Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
1.3 Правовое регулирование франчайзинга в зарубежном и российском законодательствах
Глава 2. Виды и формы франчайзинга
2.2 Формы франчайзинга и выбор партнеров
Глава 3. Анализ франчайзинговой деятельности в России
3.1 Особенности развития франчайзинга в России
3.2 Анализ состояния рынка франчайзинга в России
5. Трудности в сохранении конфиденциальности коммерческих секретов. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, которые являются интеллектуальной собственностью франчайзера. Эти принципы ведения бизнеса являются коммерческой тайной и служат основой для успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам через программу франчайзера. И хотя соглашение о франшизе запрещает франчайзи раскрывать такую информацию, на практике это происходит. Франчайзору сложно с этим справиться, поэтому, если он не сможет выработать эффективные меры, вся система франчайзинга может сильно пострадать.
Также вы можете выделить следующие преимущества франчайзинга для франчайзи:
1. Франчайзи получают конкурентные преимущества и, прежде всего, экономию, доступную только крупным предприятиям.
2. Франчайзи быстро завоевывает репутацию среди потребителей за счет продажи товаров под известным брендом.
3. Франчайзи получает возможность за небольшую плату использовать результаты рекламных мероприятий, научных разработок. Исследование рынка проведено франчайзером.
4. Франчайзи нуждается в меньшем количестве капитала, многие вопросы решаются франчайзером (например, централизованные поставки товаров. Лизинговое оборудование, проектирование и т. Д.).
5. Франчайзи получает доступ не только к товару или услуге, но и к схеме организации бизнеса.
6. Франчайзи обучен во всех аспектах управления бизнесом франчайзера.
Недостатками франчайзинга для франчайзи являются:
1. Ограниченная автономия, нет права заниматься улучшением товара.
2. Услуги франчайзера могут быть слишком дорогими.
3. Утрата репутации со стороны франчайзера или продажа бизнеса может привести франчайзи к банкротству или значительному ухудшению рыночной позиции.
4. Бизнес основан на узком диапазоне, изменение спроса может привести к краху.
1.3 Правовое регулирование франчайзинга в зарубежном и российском законодательствах
Специальное законодательство о франшизе существует во многих странах, таких как США, Франция, Канада, Бразилия, Малайзия, Япония и т. Д.
Самый высокий уровень развития законодательной базы для франчайзинга наблюдается в Соединенных Штатах, откуда франчайзинг начал распространяться по всему миру. В США разработка законодательства о франчайзинге была вызвана многочисленными нарушениями со стороны франчайзеров для выполнения своих обязательств, которые рассматривали франчайзинг как средство быстрого обогащения.
Появление недоверия среди покупателей франшиз может привести к краху всего рынка франшиз. Все это требовало юридического вмешательства. Крупнейшие компании франчайзеров создали международную франчайзинговую ассоциацию, которая разработала этический кодекс, обязательный для всех участников.
В Соединенных Штатах на федеральном уровне франчайзинг регулируется в соответствии со специальными правилами раскрытия информации, которые были приняты Федеральной торговой комиссией в 1979 году, приказ № 436 «Правила регулирования торговли: требования о раскрытии информации и запреты на франчайзинг и благоприятный бизнес риска». Компании».
В 1995 году был разработан новый федеральный закон, регулирующий франчайзинговые отношения, который позволил унифицировать правовые нормы и предписал использовать положение циркуляра во всех 50 штатах.
Франция является одной из первых европейских стран, которая ввела законодательное регулирование франчайзинга - закон Луи Дубина от 31 декабря 1989 года № 89-1008 «О развитии коммерческих и ремесленных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий». их операции ».
Закон позволяет защищать интересы лица, приобретающего исключительные права, от неполной или недостоверной информации о компании, которая может быть передана ей правообладателем до заключения соглашения о продаже таких прав, что впоследствии может сыграть губительную роль в предпринимательской деятельности пользователя.
В Западной Европе группа европейских стран, называемая Европейским союзом (ЕС), имеет отдельное специальное законодательство о франшизе. Регулирование франчайзинговых отношений в Европейском Союзе, в отличие от Соединенных Штатов Америки, имеет определенные особенности. Франчайзинговые отношения в ЕС, а также в США регулируются на двух уровнях. Однако принципиальное различие заключается именно в этих уровнях: регулирование франчайзинговых отношений осуществляется не только национальным законодательством стран-участниц, но и общим наднациональным законодательством Европейского Союза.
В последнее время франчайзинг не получил достаточного нормативного регулирования в национальном законодательстве или международных договорах. Действительно, особые франчайзинговые отношения регулируются только в небольшом числе государств. Большинство из них имеют дело с так называемыми законами о раскрытии информации в отношении франшизы. Такие законы обязывают франчайзера предоставлять будущему франчайзи информацию о том, как вести франчайзинговый бизнес, включая основные условия самой франшизы, данные о количестве франчайзи в сети, ее росте, финансовых показателях и т. Д.
Развитие франчайзинговых отношений как в зарубежных странах, так и в России требует специальной законодательной регистрации. Поэтому включение главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в 1995 году, посвященной специальному соглашению о коммерческой концессии, следует рассматривать как шаг вперед в российской правовой теории.Пункт 1 статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческое концессионное соглашение как соглашение, в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) плату за период времени или без использовать право использовать в бизнесе пользователя набор исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на название компании и (или) коммерческое обозначение правообладателя, защищенную коммерческую информацию, а также другие объекты, предусмотренные договором, инвестиционные права - товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Из этого определения следует, что договор коммерческой концессии (франшизы) опосредует отношения, в которых «предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями действует под видом правообладателя, излагая результаты своей деятельности в качестве своих атрибутов», которые давно зарекомендовали себя на рынке соответствующих товаров или услуг ».
Предоставление аналогичных прав пользователю (франчайзи) в иностранных юридических заказах обычно опосредовано договором франшизы. Таким образом, доктрина не останавливает активное обсуждение того, в какой степени использование концепции «коммерческого концессионного соглашения» Гражданским кодексом Российской Федерации является оправданным и правильным. Итак, В.Н. Евдокимова отмечает, что «Гражданский кодекс Российской Федерации ввел в торговлю и, в то же время, новый вид коммерческих сделок, эквивалентный понятиям франшизы и франчайзинга, известным в западном законодательстве, внедрен в российское законодательство, судебную практику и правовое регулирование. теория. 54 ГК РФ получил наименование «Коммерческие концессии».
Интересно, что как в правовых актах, так и в российской юридической литературе наряду с термином «коммерческая концессия» используется термин «франчайзинг». В связи с этим проблема терминологического характера имеет особое значение.
Понятие «коммерческая концессия», по мнению В.В. Витрянский был использован при составлении Гражданского кодекса Российской Федерации как наиболее подходящий английский термин для термина «франчайзинг». Соответственно, с таким взглядом на проблему взаимосвязи между терминами «коммерческая концессия» и «франчайзинг» автор приходит к выводу, что эти термины являются синонимами. Наоборот, В.П. Евдокимова, С.А. Пайн, Е.Н. Васильева отстаивает точку зрения о несоответствии содержания главы 54 Гражданского кодекса ее названию и обосновывает необходимость изменения названия главы «Коммерческая концессия» на «Франчайзинг».
Сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.
Правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном соглашении соответственно применяются к договору коммерческой концессии, если это не противоречит положениям настоящей главы и сути договора коммерческой концессии.
В ст. 1028 отражает форму и порядок оформления договора коммерческой концессии. Стороны договора обязательно должны заключить его в письменной форме, в противном случае договор считается недействительным. Договор должен быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Против такой регистрации выступает Российская ассоциация франчайзеров. Такая ситуация только усложняет использование франчайзинговой системы, требует вложения дополнительных средств и времени.
В ст. 1029 отражает вознаграждение по договору коммерческой концессии. Вознаграждение по договору коммерческой концессии может быть выплачено пользователем правообладателю в виде фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, переданных правообладателем для перепродажи или в другой форме, предусмотренной соглашением.
В ст. 1031-1032 отражают обязанности правообладателя и пользователя. В частности, говорится: «Если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, правообладатель обязан:
обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028);
оказывать пользователю постоянную техническую и консультативную помощь, в том числе помощь в обучении и повышении квалификации работников;
Контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Для пользователя в искусстве. 1032 определяет следующие обязанности:
- использовать при осуществлении договорной деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иные средства индивидуализации правообладателя в порядке, указанном в договоре;
- обеспечить соответствие качества производимых ими товаров на основании договора, выполненных работ, услуг, оказываемых качеством аналогичных товаров, работ или услуг, произведенных, выполненных или оказанных непосредственно правообладателем;
- соблюдать инструкции и инструкции правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, методов и условий использования комплекса, исключительных прав тому, как он используется правообладателем, включая инструкции относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческие помещения, используемые пользователем при реализации прав, предоставленных ему по договору;
- предоставлять клиентам (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товары (работы, услуги) непосредственно у правообладателя;
- не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
- предоставить согласованное количество субконцессов, если такое обязательство предусмотрено договором;
- информировать покупателей (покупателей) наиболее очевидным для них способом о том, что оно использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или другие средства индивидуализации в соответствии с соглашением о коммерческой концессии.
Самое главное отсутствует - обязательство предоставлять достоверную информацию об основных показателях экономической деятельности: оборот, доходы, расходы и прибыль. Без этой информации невозможно проверить правильность платежей по договору.
В ст. 1033 рассмотрены ограничения прав сторон в следующих основных положениях:
- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на отведенной пользователю территории или воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется соглашение о коммерческой концессии, в отношении коммерческой деятельности, осуществляемой пользователем с использованием исключительных прав, принадлежащих правообладателю;