Файл: Теоретические основы франчайзинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  Выбор сетевых партнеров влияет на формирование и развитие сетевых отношений. В России есть две основные группы противоборствующих сил. С одной стороны, существует высокий уровень неопределенности и вероятности проявления оппортунистического поведения участников рынка. Кроме того, слабая инфраструктура и низкий спрос ограничивают сети количеством партнеров и географически. Это заставляет компании поддерживать старые связи. С другой стороны, рыночные и инвестиционные возможности, диверсификация предприятий, развитие международного сотрудничества создают возможности для выявления новых партнеров и включения их в межфирменные сети. Для поиска новых партнеров предприятия часто используют существующую сеть. Это одна из основных причин трудностей новых компаний, входящих в сеть. Построение межфирменных отношений происходит вокруг предприятий, которые являются финансово сильными или обеспечены высоким спросом на их продукцию. Однако поиск новых партнеров частично осложняется слабой коммуникационной инфраструктурой, а установление отношений с географически удаленными организациями затрудняется высокими транспортными расходами. Вероятно, в будущем сети, созданные под давлением финансовых ограничений, постепенно уступят место инновационным партнерским отношениям. Факторы успеха в российском бизнесе постепенно смещаются от наличия «связей» с государственными органами. Формируя систему долгосрочных горизонтальных и вертикальных межфирменных отношений, компании стремятся укрепить свои позиции на рынках в направлении повышения своей технической и управленческой компетенции. В выборе новых сетевых партнеров все чаще играют инновационность компаний, их эффективная маркетинговая стратегия и система организации финансового планирования и контроля. Снижение оппортунизма в поведении участников рынка уменьшит роль личных связей, которые постепенно уступят место корпоративным сетям. Можно предположить, что сети чаще создаются, когда предприятия сталкиваются с быстрыми технологическими изменениями, сокращением жизненного цикла продукта и фрагментированием, специализированные рынки. Если в отрасли происходят значительные технологические изменения или если новые продукты должны быть быстро представлены на рынке с использованием современных технологий, структура управления сетью, благодаря своей гибкости и инновациям, имеет преимущества перед другими формами организации экономической деятельности. Сети являются эффективной и жизнеспособной структурой, если существует много изменяющихся, взаимозависимых и конкретных видов деятельности. Кроме того, партнерства играют важную роль, когда организациям предоставляется возможность использовать конкретные взаимозависимости между существующими участниками рынка для улучшения своего положения в отрасли. Например, если ресурсы совместно используются несколькими участниками, сетевая форма организации экономической деятельности будет более эффективной, чем простые транзакции между ними.


Глава 3. Анализ франчайзинговой деятельности в России

3.1 Особенности развития франчайзинга в России

Первые шаги в развитии франчайзинга в России были сделаны в 1902 году компанией Singer, которая открыла фирменную фабрику по производству швейных машин; В 1907 году Ford Motor Company открыла дилерский центр Ford. Однако революция в России надолго закрыла путь к развитию рыночных отношений и франчайзингу в частности. И только в 1972 году в СССР по франчайзинговому соглашению с правообладателем Pepsi-Cola ряд советских предприятий производил безалкогольные напитки под этой торговой маркой.

  В 1990 году McDonald's открыл первый франшизный ресторан быстрого питания на Пушкинской площади в Москве.

  Первой российской франчайзинговой компанией была Doka Pizza, которую возглавлял Владимир Довган. Франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако имидж бренда был подорван ухудшением качества товаров со стороны недобросовестных партнеров-франчайзи и отсутствием контроля со стороны материнской компании, что в конечном итоге привело к краху компании.

  В 1993 году известная компания Baskin Robbins продала свою первую франшизу в России. В этот же период в России начинается бурный рост рыночных отношений и бум франчайзинга. Наибольшее распространение франчайзинга было отмечено в ресторанном бизнесе и розничной торговле, поскольку торговля является наименее капиталоемкой отраслью с быстрым оборотом капитала.

  В нынешние годы в России растет интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 году до почти 750 в 2008 году, что само по себе характеризует актуальность этого формата в России. Только в 2008 году количество франшиз по сравнению с 2007 годом увеличилось более чем на 40%. Стоит отметить, что в период с 2008 по 2016 год также наблюдался высокий темп роста количества франшиз.

  Однако, хотя сектор франчайзинга в России невелик по сравнению с зарубежными странами, особенно по сравнению с США.

  Невероятный успех франчайзинга в Соединенных Штатах часто пытается объяснить огромные масштабы страны, поскольку очень трудно контролировать свои собственные филиалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга и от центра. Поэтому аналогия с территорией России напрашивается сама собой. В регионах нашей страны предприниматели еще не успели ощутить все преимущества франчайзинга, и иногда они просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, опасаясь потерять часть своей деловой свободы.


  Второе важное различие между российским франчайзингом и зарубежными реалиями заключается в фиксированной ставке роялти, в то время как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серый» учет, что означает, что франчайзер не может проверить прибыльность партнера, чтобы назначить его по договору о роялти.

  Еще одна особенность нынешней российской франшизы заключается в том, что этот метод ведения бизнеса используется все большим числом компаний, чтобы завоевать как можно большую долю рынка. Сами франчайзи воспринимают это как возможность для легкого старта и способ получить начальный капитал для ведения собственного независимого бизнеса в будущем. Именно поэтому договоры коммерческой концессии в России заключаются на срок не более трех лет, тогда как в других странах сроком менее 5 лет договоры в принципе не заключаются.

3.2 Анализ состояния рынка франчайзинга в России

Специалисты Российской ассоциации готового бизнеса подсчитали, что на данный момент франчайзеры предлагают около 500 франшиз для их внедрения в России.

  Согласно статистике, 72% предлагаемых франшиз на продажу в России также из Российской Федерации. А 37% российских предложений франшизы предназначены для продаж за рубежом.

  Большинство франшиз в России торгуются. В то же время франчайзи сильно зависит от франчайзера, поскольку франчайзер формирует ассортимент, поэтому франчайзи связан в этом вопросе.

  Отраслевая структура франчайзинга в сфере услуг достаточно широка. Представлены нематериальные услуги (например, образование, здравоохранение, туризм) и частично материальные (розничная торговля, общественное питание).

  Многие услуги не стандартизированы (например, консалтинг) и частично стандартизированы, то есть подразумевают наличие стандартов при выполнении определенных процедур в технологии предоставления услуг (стоматология). Сложность разработки для франчайзера необходимых стандартов для передачи франчайзи является особенностью франчайзинга в сфере услуг по сравнению с производством.

  47,6% франшиз, предлагаемых в России, приходится на торговлю. Более подробная информация о российских франшизах по данным Российской ассоциации готового бизнеса на 2015-2016 годы. представлен в виде гистограммы в приложении 1.


  Из представленной диаграммы видно, что франшизы в розничном секторе (в большей степени одежда - 38,2%), а также франшизы в сфере общественного питания (11%) в 2015-2016 гг. составляют самую большую долю всех торговых франшиз в России. Прежде всего, это связано с тем, что товары и услуги, предлагаемые предприятиями розничной торговли и пищевой промышленности, пользуются наибольшим спросом среди потребителей. Также такие товары и услуги, в отличие от других, могут легко подвергаться унификации, а именно унификация является одним из основных звеньев успешного бизнеса на основе франчайзинга.

  Определение и анализ наиболее прибыльных франшиз на российском рынке.

  В этом параграфе мы рассмотрим и проведем детальный анализ 25 наиболее прибыльных франшиз (на 2016 г.), представленных на российском рынке. Источником данных по франшизам является информация, собранная экспертами из авторитетного финансово-экономического журнала Forbes Russia.

  Мы определили степень прибыльности франшиз на основе средней выручки франчайзи и отношения его годовой прибыли к начальным затратам - этот показатель показывает, как быстро окупятся инвестиции будущего франчайзи. В затратах мы учли закупку партии товара, которую франчайзер считает минимально необходимой, аренду помещений на период до достижения операционной окупаемости, стоимость ремонта, оргтехники, а также единовременную сумму гонорар, лицензионные платежи и рекламные сборы, если их устанавливает франчайзер.

  В стартовом списке были более 100 компаний, работающих с партнерами по франчайзинговой системе. Мы учли в расчетах компанию, которая сама предоставила данные о необходимых инвестициях и доходах. Около половины компаний предоставили данные о средней доходности своих франчайзи. На основании этих данных, а также средних показателей по рынку мы оценили средний размер прибыли других компаний, которые не предоставили данные о прибыли.

  Итоговый балл, который определяет место в рейтинге, представляет собой сумму баллов, отражающую сравнительную сумму выручки одного балла (относительно других франшиз) и отношение прибыли этого балла к сумме начального инвестиций.

  Итак, после расчета общего балла по каждой франшизе мы выяснили, что с 2016 года наиболее прибыльной франшизой является компания Felix, деятельность которой заключается в производстве и продаже мебели. Количество точек франшизы превалирует над количеством собственных, стартовые затраты имеют высокую окупаемость - это подтверждение успеха этой франшизы.В 1991 году основатель компании Felix Илья Кондратьев занимался поставками импортной мебели в Россию, а в 1998 году открыл первую фабрику. Теперь это крупнейший производитель офисной мебели в России. Франчайзи имеют пункты приема заказов с минимальным набором выставочной мебели и каталогов, а также отправляют заказы на фабрики Felix. Рентабельность франчайзи составляет 40%.


  Франшиза, принадлежащая одной из самых успешных розничных компаний в России - X5 Retail Group - заняла второе место. Его франшиза «Перекресток Экспресс» - это магазин, который иногда объединяет торговые площади с кафе-пекарней. Основными факторами окупаемости начальных затрат являются хорошая узнаваемость бренда, а также тот факт, что партнер-франчайзи не должен вкладывать собственные деньги в продукт, франчайзер поставляет его для продажи.

  Федеральная сеть магазинов электроники «Позитроника» - проект крупного российского дистрибьютора компьютеров и цифровой техники «Мерлион» - является третьей по доходности франшизой. В период с 2006 по 2008 гг. Компания увеличила оборот с нуля до пяти миллиардов рублей (200 миллионов долларов), во многом благодаря открытию точек франшизы (в 2016 году - 181 против 24 собственных). Операционная прибыль франчайзи обещает в среднем третий месяц работы.

  Согласно анализу, Subway, сеть ресторанов быстрого питания, работающая по принципу франчайзинга, является одной из самых первых франшиз, появившихся в России (1994), также занимающих первое место по количеству франчайзинговых баллов (552 балла).

Крупнейшая по количеству точек общественного питания, в феврале 2011 года, сеть в мире. Однако в данном рейтинге он занимает всего 21 место, что связано с низкой рентабельностью инвестиций.

  В числе собственных торговых точек преобладают сетевые магазины одежды «InCity» и «Oodji» - 265 и 202 соответственно. Следует отметить, что франшиза Oodji требует наибольшей инвестиции среди изученных франшиз (11,6 млн. Рублей).

3.3 Перспективы развития франчайзинга в России

Проанализировав рыночные данные, можно сделать вывод, что продажей одежды и обуви занимается чуть менее половины всех франчайзинговых компаний. Эта так называемая «модная розница» в настоящее время является наиболее перспективным направлением в развитии российского рынка франчайзинга.

  Расширение российских франчайзеров и мастер-франчайзи по «моде» - рынок обусловлен расширением линейки брендов и / или линейки продуктов под ее брендом. «Пакет» франшиз, который одна крупная компания может предложить сегодня региональным предпринимателям, становится все шире - суб-франчайзинг активно развивается. Как правило, эта компания имеет собственную сеть магазинов и достаточно жесткие условия франчайзинга.