Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период на современном рынке труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 1360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Традиционно, на предприятиях профсоюзы и администрация заключали колдоговор, содержание которого практически совпадало с планом развития предприятия. Заключение колдоговоров выступало как некая формальность. В договоре особое внимание уделялось вопросам, связанным с распределением путевок, материальных благ, жилплощади и пр. Лишь эта часть договора имела реальное значение. Вопросы уровня заработной платы, занятости не обсуждались и имели регламентирующий характер.

В дореформенный период кризис системы государственных профсоюзов сопровождался созданием новых независимых профсоюзов и широким размахом забастовочного движения.

Одновременно с этими процессами происходит свертывание сферы профсоюзной компетенции, в которой они могли хоть как-то оказывать свое воздействие на развитие общества.

Так, в 1990-е гг. постсоветское государство приняло ряд следующих мер:

1. Профсоюзы были лишены права законодательной инициативы на всех уровнях, в том числе и региональном.

2. Передача социального страхования в ведение государства являлось одним из наиболее ощутимых ударов по деятельности профсоюзов. (Таким образом, произошел возврат к ситуации, существовавшей в СССР до 1934 г.).

3. Прямо или косвенно государство создало условия, при которых территориальные профсоюзные органы были вынуждены отказаться от содержания большей части санаторно-курортных и культурно-оздоровительных учреждений.

4. Технико-правовая инспекция, ранее находившаяся в руках профсоюзов, была передана государству.

В середине 90-х гг. осуществляется ряд экономических реформ, которые приводят к отмене большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятостипри прежнем экономическом режиме. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным сектором возник и начал бурно развиваться новый частный. Труд утратил обязательный характер, исключительное право распоряжаться своими способностями к труду было признано за самими работниками. Широкое распространение получили самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого экономического явления как безработица.

Несомненно, это повлекло за собой изменение не только структуры рынка труда, но и его функционирования.


В этой экономической ситуации основная деятельность профсоюзов, как «представителей интересов рабочих» стала защита работников как в сфере оплаты труда (установление минимального размера, регулярность ее выплаты), так и в сфере занятости (недопущение массовых сокращений, незаконных увольнений). К этой деятельности в то время профсоюзы не были готовы в силу различных обстоятельств. Это определялось не только не умением ведения такой работы, но и незнанием ситуации, отсутствием нового (рыночного) механизма регулирования трудовых отношений, недостаточным определением правового поля деятельности. К этому профсоюзы оказались настолько не готовы, что их деятельность практически была парализована.

Началом формирования нового механизма регулирования трудовых отношений стало решение Правительства о создании трехсторонней комиссии и введение в России принципов социального партнерства.

С середины 90-х годов в рамках Социального партнерства начали законодательно определяться права и обязанности государства, работодателей, работников (чьи интересы выражают профсоюзы) применительно к новым условиям. Признание контрактной природы отношений на рынке труда потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы над контролем их исполнения.

Принимается ряд законов, закрепляющих основные принципы и направления развития системы социального партнерства (“О социальном партнерстве”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” и др.).

В 1996 году в Российской Федерации был введен в действие Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Главной правовой особенностью профсоюзов, отличающей их от других общественных объединений, является их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Они имеют права на содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль над их выполнением, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Для них установлены особые права на взаимодействие с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, на участие в коллегиальных органах управления организаций. Профсоюзы вправе осуществлять контроль над соблюдением законодательства о труде. Им предоставлены права на социальную защиту работников, на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.


Профсоюзы принимают участие в системе регулирования социально-трудовых отношений, основными элементами которой являются генеральное соглашение на федеральном уровне, двух - и трехсторонние отраслевые тарифные соглашения, региональные соглашения, коллективные договора на предприятиях.

Исходя из чисто формальных критериев, можно было бы предположить, что развитие российского рынка труда находится под сильным влиянием профсоюзов. Т.к. в настоящее время примерно две трети работников являются членами профсоюзов, которые существуют на подавляющем большинстве крупных и средних предприятиях. Коллективными договорами, как свидетельствуют результаты опросов, охвачено не менее чем две трети всех работающих. Действует механизм трехсторонних соглашений, которые заключаются на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.

В данной работе предполагается рассмотреть, каково в действительности присутствие профсоюзов на российском рынке труда и какова их роль в регулировании занятости.

Роль профсоюзов в решении вопросов занятости на региональном уровне

Проводимые экономические и социальные преобразования в обществе в середине 90-х гг. привели к заметному уменьшению роли профсоюзных органов в жизни регионов. Профсоюзы оказались лишены права участия в решении вопросов регулирования трудовых отношений.

Этот процесс шел по нескольким направлениям:

1. Сокращение численности профсоюзов, что вело, во-первых, к уменьшению политического влияния; во-вторых, к сокращению финансовых ресурсов.

2. Децентрализация профсоюзной деятельности, проявившаяся, во-первых, в расширении автономии, прав первичных организаций и пропорциональном свертывании прав территориальных органов; во-вторых, в перераспределении собираемых взносов в пользу первичных организаций.

3. Свертывание профсоюзного аппарата.

4. Государственное ограничение сферы профсоюзной компетенции.

Первоочередными вопросами в области социальной защиты работников на предприятии являются обеспечение гарантированной оплаты труда и занятости.

Не смотря на то, что для работодателя вопросы социально-экономического положения, социальных гарантий являются вторичными по отношению к экономическим проблемам предприятия, а для работников и представляющих их интересы профсоюзов именно они имеют первостепенное значение, в процессе переговоров стороны приходят к согласию.

Таблица 2.1

Мнения администрации, профсоюзов и работников


Проблемы предприятия

работники

профсоюз

администрация

Выжить в условиях кризиса

27.6

43.9

22.4

Не допустить банкротство

9.7

4.9

13.3

Расширение сферы деятельности

3.9

6.7

14.5

Сохранение трудового коллектива

26.6

14.6

10.3

Увеличение заработной платы

7.1

21.3

4.2

Как видно из таблицы 2.1, администрация, профсоюз и работники основной проблемой предприятия считают выживание в условиях кризиса. На втором месте работники отмечают сохранение трудового коллектива. Для профсоюзов эта проблема на третьем месте, а для администраций предприятий - на четвертом. Таким образом, вопросы сохранения персонала, а следовательно, и обеспечения занятости работников осознается всеми как проблема дальнейшего существования предприятия.

Основная деятельность профсоюзной организации предприятия заключается в подготовке и осуществлении контроля за выполнением коллективного договора. Таким образом, внутренняя политика занятости и оплаты труда являются результатом переговорного процесса сторон - наемных работников, от лица которых выступает профсоюз, и администрации предприятия (работодателя).

В настоящее время профсоюзы относятся к колдоговору как необходимому документу, регулирующему трудовые отношения. В большинстве случаев на предприятиях сохраняется традиционная зависимость профсоюзов от администрации и заключение колдоговора зачастую зависит от «доброй воли» работодателя.

В области обеспечения занятости работников деятельность профсоюзов заключается в сохранении численности предприятия. Для этого в колдоговор профсоюзы стараются включить различные положения о сохранении существующей занятости. В большинстве случаев профсоюзы и администрация приходят к компромиссному решению и в колдоговоре оговариваются либо размеры сокращений «не более 10 % от численности работающих в течение года», либо процедуры дополнительного согласования условий массового высвобождения работников» с региональным отраслевым профсоюзным органом или ЦК».

Обычно в колдоговор закладываются мероприятия, направленные на предотвращение массовых сокращений:

  • уменьшение продолжительности рабочего времени без сокращения численности работников с оплатой труда, пропорциональной отработанному времени и простою в соответствии с законодательством;
  • временное прекращение приема новых работников;
  • предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы;
  • использование труда двух работников с их согласия на одной работе (должности) с соответствующей оплатой;
  • перевод в другие подразделения, иногда с доплатой переведенным, в связи с сокращением работникам до средней заработной платы по прежнему месту работы в течение ограниченного времени.

Так, 41,3% работников отметили, что им приходилось уходить в административный отпуск; перевод внутри предприятия с целью уменьшения числа сокращаемых затронул 55,9%; 38,8% работников отметили изменение графика работы в сторону его сокращения.

В настоящее время численность работающих на предприятиях и организациях значительно превышает тот уровень, который необходим для нормального функционирования производства.

По данным ряда независимых обследований содержание избыточной рабочей силы характерно, по крайней мере, для 60-70% промышленных предприятий, а средняя величина избытка в оценивается в 25% - 45%.

Предприятия, на которых действуют профсоюзы, более склонны к содержанию “лишних” людей. Это может служить подтверждением теоретического положения, что профсоюзы способствуют сохранению рабочих мест, в том числе и неэффективных.

Таблица 2.2

Распределение ответов администрации предприятий о наличие избыточной рабочей силы, %

Профсоюз

есть

нет

Профсоюзное обследование 95 год

40,3

26,9

Профсоюзное обследование 98 год

54,3

*

ОГРТ-5

38,8

25,0

ОГРТ-6

49,9

31,1

ОГРТ-7

44,4

23,8

Как видно, руководители предприятий, на которых отсутствует профсоюз, в полтора раза реже отмечали наличие избытка труда.

Не смотря на то, что 40% предприятий могли бы производить тот же объем продукции с меньшим количеством работников, на большей части из них (58%) не планируется сокращение.

Причины такого поведения администрации предприятия могут быть самыми различными, здесь важен сам факт наличия и сохранения избытка работающих.

Таблица 2.3

Распределение ответов руководителей предприятий на вопрос о причинах недопущения проведения сокращения

Причины

Процент (%)

Хотим сохранить коллектив

48,8

Планируем расширение (перепрофилирование) производства

30,2

Используем сокращенный режим работы (административные отпуска)

11,0

Нет денег на выплату выходного пособия

2,3

Работники испытывали бы трудности при поиске работы

2,3

Другие названные причины (в сумме)

5,4

Возражает профсоюз

0