Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период на современном рынке труда..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 1360
Скачиваний: 2
Традиционно, на предприятиях профсоюзы и администрация заключали колдоговор, содержание которого практически совпадало с планом развития предприятия. Заключение колдоговоров выступало как некая формальность. В договоре особое внимание уделялось вопросам, связанным с распределением путевок, материальных благ, жилплощади и пр. Лишь эта часть договора имела реальное значение. Вопросы уровня заработной платы, занятости не обсуждались и имели регламентирующий характер.
В дореформенный период кризис системы государственных профсоюзов сопровождался созданием новых независимых профсоюзов и широким размахом забастовочного движения.
Одновременно с этими процессами происходит свертывание сферы профсоюзной компетенции, в которой они могли хоть как-то оказывать свое воздействие на развитие общества.
Так, в 1990-е гг. постсоветское государство приняло ряд следующих мер:
1. Профсоюзы были лишены права законодательной инициативы на всех уровнях, в том числе и региональном.
2. Передача социального страхования в ведение государства являлось одним из наиболее ощутимых ударов по деятельности профсоюзов. (Таким образом, произошел возврат к ситуации, существовавшей в СССР до 1934 г.).
3. Прямо или косвенно государство создало условия, при которых территориальные профсоюзные органы были вынуждены отказаться от содержания большей части санаторно-курортных и культурно-оздоровительных учреждений.
4. Технико-правовая инспекция, ранее находившаяся в руках профсоюзов, была передана государству.
В середине 90-х гг. осуществляется ряд экономических реформ, которые приводят к отмене большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятостипри прежнем экономическом режиме. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным сектором возник и начал бурно развиваться новый частный. Труд утратил обязательный характер, исключительное право распоряжаться своими способностями к труду было признано за самими работниками. Широкое распространение получили самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого экономического явления как безработица.
Несомненно, это повлекло за собой изменение не только структуры рынка труда, но и его функционирования.
В этой экономической ситуации основная деятельность профсоюзов, как «представителей интересов рабочих» стала защита работников как в сфере оплаты труда (установление минимального размера, регулярность ее выплаты), так и в сфере занятости (недопущение массовых сокращений, незаконных увольнений). К этой деятельности в то время профсоюзы не были готовы в силу различных обстоятельств. Это определялось не только не умением ведения такой работы, но и незнанием ситуации, отсутствием нового (рыночного) механизма регулирования трудовых отношений, недостаточным определением правового поля деятельности. К этому профсоюзы оказались настолько не готовы, что их деятельность практически была парализована.
Началом формирования нового механизма регулирования трудовых отношений стало решение Правительства о создании трехсторонней комиссии и введение в России принципов социального партнерства.
С середины 90-х годов в рамках Социального партнерства начали законодательно определяться права и обязанности государства, работодателей, работников (чьи интересы выражают профсоюзы) применительно к новым условиям. Признание контрактной природы отношений на рынке труда потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы над контролем их исполнения.
Принимается ряд законов, закрепляющих основные принципы и направления развития системы социального партнерства (“О социальном партнерстве”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” и др.).
В 1996 году в Российской Федерации был введен в действие Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Главной правовой особенностью профсоюзов, отличающей их от других общественных объединений, является их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Они имеют права на содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль над их выполнением, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Для них установлены особые права на взаимодействие с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, на участие в коллегиальных органах управления организаций. Профсоюзы вправе осуществлять контроль над соблюдением законодательства о труде. Им предоставлены права на социальную защиту работников, на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
Профсоюзы принимают участие в системе регулирования социально-трудовых отношений, основными элементами которой являются генеральное соглашение на федеральном уровне, двух - и трехсторонние отраслевые тарифные соглашения, региональные соглашения, коллективные договора на предприятиях.
Исходя из чисто формальных критериев, можно было бы предположить, что развитие российского рынка труда находится под сильным влиянием профсоюзов. Т.к. в настоящее время примерно две трети работников являются членами профсоюзов, которые существуют на подавляющем большинстве крупных и средних предприятиях. Коллективными договорами, как свидетельствуют результаты опросов, охвачено не менее чем две трети всех работающих. Действует механизм трехсторонних соглашений, которые заключаются на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.
В данной работе предполагается рассмотреть, каково в действительности присутствие профсоюзов на российском рынке труда и какова их роль в регулировании занятости.
Роль профсоюзов в решении вопросов занятости на региональном уровне
Проводимые экономические и социальные преобразования в обществе в середине 90-х гг. привели к заметному уменьшению роли профсоюзных органов в жизни регионов. Профсоюзы оказались лишены права участия в решении вопросов регулирования трудовых отношений.
Этот процесс шел по нескольким направлениям:
1. Сокращение численности профсоюзов, что вело, во-первых, к уменьшению политического влияния; во-вторых, к сокращению финансовых ресурсов.
2. Децентрализация профсоюзной деятельности, проявившаяся, во-первых, в расширении автономии, прав первичных организаций и пропорциональном свертывании прав территориальных органов; во-вторых, в перераспределении собираемых взносов в пользу первичных организаций.
3. Свертывание профсоюзного аппарата.
4. Государственное ограничение сферы профсоюзной компетенции.
Первоочередными вопросами в области социальной защиты работников на предприятии являются обеспечение гарантированной оплаты труда и занятости.
Не смотря на то, что для работодателя вопросы социально-экономического положения, социальных гарантий являются вторичными по отношению к экономическим проблемам предприятия, а для работников и представляющих их интересы профсоюзов именно они имеют первостепенное значение, в процессе переговоров стороны приходят к согласию.
Таблица 2.1
Мнения администрации, профсоюзов и работников
Проблемы предприятия |
работники |
профсоюз |
администрация |
Выжить в условиях кризиса |
27.6 |
43.9 |
22.4 |
Не допустить банкротство |
9.7 |
4.9 |
13.3 |
Расширение сферы деятельности |
3.9 |
6.7 |
14.5 |
Сохранение трудового коллектива |
26.6 |
14.6 |
10.3 |
Увеличение заработной платы |
7.1 |
21.3 |
4.2 |
Как видно из таблицы 2.1, администрация, профсоюз и работники основной проблемой предприятия считают выживание в условиях кризиса. На втором месте работники отмечают сохранение трудового коллектива. Для профсоюзов эта проблема на третьем месте, а для администраций предприятий - на четвертом. Таким образом, вопросы сохранения персонала, а следовательно, и обеспечения занятости работников осознается всеми как проблема дальнейшего существования предприятия.
Основная деятельность профсоюзной организации предприятия заключается в подготовке и осуществлении контроля за выполнением коллективного договора. Таким образом, внутренняя политика занятости и оплаты труда являются результатом переговорного процесса сторон - наемных работников, от лица которых выступает профсоюз, и администрации предприятия (работодателя).
В настоящее время профсоюзы относятся к колдоговору как необходимому документу, регулирующему трудовые отношения. В большинстве случаев на предприятиях сохраняется традиционная зависимость профсоюзов от администрации и заключение колдоговора зачастую зависит от «доброй воли» работодателя.
В области обеспечения занятости работников деятельность профсоюзов заключается в сохранении численности предприятия. Для этого в колдоговор профсоюзы стараются включить различные положения о сохранении существующей занятости. В большинстве случаев профсоюзы и администрация приходят к компромиссному решению и в колдоговоре оговариваются либо размеры сокращений «не более 10 % от численности работающих в течение года», либо процедуры дополнительного согласования условий массового высвобождения работников» с региональным отраслевым профсоюзным органом или ЦК».
Обычно в колдоговор закладываются мероприятия, направленные на предотвращение массовых сокращений:
- уменьшение продолжительности рабочего времени без сокращения численности работников с оплатой труда, пропорциональной отработанному времени и простою в соответствии с законодательством;
- временное прекращение приема новых работников;
- предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы;
- использование труда двух работников с их согласия на одной работе (должности) с соответствующей оплатой;
- перевод в другие подразделения, иногда с доплатой переведенным, в связи с сокращением работникам до средней заработной платы по прежнему месту работы в течение ограниченного времени.
Так, 41,3% работников отметили, что им приходилось уходить в административный отпуск; перевод внутри предприятия с целью уменьшения числа сокращаемых затронул 55,9%; 38,8% работников отметили изменение графика работы в сторону его сокращения.
В настоящее время численность работающих на предприятиях и организациях значительно превышает тот уровень, который необходим для нормального функционирования производства.
По данным ряда независимых обследований содержание избыточной рабочей силы характерно, по крайней мере, для 60-70% промышленных предприятий, а средняя величина избытка в оценивается в 25% - 45%.
Предприятия, на которых действуют профсоюзы, более склонны к содержанию “лишних” людей. Это может служить подтверждением теоретического положения, что профсоюзы способствуют сохранению рабочих мест, в том числе и неэффективных.
Таблица 2.2
Распределение ответов администрации предприятий о наличие избыточной рабочей силы, %
Профсоюз |
||
есть |
нет |
|
Профсоюзное обследование 95 год |
40,3 |
26,9 |
Профсоюзное обследование 98 год |
54,3 |
* |
ОГРТ-5 |
38,8 |
25,0 |
ОГРТ-6 |
49,9 |
31,1 |
ОГРТ-7 |
44,4 |
23,8 |
Как видно, руководители предприятий, на которых отсутствует профсоюз, в полтора раза реже отмечали наличие избытка труда.
Не смотря на то, что 40% предприятий могли бы производить тот же объем продукции с меньшим количеством работников, на большей части из них (58%) не планируется сокращение.
Причины такого поведения администрации предприятия могут быть самыми различными, здесь важен сам факт наличия и сохранения избытка работающих.
Таблица 2.3
Распределение ответов руководителей предприятий на вопрос о причинах недопущения проведения сокращения
Причины |
Процент (%) |
Хотим сохранить коллектив |
48,8 |
Планируем расширение (перепрофилирование) производства |
30,2 |
Используем сокращенный режим работы (административные отпуска) |
11,0 |
Нет денег на выплату выходного пособия |
2,3 |
Работники испытывали бы трудности при поиске работы |
2,3 |
Другие названные причины (в сумме) |
5,4 |
Возражает профсоюз |
0 |