Файл: Налог на доходы физических лиц( Общие положения о налоге на доходы физических лиц в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
Рис. 2 -Структура доходов консолидированного бюджета РФ
- Сокрытие населением своих доходов от налогообложения, в связи с чем в бюджет недопоступает значительное количество от всех положенных сумм подоходного налога.
- Выдача заработной платы «в конвертах», в следствие чего происходит рост «теневой экономики».
Основной очаг существующих нерешенных проблем современного НДФЛ в России, я считаю, можно свести к тому, что законодательство о налогах и сборах основывается на нескольких принципах, указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации, в котором отсутствует принцип справедливости, высказанный великим экономистом Адамом Смитом еще в 1776 году. Согласно принципу справедливости, все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.
Как известно, с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует плоская шкала обложения налога на доход физических лиц, равная ставке 13%, и отсутствует минимальный не облагаемый налогом размер доходов. В связи с этим возникает вопрос: справедлива ли такая шкала налогообложения для физических лиц Российской Федерации и отсутствие не облагаемого минимума?
С одной стороны, 13% достаточно невысокой уровень, по сравнению со многими экономически развитыми странами (например, в Швеции максимальная ставка подоходного налога составляет около 57%, в США - 35%), однако проблема заключается в том, что такой фиксированный уровень от своего полученного дохода должны платить все налогоплательщики одинаково.
Если обратится к причинам введения плоской шкалы обложения подоходного налога в России, то основной причиной являлось необходимость в легализации доходов, особенно для налогоплательщиков с высокими доходами. Дополнительным аргументом в пользу введения плоской шкалы было сокращение расходов на администрирование налога и упрощение процесса уплаты налога для налогоплательщиков.
Многие эксперты считают, что задачи реформирования достигнуты и, следовательно, плоская школа налогообложения в России эффективна и должна сохраниться на долгосрочный период.
Заместитель председателя Правительства РФ А. Дворкович, заявил: "многие критикуют тот факт, что у нас плоская шкала налогообложения доходов. Я до сих пор считаю, что это решение было абсолютно верным, поскольку оно создало стимул для людей не скрывать свои доходы и полностью платить налоги. А это мне кажется важнее, чем недостаточно конкретное понятие социальной справедливости".
Ко всему этому Президент РФ Путин В. В. считает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц нереспектабельным. "Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физических лиц? Можно. Может быть, это и будет когда-то сделано. Но сейчас считаю нецелесообразно, потому что как только мы начнем это делать... мы там запутаемся в этой дифференциации и в конце концов все это приведет к уклонению от уплаты налогов и доходы сократятся"- сказал Путин в 2017 году. Глава государства отметил, что после введения плоской шкалы НДФЛ в 2001 году сборы налога увеличились в семь раз, а социальной справедливости можно достичь, и не меняя плоскую шкалу. Например, можно увеличить налог на дорогие транспортные средства и дорогую недвижимость.
С другой стороны, сторонники прогрессивной шкалы налогообложения опираются на опыт мировых экономических стран, где преобладает дифференцированная ставка налога. Прогрессивное налогообложение, по их мнению, способствует рациональному распределению доходов среди населения и является одним из условий сбалансированности и устойчивости экономики, а также социальной справедливости.
В России существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бедности. По официальным статистическим данным за 2016 г. данная категория населения составляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек. С каждым годом эти цифры растут, в то время, как эти граждане также являются плательщиками НДФЛ. Но прожить в настоящее время на такие деньги крайне сложно.
В 2017 году депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс РФ, который предлагает заменить плоскую шкалу и полностью освободить от уплаты НДФЛ людей, зарабатывающих не больше 15 тыс. рублей. В данном законопроекте отмечается, что отмена налогообложения для наименее обеспеченных слоев населения и применение повышенной ставки при обложении сверхдоходов станет одним из этапов сокращения неравенства населения.
За последние годы это не первый законопроект, который вносят депутаты на рассмотрение о изменении плоской шкалы налогообложения НДФЛ на прогрессивную шкалу.
Заключение
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом, порядок исчисления которого регламентируется гл. 23 НК РФ. Плательщиками данного налога признаются физические лица. Как известно, обязанность по исчислению, удержанию налога, представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговом периоде возложена на налогового агента, то есть работодателя. Рассмотрим, как необходимо организовать учет для правильного исчисления налога и составления отчетности.
Такой элемент налога как вычеты на практике себя оправдал. Вполне справедливо, что граждане получают возможность уменьшать налогооблагаемую базу на расходы, связанные с развитием общекультурных, социальных и профессиональных потребностей. Однако применяемый в настоящее время стандартный вычет (российский аналог необлагаемого минимума) не выдерживает никакой критики. Право на вычет имеет особая группа налогоплательщиков (инвалидность вследствие техногенных катастроф, участие в боевых действиях и т.п.) и (или) при наличии детей. Бездетный налогоплательщик не имеет права на какое-либо законное уменьшение налоговой базы, даже если его заработная плата на уровне прожиточного минимума! Ни в одной экономически развитой стране нет такого дискриминационного подхода к основному источнику доходов бюджета (гражданам страны). Поэтому считаем, что наряду с действующими вычетами должен применяться ежемесячный необлагаемый минимум дохода не ниже прожиточного уровня населения.
Модельная шкала прогрессивного налогообложения доходов физических лиц может быть представлена в следующем виде: до 10% населения, занятого в экономике - ставка 10%, вторая и третья группы включают по 30% занятых в экономике - 15%, четвертая группа до 20% населения - ставка 25% и последняя самая обеспеченная 10% группа граждан - ставка от 30 до 50%.
При этом фактическая налоговая ставка в последней группе будет меньше и составит примерно 27% (или 46% при максимальной 50%), а с учетом льгот и вычетов может быть еще меньше. Аналогично и в других группах.
Основные опасения противников дифференцированной шкалы обложения личных доходов граждан, связаны с тем, что зарплата опять может «уйти в тень», в то время как действующая система способствует стабильному поступлению НДФЛ в бюджет. Однако в практике налогообложения доходов физических лиц имеется потенциал сохранения достигнутого уровня поступлений в бюджет за счёт переложения налогового бремени с бедных на богатые слои населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время налог на доходы физических лиц имеет региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости. Возможности для предоставления льгот по НДФЛ со стороны регионов с настоящее время расширяются. Наряду с предоставлением льгот, законодательством субъектов федерации могут быть предусмотрены меры, увеличивающие налоговую нагрузку на иностранных граждан, работающих в России.
В России существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бедности. По официальным статистическим данным за 2016 г. данная категория населения составляет 13,3% от общей численности населения, то есть 19,5 млн. человек. С каждым годом эти цифры растут, в то время, как эти граждане также являются плательщиками НДФЛ. Но прожить в настоящее время на такие деньги крайне сложно.
В 2017 году депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс РФ, который предлагает заменить плоскую шкалу и полностью освободить от уплаты НДФЛ людей, зарабатывающих не больше 15 тыс. рублей. В данном законопроекте отмечается, что отмена налогообложения для наименее обеспеченных слоев населения и применение повышенной ставки при обложении сверхдоходов станет одним из этапов сокращения неравенства населения.
За последние годы это не первый законопроект, который вносят депутаты на рассмотрение о изменении плоской шкалы налогообложения НДФЛ на прогрессивную шкалу.
Список использованных источников
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)//Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824
- Аксенов С. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: РЭФИ, 2016.-356с.
- Аксенова А.А. Налоговые вычета по НДФЛ, как инструмент реализации конституционного принципа равенства // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2015. № 3. С. 287-290
- Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015, 439 с.
- Владимирова М.В. Налоги и налогообложение. -М.: Кнорус, 2016.-214с.
- Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ИНФА-М,2014.- 240 с.
- Дмитриева Н Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. -М.: Феникс, 2016. - 345 с.
- Дуканич JI.B. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2016.-416 с.
- Изотова О.И. Перспективы реформировании налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства. / Диссертация. - М.:ФА, 2014. С. 150.
- Козырни, А.Н. Налоговое право зарубежных стран. Вопросы теории и практики Манускрипт. 2016.- 112с.
- Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2015.- 217 с.
- Корень А.В., Корнева B. Проблема низкою уровня финансовой грамотности населения и пути его решения// В мире научных открытий. 2016. -№ 4.- С. 39-42.
- Крохина Ю.А. Налоговое право России. 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2014. — 720 с.
- Кузьмина В.И. История налогообложения России по налогу на доходы физических лиц // Пролог. - 2013. - №2 (2). - С. 41-48.
- Кушнир И.В. Налоги и налогообложение // Закон и право. - 2016. - № 6. С. 78-79
- Мамонова. ИВ. Оценка качества системного подхода к формированию налогового законодательства РФ /И В. Мамонова // Налоги и финансовое право - 2016.-№ 5. -С. 210-241.
- Маршавина Л.Я., Чайковский Л.А. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016.- 503 с.
- Мешков Д.А., Топчи Ю.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: учебник для бакалавров. М.: «Дашков и К°», 2016.- 160 с.
- Морозова Г.В., Дерина О.В. Сравнительный анализ становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в РФ и зарубежных странах. - М.: Юрайт, 2013. - 145с.
- Ногина О.А. К вопросу об элементном составе налога // Финансовое право. - 2015. - № 7. - С.112-117.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцова ; отв. ред. Н.В. Валуева. - 27-е изд. - М: Оникс, 2012. - 735 с.
- Осадчая И.М. Экономика. Толковый словарь// Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. — М.: "ИНФРА- М", Издательство "Весь Мир". 2016.-825с.
- Пансков. В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов.4-е изд..пер. и доп.. -М.: Книжный мир. 2016.-418с.
- Петрова. Г.В. Налоговое право Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2016. - 246 с.
- Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 504 с.