Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
1.3 Правовое регулирование франчайзинга в зарубежном и российском законодательствах
Глава 2. Виды и формы франчайзинга
2.2 Формы франчайзинга и выбор партнеров
Глава 3. Анализ франчайзинговой деятельности в России
3.1 Особенности развития франчайзинга в России
3.2 Анализ состояния рынка франчайзинга в России
- отказ пользователя в получении аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя по договорам коммерческой концессии;
- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем местонахождение коммерческих помещений, используемых при реализации исключительных прав, предусмотренных договором, а также их внешний и внутренний дизайн.
Вызывает определенное недоумение искусства. 1034 об ответственности правообладателя за требования пользователя, в котором говорится, что «правообладатель несет субсидиарную ответственность за требования пользователя о несоответствии качества товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных, предоставленных) ) пользователем по договору франшизы.
Пользователь обычно является независимым юридическим лицом, и почему он может переложить свою ответственность на правообладателя, совершенно непонятно. Кроме того, для отправки покупателя в различные органы власти создана лазейка, а ответственность стороны, продавшей товар, размыта.
В ст. 1035 отражает преимущественное право пользователя при условии, что он выполняет договорные отношения в конце срока договора по сравнению с другими заявителями.
В ст. 1036 и 1037 отражают вопросы, связанные с внесением изменений и расторжением договора коммерческой концессии. Любые изменения и расторжение договора коммерческой концессии должны быть зарегистрированы государственными органами. Кроме того, каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, имеет право отказаться от договора в любое время, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договор не предусматривает более продолжительный срок.
Заключительные положения договора коммерческой концессии 1038-1040 отражают вопросы, связанные с сохранением договора коммерческой концессии в случае смены сторон, последствиями изменения коммерческого наименования и последствиями расторжения. исключительного права. В этих статьях отмечается, что пользователь имеет право требовать от правообладателя соразмерного уменьшения вознаграждения при изменении исключительных прав правообладателя.
С 1 января 2008 года регистрация договоров коммерческой концессии в налоговых органах была отменена. Эти договоры подлежат государственной регистрации только в Роспатенте, где они рассматриваются.
Глава 2. Виды и формы франчайзинга
2.1 Виды франчайзинга
В зависимости от характера деятельности франчайзинг следует разделить на четыре типа: продукт, производство, услуга, бизнес-формат или бизнес. Следует отметить, что европейские авторы придерживаются классификации франчайзинга, которая основана на характере производственных, технологических и правовых отношений между франчайзером и франчайзи. В этой классификации есть три типа франчайзинга: услуга, продукт и производство. Такое разделение более разумно, особенно если учесть, что в Европе для каждого из этих сортов существует официальное определение, разработанное судом Европейского союза.
Таким образом, товарная франшиза - это продажа товаров, произведенных франчайзером или каким-либо образом помеченных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, предоставляют послепродажное обслуживание. Правообладателем в этом типе франшизы является производитель, а основное право на передачу - это право на использование товарного знака франчайзера.
Товарный франчайзинг используется в торговле. Главное, что отличает торговую франшизу от обычной оптовой торговли, - это привязанность франчайзи к торговой марке и марке франчайзера. Франчайзер, как правило, поставляет согласованный продукт для продажи франчайзи, но главное не сам продукт, а использование определенного ассортимента и технологии торговли. Чаще всего товарный франчайзинг используется для сбыта продукции, которая имеет значительный бренд или требует определенных торговых услуг. Типичными примерами таких продуктов являются бензин, автомобили, велосипеды, алкогольные и безалкогольные напитки. Примером эффективной работы в этом направлении является компания General Motors, которая на сегодняшний день является лидером в автомобильной промышленности.
Производственный франчайзинг - это организация производства определенного вида продукции. Компания, владеющая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готовой продукции, обеспечивает конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.
В варианте 1 производителем сырья является франчайзер. Однако на практике чаще всего владельцем прав является предприятие, которое не является производителем сырья или готовой продукции, и модель взаимоотношений состоит из двух других вариантов.
Наиболее известным представителем, который использует схему производственной франшизы, является Coca-Cola. Централизованное производство безалкогольных напитков невыгодно из-за его удаленности от потребителей и больших неоправданных затрат. Поэтому компания предоставляет конечным производителям специальный концентрат и дает право использовать технологию. В 1995 году компания вышла на российский рынок, заключив франчайзинговые соглашения. Не ведется самостоятельное строительство заводов по производству продукции; Предметом продажи является рецепт производства и устоявшийся товарный знак.
В аналогичных схемах владелец прав может быть отделен от собственника имущества, осуществляющего контрольные функции посредством договоров франчайзинга.
Цели обеих сторон в производственном франчайзинге:
- разделение труда и специализация производства;
- увеличить производство и расширить производственную программу;
- обеспечение эффективности производства;
- повысить гибкость производства и продаж в соответствии с требованиями рынка;
- освоение производства новых продуктов в зависимости от изменений на рынке.
Схема производственной франшизы действует практически во всех отраслях. Основным условием является наличие прав на интеллектуальную собственность, подтвержденных защитными документами (включая товарный знак). Производство франчайзинга имеет много общего с лицензионным соглашением, но франчайзинг - это не просто соглашение, а система долгосрочной организационной и экономические отношения, подробно описанные в основном соглашении и специальном «руководстве по франчайзингу», которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного соглашения являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франшизы.
Согласно решению Суда ЕС от 28 января 1986 г. № 161, франчайзинг услуг понимается как соглашение, в соответствии с которым франчайзи, действуя в соответствии с инструкциями франчайзера, предоставляет услуги под обозначением бренда и знаком обслуживания франчайзер. Сервисный франчайзинг - это нечто среднее между продуктовой франшизой и производственной франшизой. Его сфера услуг. Суть заключается в том, что франчайзи предоставляет право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер обладает рядом запатентованных прав, которые передаются франчайзи на основании договора.
Например, знакомая система McDonald's наряду с торговой маркой, технология приготовления гамбургеров имеет свои стандарты дизайна интерьера и экстерьера, фирменный стиль во всех элементах организации кулинарии и обслуживания клиентов.
Сервис франчайзинга очень распространен и является одной из самых перспективных бизнес-технологий. Основным направлением обслуживания франчайзинга является высокий уровень обслуживания клиентов.
Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребитель быстро узнает о количестве и качестве услуг, которые могут быть гарантированы в течение определенного периода времени в учреждениях определенного бренда. Осведомленность экономит время для потребителей, чтобы найти и удовлетворить их потребности, и ожидаемое качество обслуживания оказывает, среди прочего, положительное эмоциональное воздействие, что увеличивает вероятность повторных посещений франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя бренда, что придает дополнительный импульс развитию системы франчайзинга. Франчайзинг применим практически во всех сферах сферы услуг. Более того, спектр услуг может быть чрезвычайно широк и ограничен только фантазией франчайзера.
Бизнес-формат франшизы представляет собой комплексный подход к передаче бизнес-франчайзи франчайзи. В международной литературе бизнес-формат франчайзинга характеризуется как франчайзинг второго поколения. Наряду со всеми перечисленными выше правами франчайзер передает франчайзи технологию для организации и ведения бизнеса, который он разработал. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзером с такой франшизой может быть предприятие, производитель сырья, производитель, оптовик или розничный продавец, предприятие в сфере услуг или оно может быть только владельцем прав, которые передаются по договору на франчайзи при определенных условиях. Но в то же время все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методике, в одном стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франшиз бизнес-формата позволяет не только расширять бизнес во внутриотраслевом масштабе и смежных отраслях, но и включать в систему различные бизнес-направления. Высокая репутация компании в одной области деятельности, использующая на практике систему франчайзинга в деловом формате, открывает огромные возможности для расширения деятельности как франчайзерной компании, так и франчайзи, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития собственного бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата служит эффективным инструментом для распространения научно-технического прогресса в бизнес-среде, передовых методов организации маркетинговой и рыночной деятельности.
Наиболее распространенными в мире и в России являются коммерческий и сервисный франчайзинг, и очень часто оба они используются в комбинированной форме, поскольку предоставление услуг обычно сопровождается поставками необходимых для них товаров (материалов, сырья, комплектующих, и т. д.), а также, как продажа продукции требует послепродажного обслуживания.
2.2 Формы франчайзинга и выбор партнеров
Развитие франчайзинга предопределило появление его новых форм, таких как франчайзинг на основе опционов, конверсионный франчайзинг и суб-франчайзинг.
Суть опционной франшизы заключается в том, что франчайзи имеет определенные преимущества, ему разрешено открывать не одно, а несколько новых франчайзинговых предприятий на льготных условиях под торговой маркой франчайзера, а франчайзинговое соглашение отражает количество франшиз, график открытие франчайзинговых предприятий, территория развития конкретного региона.
Конверсионный франчайзинг предусматривает, что франчайзер присоединяется к независимо действующему предприятию на основании договора франшизы и предоставления франшизы. Это дает франчайзи возможность действовать на рынке под брендом франчайзи как представителя известной компании, получать доступ к передовым технологиям для продажи товаров и, в конечном итоге, привлекать клиентов и повышать эффективность бизнеса. Эта форма франчайзинга получила широкое распространение в агентствах недвижимости и нефтяных компаниях, использующих сервисные станции.
Субфранчайзинг - форма договорных отношений между основным франчайзером (успешной франчайзинговой компанией с обширной международной сетью франчайзинга) и основным франчайзи, при которой основной франчайзер передает исключительное право на основную франшизу на территории, где находится главный франчайзи расположен, с правом продавать определенное количество суб-франшиз в определенный период времени и под контролем мастер-франчайзи. Фактически, мастер-франчайзи является франчайзером на этой территории, так как он напрямую заключает контракты с франчайзи и получает их вступительные взносы и ежемесячные роялти. Плата за франшизу выплачивается генеральному франчайзеру за предоставленное право на освоение территории в соответствии с генеральным договором франшизы каждый месяц, который включает в себя часть вознаграждения от вступительного взноса и часть суммы от взноса роялти, полученного по договору субфранчайзинга между мастер франчайзи и субфранчайзер.