Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
1.3 Правовое регулирование франчайзинга в зарубежном и российском законодательствах
Глава 2. Виды и формы франчайзинга
2.2 Формы франчайзинга и выбор партнеров
Глава 3. Анализ франчайзинговой деятельности в России
3.1 Особенности развития франчайзинга в России
3.2 Анализ состояния рынка франчайзинга в России
Введение
В настоящее время на улицах российских городов можно увидеть сотни магазинов, ресторанов, баров, предприятий, компаний, представляющих крупнейшие мировые бренды, известные во всем мире. При этом мало кто задумывается о том, что послужило причиной их появления. Однако ответ прост - появление крупнейших мировых брендов в России связано, прежде всего, с использованием сравнительно нового способа организации бизнеса - франчайзинга.
Во многих странах мира наблюдается постоянный рост этой формы предпринимательства, например, в США оборот на условиях франчайзинга составляет в среднем более трети всей розничной торговли. Правообладатели все чаще используют франчайзинг как способ управления исключительными правами.
По сравнению с западными странами российский франчайзинговый сектор невелик. Однако бурное развитие практики франчайзинга в России за последнее десятилетие показало эффективность этого инструмента в отечественной экономике. По уровню развития франшизы Россия входит в число мировых лидеров.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением франчайзинга в нашей стране, а также с необходимостью разработки теоретических и практических подходов к изучению деятельности франчайзинговых предприятий в торговле.
Целью данной курсовой работы является анализ современного рынка франчайзинга в России путем предварительного изучения его теоретических основ и регуляторных аспектов.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть определение и сущность франчайзинга;
2. изучить понятие франшизы и ее основные виды;
3. рассмотреть преимущества и недостатки использования системы франшизы;
4. систематизировать франчайзинг по его видам и формам;
5. детально изучить правовое регулирование франчайзинга в законодательстве ряда зарубежных стран и России;
6. Проанализировать деятельность торговых франчайзинговых предприятий в России на основе данных за 2015-2016 гг.
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
1. анализ соответствующей учебной литературы, в том числе специализированной;
2. анализ нормативных документов;
3. изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики по этому вопросу;
4. анализ и последующая систематизация статистических данных.
Объектом изучения данной курсовой работы является франчайзинг. Предметом курсовой работы является франчайзинговая деятельность торговых предприятий в России.
Структура курсовой работы определяется предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из оглавления, введения, трех глав и заключения. Также в работу включены приложения и ссылки.
Во введении раскрывается актуальность, предмет, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывается значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы франчайзинга и его правовое регулирование. Во второй главе описаны виды и формы франчайзинга. Третья глава посвящена анализу состояния национального рынка франчайзинга и перспектив его развития.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по данному вопросу.
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Определение и сущность франчайзинга
Слово «франшиза» происходит от французской франшизы и означает «привилегия, привилегия, освобождение от налога, взнос». Впоследствии это слово застряло в англоязычных штатах.
Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии с обоюдными обязательствами и выгодами для ведения бизнеса между франчайзером (передающая компания) и франчайзи (принимающая компания или частный предприниматель), предоставляемая для определенной компенсации и разрешения в соответствии с действующим законодательством.
Франчайзинг также является формой организации бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает право продажи продукта и услуг этой компании независимому лицу или компании (франчайзи). Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги в соответствии с заранее определенными законами и бизнес-правилами, установленными франчайзером. В обмен на выполнение всех этих правил франчайзи может использовать название компании, ее репутацию, продукты и услуги, маркетинговые технологии, экспертные знания и механизмы поддержки.
Таким образом, в франчайзинге участвуют две группы предпринимателей:
1. франчайзер - организатор дела, владелец генеральной лицензии, владелец ноу-хау, хозяйствующий субъект, выдающий на определенный срок франшизу (лицензию) пользователю на право использования его товарного знака ;
2. франчайзи - предприниматель, который покупает право на ведение бизнеса (франшизы) под наименованием или товарным знаком франчайзера, являющегося объектом экономической заинтересованности франчайзера.
Условия взаимодействия правообладателя и пользователя определяются франшизой.
Франчайзер получает доход от двух основных компонентов - авансового платежа и регулярных периодических платежей (роялти). Центральным вопросом при разработке франшизной схемы является определение размера этих платежей. Необходимо создать оптимальный баланс между интересами франчайзера и франчайзи, поскольку конечной целью партнерства, называемого франчайзингом, является максимизация прибыли.
Первоначальный взнос (в литературе также встречается название единовременного сбора) обычно выплачивается франчайзи при заключении договора франшизы.
Средний уровень первоначального взноса, как показала практика, составляет 5-10% от общей стоимости пакета услуг, то есть общей суммы инвестиций, необходимых для создания франчайзи. В некоторых случаях размер вклада может доходить до 50% от стоимости.
Роялти - это второй обязательный платеж, который должен отражать стоимость услуг, предоставляемых франчайзером по обслуживанию франчайзинговой системы.
Методы расчета этих платежей весьма разнообразны: в процентах от продаж, доходов, прибыли; фиксированное количество; Наценка на стоимость покупок с обязательной продажей на поставку сырья и товаров. Как показывает практика, роялти часто устанавливаются в процентах от продаж, а сумма роялти составляет в среднем 6–7% от валовых продаж франчайзи. Обычно выплата роялти устанавливается ежемесячно или еженедельно.
В дополнение к этим платежам франчайзи осуществляет другие платежи для покрытия стоимости дополнительных услуг (обучение, программное обеспечение, реклама, приобретение товаров, типовые проекты, оборудование и т. Д.).
Как упоминалось выше, условия взаимодействия между правообладателем и пользователем определяются франшизой.
Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другое название такой системы - пакет франшиз, который обычно включает в себя рабочие руководства и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.Франшиза - это форма организации бизнеса, основанная на договоре между франчайзером (лицензиаром) и франчайзи (лицензиатом), который:
- дает разрешение заниматься определенным бизнесом в течение периода франшизы, используя товарный знак владельца;
- дает владельцу право осуществлять контроль над всем периодом действия франшизы над качеством бизнеса, являющегося предметом договора;
- обязывает собственника оказывать помощь в отношении организации предприятия, обучения персонала, управления продажами;
- обязывает покупателя в течение всего срока действия договора платить определенные суммы денег в оплату франшизы.
По словам Г. Г. Иванова, существуют и применяются следующие основные виды франшиз:
1. Классическая франшиза
Это самый распространенный за рубежом. Как правило, стандартная франшиза имеет единовременную комиссию, регулярные выплаты роялти, строгий отбор потенциальных дилеров франчайзи, регистрация соглашения о товарных знаках с государственными органами, обучение, определение строгих корпоративных стандартов, строгий контроль над бизнесом, регулярная отчетность перед франчайзер
Следует отметить, что этот вид франшизы плохо прижился в России из-за того, что уважение интеллектуальной собственности российскими предпринимателями и потребителями не на должном уровне, на уровне, сопоставимом с западными странами.
2. Свободная франшиза
Самый распространенный и наиболее удобный вид франчайзинга в России и странах СНГ. Полная свобода для дилера франчайзи в организации бизнеса. По своей сути этот тип франшизы близок к обычному представительству, но с добавлением торговой марки, обучения, консультаций, специальных цен и условий. В этом типе франшизы могут быть символические или нулевые единовременные платежи и роялти, а также очень мягкие требования для франчайзи.
1. Бизнес под ключ (серебряная франшиза)
Франчайзер сам создает филиал, а затем передает его младшему партнеру-франчайзи, чтобы получить процент от прибыли.
4. Бизнес в аренду
То же самое, что и серебряная франшиза, но здесь франчайзер оставляет установленное отделение в собственности, а франчайзи управляет им на договорных условиях.
2. Мастер франшизы (эксклюзивная, монопольная) на конкретный регион
Приобретая такую франшизу, франчайзи сам становится франчайзером в своем регионе и решает, как дальше развивать сеть франчайзинга. Лицензионная франшиза разработана в тех видах бизнеса, которые требуют жесткой лицензии, таких как банковское дело или медицина.
1.2 Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы
Для франчайзера создание франчайзинговой системы имеет следующие преимущества:
1. Франчайзинг открывает возможности для быстрого расширения рынка сбыта и увеличения продаж. Основной целью франчайзеров является расширение сети, то есть увеличение территориального присутствия и доли рынка, а также создание эффективных каналов продаж при минимальных затратах. По сравнению с открытием собственных точек, для запуска франчайзингового предприятия компании-франчайзеру не требуется капитал, поскольку инвестором является франчайзи. Это позволяет укрепить позиции компании на рынке, а также быстро расширить географию услуг и выйти на новые рынки.
2. Повышение престижа компании и ее торговой марки в глазах потребителя. С открытием новых предприятий потребители узнают больше о продуктах или услугах. Это чрезвычайно важный фактор, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке, когда вы предоставляете свои услуги.
3. Франчайзинг является дополнительным источником дохода для франчайзера в связи с передачей прав интеллектуальной собственности (товарный знак, ноу-хау, авторское право) франчайзи. Таким образом, франчайзинг является механизмом коммерциализации интеллектуальной собственности.
4. Сокращение расходов на персонал при одновременном увеличении продаж.
Но есть и недостатки франчайзинга для франчайзера:
1. Франчайзер получает роялти (фиксированные платежи или платежи в виде объема от выручки или прибыли франчайзи), что является меньшей суммой, чем при независимой торговле.
2. Сложность управления франчайзинговой системой, которая проявляется в том, что деятельность франчайзи сложно отрегулировать. Франчайзер требует больших финансовых и человеческих ресурсов для контроля за работой франчайзи.
3. Франчайзи не являются работниками франчайзера, они являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии соглашения о франшизе может быть сложно контролировать транзакции, совершенные франчайзи в вашем бизнесе.
4. Недоплата или уплата взносов с опозданием. Франчайзер устанавливает структуру платежей за предоставленные услуги, принимая за основу процент от общего объема продаж на каждом предприятии.
Франчайзи должен предоставить отчет об общей сумме продаж франчайзеру, чтобы определить сумму оплаты за услугу. Франчайзи может попытаться скрыть объем продаж и предоставить неполный отчет, чтобы занизить комиссию для своего франчайзера.