Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
1.3 Правовое регулирование франчайзинга в зарубежном и российском законодательствах
Глава 2. Виды и формы франчайзинга
2.2 Формы франчайзинга и выбор партнеров
Глава 3. Анализ франчайзинговой деятельности в России
3.1 Особенности развития франчайзинга в России
3.2 Анализ состояния рынка франчайзинга в России
Владельцы российских брендов расширяют продуктовую линейку: например, компания «Села» сегодня предлагает не только франшизу магазина одежды для всей семьи, но и отдельно - франшизу детской одежды «СелаКидс». Аналогичная концепция отдельного магазина детской одежды для франшизы в этом году была запущена компанией Augustus, которая владеет брендом Oodii.
Владельцы мастер-франшиз объединяют бренды из одного ценового сегмента, а также дополнительные бренды в своих портфелях. Например, компания Denim Star Project в своем портфеле сегодня имеет франшизы известных итальянских брендов женской одежды Miss Sixty, Stefanel, Farnarina, Replay и Energie denim clothes.
Другие тренды франшизы в модной рознице включают активное появление узкоспециализированных концепций франшизы, например, франшизу магазина джинсовых аксессуаров для денима «Denim Fantasy», франшизу магазина аксессуаров для волос и франшизы Evita Peroni, франшизу Feltimo для сумок и аксессуаров.
Среди негативных тенденций рынка - массовое развитие фальшивых франшиз: в Интернете вы можете найти информацию о франшизе Zara (или ZaraZara, ZaraCity, ZZ), Bershka, Victoria's Secrets (или Victoria's Dreams) и других известных брендах, которые делают не предлагать франчайзинг в россии.
В целом, растущая конкуренция на франчайзинговом рынке модной розницы, повышение уровня «франчайзинговой» грамотности российских предпринимателей благодаря активной популяризации этого метода ведения бизнеса в России, повышение прозрачности рынка, в первую очередь, обусловлено к массовому интернет-существованию русской общины, увеличению барьеров для входа франчайзинга.
Сегодня, перед запуском программы франчайзинга, компании стараются максимально отладить связанные с франшизой бизнес-процессы, нанимают консультантов для разработки пакетов франшиз и общей стратегии франчайзинга и более осторожно относятся к продажам первых франшиз. Как уже упоминалось в п. 3.2.1, предприятия общественного питания с франшизой составляют 11% всех торговых франшиз, представленных в России.
По данным газеты "Коммерсант", с начала этого года спрос на франшизы в сегменте общественного питания утроился. В начале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество запросов от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои пункты общественного питания под брендами ресторанного холдинга «Росинтер» (сети «IL Патио», сети «Планета Суши» и т. Д.), Увеличилось на 3 4 раза.
Одной из наиболее прослеживаемых тенденций на российском франчайзинговом рынке является «миграция» франшиз российского происхождения из регионов в города Центрального федерального округа (в основном в Москву) и в зарубежные страны.
Среди возможных перспективных направлений развития франчайзинга в России - производство и продажа технически сложных продуктов, помощь в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдыхом и развлечениями, общественное питание, медицинские и косметические услуги. , бытовые услуги.
Статистика ясно подтверждает жизнеспособность предприятий, которые присоединились к сети франчайзинга, по сравнению с другими формами новых предприятий.По данным Российской ассоциации франчайзинга, 1% после открытия бизнеса, 97% франчайзинговых предприятий и 62% всех других видов деятельности выживают, через 5 лет 92% франшиз и 23% других, за 10 лет 90% франшиз и 18% других. Это объясняется тем, что франчайзинговый бизнес является частью упорядоченной системы. Учитывая нехватку ресурсов, вызванную финансово-экономическим кризисом, франчайзинг, с его механизмом построения бизнеса, представляет собой реальную возможность сохранить и приумножить капитал.
В последнее время предложения франшиз на российском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли промышленности и технологии, расширяется ценовой диапазон франшиз, появляются дешевые франшизы на государственные услуги или аренду, а также появляются дорогие франшизы для ресторанов и производства. Более того, франчайзинг может развиваться как в рамках внутренней системы, так и с участием иностранных предпринимателей, поскольку на современном этапе развития франчайзинга для достижения максимального расширения и удовлетворения целевой аудитории наиболее актуальным является сочетание национальных и иностранных франшиз.
В конечном счете, ускоренное распространение франчайзинга в России поможет укрепить позиции малого и среднего бизнеса и обуздать рост безработицы даже в период кризиса.
В то же время будут активно развиваться франчайзинговые системы с хорошей репутацией, которые нуждаются в небольших инвестициях, и дорогие концепции франчайзинга могут оказаться в ситуации стагнации.
В любом случае, третья заинтересованная сторона, обычный потребитель, объективно выигрывает от франчайзинга, поскольку она обеспечивает соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок обычно быстро насыщается высококачественными товарами, работы и услуги.
Заключение
Среди различных методов и направлений, позволяющих развивать любой бизнес, особое место занимает франчайзинг.
В ходе написания курсовой работы мы выяснили, что франчайзинг - это форма организации бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает право продажи продукта и услуг этой компании независимому лицу или компании (франчайзи). С одной стороны, каждый партнер преследует свои собственные цели и задачи, которые не всегда совпадают с интересами партнера по франшизе, а с другой стороны, оба участника франшизы объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимально удовлетворить потребительский спрос в конкретный сегмент рынка. Условия взаимодействия правообладателя и пользователя определяются франшизой.
Франчайзинг как относительно новый тип экономических отношений для России, активно развивающийся в деловой практике, имеет свои преимущества и недостатки, которые могут проявляться у франчайзера и франчайзи. Можно сделать вывод, что наиболее важным из преимуществ является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок стандартного продукта, хорошо известного потребителю, при этом сохраняя независимость франчайзи как предпринимателя. В то же время франчайзинг расширяет потенциал малого бизнеса, предоставляя ему множество возможностей крупных предприятий. Основными недостатками данного вида деятельности для франчайзера являются зависимость от франчайзи, ограниченный уровень влияния и контроля.
Поскольку эта тема была изучена, был проведен тщательный анализ нормативных документов, регулирующих франчайзинг. Таким образом, мы выяснили, что отдельный закон о франчайзинге был принят только в некоторых странах мира. В российском законодательстве, а точнее в Гражданском кодексе Российской Федерации, франчайзинг подпадает под понятие коммерческой концессии, которая не отражает и не регулирует все особенности франчайзинга.
Мы также проанализировали современный рынок франчайзингового бизнеса. В ходе анализа мы обнаружили, что в настоящее время франчайзеры предлагают около 500 франшиз для своей продажи в России, 72% из них происходят из Российской Федерации, и большинство этих франшиз являются торговыми. Мы также обнаружили, что франшизы в розничной торговле одеждой и обувью (38,2%), а также франшизы в сфере общественного питания (11%) к 2015-2016 годам. составляют самую большую долю всех торговых франшиз в России.
По результатам анализа 25 популярных франшиз, представленных на российском рынке, мы пришли к выводу, что наиболее прибыльные франшизы по состоянию на 2015-2016 годы. Это франшиза "Феликс", "Перекресток Экспресс" и "Позитроника". Вышеуказанные франшизы имеют высокую отдачу от первоначальных затрат и четкое «признание» бренда.
В ходе написания курсовой работы были рассмотрены задачи, связанные с теоретическими аспектами франчайзинга: основные понятия, виды и формы. Был также решен круг задач, связанных с состоянием рынка франчайзинга в России и его перспективами.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены.
Исследования, проведенные в курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:
1. В целом, франчайзинговый бизнес гораздо успешнее, чем самостоятельное предприятие такого типа;
2. Основной сферой применения франчайзинга является малый и средний бизнес: условия, которые определяют предметные отношения, возникающие между франчайзером и франчайзи, являются для них наиболее подходящими.
3. В современных условиях франчайзинг может стать стратегией: расширение бизнеса; маркетинговое продвижение; коммерциализация интеллектуализации; увеличить стоимость компании; оптимизация сервиса; конкурентная стратегия;
4. для России актуален франчайзинговый механизм, поскольку он предусматривает создание сети географически удаленных субъектов хозяйствования, обслуживающих сегменты местного рынка;
5.все преимущества франчайзинга, как способа организации бизнеса, свидетельствуют о необходимости его интенсивного развития в России, а также детального правового регулирования договора коммерческой концессии;
6. Наиболее развитыми и перспективными направлениями развития франшизы в России по-прежнему остаются розничная торговля одеждой и обувью («fashion-retail») и общественное питание;
7. благодаря общему росту деловой активности в России, повышению деловой грамотности предприниматели уже используют франчайзинг как эффективный инструмент для быстрого и качественного расширения своего бизнеса;
8. Франчайзинг объективно приобретается не только непосредственно франчайзерами и франчайзи, но и обычными потребителями, чей спрос удовлетворяется наиболее быстро и эффективно.
Библиография
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ - Часть 2, глава 54 (в последней редакции) // htpp://base.consultant.ru.
2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. - Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2015. - 1038 с.
3. Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учебное пособие. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - 120 с.
4. Земляков Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы бизнеса. - М.: Издательство «Юнити-Дана», 2014.