощение процесса уплаты налога для налогоплательщиков.

Многие эксперты считают, что задачи реформирования достигнуты и, сле­довательно, плоская школа налогообложения в России эффективна и должна со­храниться на долгосрочный период.

Заместитель председателя Правительства РФ А. Дворкович, заявил: "мно­гие критикуют тот факт, что у нас плоская шкала налогообложения доходов. Я до сих пор считаю, что это решение было абсолютно верным, поскольку оно со­здало стимул для людей не скрывать свои доходы и полностью платить налоги. А это мне кажется важнее, чем недостаточно конкретное понятие социальной справедливости".


Ко всему этому Президент РФ Путин В. В. считает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц нереспектабельным. "Можно ли пе­рейти к дифференцированному налогу на доходы физических лиц? Можно. Мо­жет быть, это и будет когда-то сделано. Но сейчас считаю нецелесообразно, по­тому что как только мы начнем это делать... мы там запутаемся в этой диффе­ренциации и в конце концов все это приведет к уклонению от уплаты налогов и доходы сократятся"- сказал Путин в 2017 году. Глава государства отметил, что после введения плоской шкалы НДФЛ в 2001 году сборы налога увеличились в семь раз, а социальной справедливости можно достичь, и не меняя плоскую шкалу. Например, можно увеличить налог на дорогие транспортные средства и дорогую недвижимость.

С другой стороны, сторонники прогрессивной шкалы налогообложения опираются на опыт мировых экономических стран, где преобладает дифферен­цированная ставка налога. Прогрессивное налогообложение, по их мнению, спо­собствует рациональному распределению доходов среди населения и является одним из условий сбалансированности и устойчивости экономики, а также со­циальной справедливости.

В России существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бед­ности. По официальным статистическим данным за 2016 г. данная категория населения составляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек. С каждым годом эти цифры растут, в то время, как эти граждане также являются плательщиками НДФЛ. Но прожить в настоящее время на такие деньги крайне сложно.

В 2017 году депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму проект поправок в Нало­говый кодекс РФ, который предлагает заменить плоскую шкалу и полностью освободить от уплаты НДФЛ людей, зарабатывающих не больше 15 тыс. рублей. В данном законопроекте отмечается, что отмена налогообложения для наиме­нее обеспеченных слоев населения и применение повышенной ставки при об­ложении сверхдоходов станет одним из этапов сокращения неравенства населе­ния.

За последние годы это не первый законопроект, который вносят депутаты на рассмотрение о изменении плоской шкалы налогообложения НДФЛ на про­грессивную шкалу.

Заключение

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом, порядок исчисления которого регламентируется гл. 23 НК РФ. Плательщиками данного налога признаются физические лица. Как известно, обязанность по исчислению, удержанию налога, представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговом периоде возложена на налогового агента, то есть работодателя. Рассмотрим, как необходимо организовать учет для правильного исчисления налога и составления отчетности.


Такой элемент налога как вычеты на практике себя оправдал. Вполне справедливо, что граждане получают возможность уменьшать налогооблагае­мую базу на расходы, связанные с развитием общекультурных, социальных и профессиональных потребностей. Однако применяемый в настоящее время стандартный вычет (российский аналог необлагаемого минимума) не выдержи­вает никакой критики. Право на вычет имеет особая группа налогоплательщи­ков (инвалидность вследствие техногенных катастроф, участие в боевых дей­ствиях и т.п.) и (или) при наличии детей. Бездетный налогоплательщик не имеет права на какое-либо законное уменьшение налоговой базы, даже если его заработная плата на уровне прожиточного минимума! Ни в одной экономически развитой стране нет такого дискриминационного подхода к основному источ­нику доходов бюджета (гражданам страны). Поэтому считаем, что наряду с дей­ствующими вычетами должен применяться ежемесячный необлагаемый мини­мум дохода не ниже прожиточного уровня населения.

Модельная шкала прогрессивного налогообложения доходов физических лиц может быть представлена в следующем виде: до 10% населения, занятого в экономике - ставка 10%, вторая и третья группы включают по 30% занятых в экономике - 15%, четвертая группа до 20% населения - ставка 25% и последняя самая обеспеченная 10% группа граждан - ставка от 30 до 50%.

При этом фактическая налоговая ставка в последней группе будет меньше и составит примерно 27% (или 46% при максимальной 50%), а с учетом льгот и вычетов может быть еще меньше. Аналогично и в других группах.

Основные опасения противников дифференцированной шкалы обложе­ния личных доходов граждан, связаны с тем, что зарплата опять может «уйти в тень», в то время как действующая система способствует стабильному поступ­лению НДФЛ в бюджет. Однако в практике налогообложения доходов физиче­ских лиц имеется потенциал сохранения достигнутого уровня поступлений в бюджет за счёт переложения налогового бремени с бедных на богатые слои населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время налог на доходы физиче­ских лиц имеет региональные особенности, ко­торые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных под­собных хозяйств, семьям, имеющим детей, ин­дивидуальным предпринимателям, привлекаю­щим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости. Возможности для предоставления льгот по НДФЛ со стороны регионов с настоящее время расширяются. Наряду с предоставлением льгот, законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены меры, увеличивающие налоговую нагрузку на иностранных граждан, работающих в России.


В России существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бед­ности. По официальным статистическим данным за 2016 г. данная категория населения составляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек. С каждым годом эти цифры растут, в то время, как эти граждане также являются плательщиками НДФЛ. Но прожить в настоящее время на такие деньги крайне сложно.

В 2017 году депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму проект поправок в Нало­говый кодекс РФ, который предлагает заменить плоскую шкалу и полностью освободить от уплаты НДФЛ людей, зарабатывающих не больше 15 тыс. рублей. В данном законопроекте отмечается, что отмена налогообложения для наиме­нее обеспеченных слоев населения и применение повышенной ставки при об­ложении сверхдоходов станет одним из этапов сокращения неравенства населе­ния.

За последние годы это не первый законопроект, который вносят депутаты на рассмотрение о изменении плоской шкалы налогообложения НДФЛ на про­грессивную шкалу.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)//Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824
  2. Аксенов С. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: РЭФИ, 2016.-356с.
  3. Аксенова А.А. Налоговые вычета по НДФЛ, как инструмент реализации конституционного принципа равенства // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2015. № 3. С. 287-290
  4. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015, 439 с.
  5. Владимирова М.В. Налоги и налогообложение. -М.: Кнорус, 2016.-214с.
  6. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ИНФА-М,2014.- 240 с.
  7. Дмитриева Н Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. -М.: Феникс, 2016. - 345 с.
  8. Дуканич JI.B. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2016.-416 с.
  9. Изотова О.И. Перспективы реформировании налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства. / Диссертация. - М.:ФА, 2014. С. 150.
  10. Козырни, А.Н. Налоговое право зарубежных стран. Вопросы теории и практики Манускрипт. 2016.- 112с.
  11. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2015.- 217 с.
  12. Корень А.В., Корнева B. Проблема низкою уровня финансовой грамотности населения и пути его решения// В мире научных открытий. 2016. -№ 4.- С. 39-42.
  13. Крохина Ю.А. Налоговое право России. 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2014. — 720 с.
  14. Кузьмина В.И. История налогообложения России по налогу на доходы физических лиц // Пролог. - 2013. - №2 (2). - С. 41-48.
  15. Кушнир И.В. Налоги и налогообложение // Закон и право. - 2016. - № 6. С. 78-79
  16. Мамонова. ИВ. Оценка качества системного подхода к формированию налогового законодательства РФ /И В. Мамонова // Налоги и финансовое право - 2016.-№ 5. -С. 210-241.
  17. Маршавина Л.Я., Чайковский Л.А. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016.- 503 с.
  18. Мешков Д.А., Топчи Ю.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: учебник для бакалавров. М.: «Дашков и К°», 2016.- 160 с.
  19. Морозова Г.В., Дерина О.В. Сравнительный анализ становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в РФ и зарубежных странах. - М.: Юрайт, 2013. - 145с.
  20. Ногина О.А. К вопросу об элементном составе налога // Финансовое право. - 2015. - № 7. - С.112-117.
  21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцова ; отв. ред. Н.В. Валуева. - 27-е изд. - М: Оникс, 2012. - 735 с.
  22. Осадчая И.М. Экономика. Толковый словарь// Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. — М.: "ИНФРА- М", Издательство "Весь Мир". 2016.-825с.
  23. Пансков. В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов.4-е изд..пер. и доп.. -М.: Книжный мир. 2016.-418с.
  24. Петрова. Г.В. Налоговое право Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2016. - 246 с.
  25. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 504 с.