Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период на современном рынке труда..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 1365
Скачиваний: 2
Другой частью данного комплекса мероприятий является прекращение приема новых сотрудников и сокращение сотрудников пенсионного возраста [2].
Кризисные ситуации на предприятии, вызванные нестабильностью общего рыночного положения, являются отличной возможностью для профсоюзных организаций повысить уровень своего престижа в среде трудящегося населения. В этот период они особенно решительно должны отстаивать права рабочих, а если это необходимо – идти на прямой конфликт с работодателем, напоминая, что социальная ответственность бизнеса должна осуществляться не только в благоприятные периоды для поддержания имиджа, но не должна отменяться и в кризисных ситуациях.
Ведение мирных переговоров с руководством предприятия, но твердое отстаивание при этом интересов сотрудников, способно повысить доверие к профсоюзу. Подобная ситуация случилась в период кризиса 2008 года, когда профсоюзной организации всеволжского завода «Форд» в результате проведения переговоров по заключению коллективного договора с руководителем предприятия удалось добиться для трудящихся следующих решений:
- работодатель обязался выплатить работникам предприятия инфляцию за прошедший год;
- работники согласились не принимать меры для повышения оплаты труда сверх инфляции, если работодатель предоставит им гарантии занятости [3].
Но, если руководители бизнеса не стремятся к установлению сотрудничества, не идут на контакт с руководителями профсоюзных организаций, то возможен вариант прямого конфликта.
Подобным образом складывалась ситуация со строителями космодрома «Восточный». Работникам не выплачивали заработную плату 2 и более месяца. Так как у субподрядных организаций не была создана первичная профсоюзная организация, с несправедливостью оплаты труда они боролись самостоятельно путем приостановления работы и началом организованной голодовки. Апогеем их коллективных действий в борьбе за справедливость было нанесение надписи на крыше бытовок: «Уважаемый Путин В.В. спаси рабочих.4 месяца без зарплаты. Хотим работать».
Разворачивались данные действия с 24 марта 2015 года. 13 мая строителями космодрома «Восточный» было принято решение о создании профсоюзного органа, право вступления в который получили сотрудники всех субподрядных организаций. С этого периода с проблемами нарушения трудового законодательства на космодроме работает профсоюз. Так, в октябре 2015 года Генеральная прокуратура Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе сообщила, что за несколько месяцев, в течение которых профсоюз осуществлял свою деятельность, в пользу строителей космодрома было взыскано около 700 миллионов рублей невыплаченной заработной платы [4].
Профсоюзные организации представляют интересы трудящегося населения не только перед руководством организации, но и перед правительственными органами. Однако и в данном случае вопрос о доверии населения к профсоюзам не имеет однозначно положительного ответа. В большинстве случаев сложилось мнение, что профсоюзы служат оппозицией правительству но их взгляды не влияют на решения государственных органов; другая точка зрения заключается в том, что профсоюзы поддерживают правительство (Рисунок 2.2).
Рис. 2.2 – Структура мнений по вопросу поддержки профсоюзами правительства
Судя по представленным данным, во всех рассмотренных случаях уровень доверия населения профсоюзным органам является отрицательным. Это свидетельствует о том, что даже в ситуациях, когда профессиональные союзы заявляют о несогласии с мнением правительства, большей частью населения нашей страны они все равно воспринимаются как органы, имитирующие оппозиционную силу.
Исходя из этого, с целью изменения сложившейся ситуации, профсоюзным организациям целесообразно привлечь внимание общественности к своей деятельности. С этой позиции самым масштабным мероприятием прошедшего года, организованным Федерацией Независимых Профсоюзов России стала кампания Всемирный день действий «За достойный труд!» Она прошла 7 октября 2015 года и, по имеющимся данным, в ней приняло участие около 1 миллиона 723 тысяч человек. В руках у митингующих были плакаты с лозунгами: «Росту цен – опережающий рост зарплаты!», «Урезание льгот подрывает стабильность!», «Правительство! Хватит экономить! Развивай экономику!» и др.
Однако каковы результаты данной кампании Федерация Независимых Профсоюзов России пока не сообщает. Однако сам факт ее проведения и количество человек, принявших в ней участие, свидетельствуют о неравнодушии профсоюзных органов к интересам трудящегося населения и веры населения в значимость профсоюзов в отстаивании их прав.
Таким образом, профсоюзные органы – это такие связующие элементы, которые позволяют руководству предприятий и их сотрудникам найти точки соприкосновения интересов. Их роль значительна и в экономически стабильное время. В период обострения экономической ситуации они в еще большей мере призваны напоминать собственникам предприятий о необходимости сохранения бизнесом «человеческого лица» и следовании принципам корпоративной социальной ответственности. Также период рыночной нестабильности является фактором, который способен поднять престиж и доверие к профсоюзным организациям.
3. Перспективы деятельности профсоюзов в РФ
Значительную часть в правозащитной деятельности профсоюзов занимает защита социально-трудовых прав работников в досудебных и судебных органах. В настоящее время индивидуальные трудовые споры об интересах, то есть споры, возникающие без правонарушений по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда, на основании ст. ст. 381, 382 ТК РФ рассматриваются и разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами. Согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 219 КЗоТ РФ) эта категория трудовых споров разрешалась путем непосредственных переговоров между работодателем и соответствующим профсоюзным органом как представителем работника, то есть путем применения согласительных процедур. Результатом разрешения этих споров являлось достижение баланса интересов работника и работодателя [7].
Сегодня первостепенной задачей является совершенствование и активизация правозащитной работы профсоюзных организаций в форме осуществления профсоюзного контроля, реализуемого именно территориальными правовыми инспекциями труда профсоюзов [8]. Это позволит усилить позиции профсоюзов и направить их на защиту социально-трудовых прав работников.
Не может быть реализован пункт 1 статьи 30 закона о профсоюзах, в части привлечения к административной и (или) уголовной ответственности должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей, должностных лиц их объединений (союзов, ассоциаций) за нарушение законодательства о профсоюзах, поскольку до настоящего времени не предусмотрены ни административная, ни уголовная ответственность за нарушение прав профессиональных союзов, что, в первую очередь, является причиной безнаказанности работодателей, грубо нарушающих права профессиональных союзов, а также представляется, что этот пробел в законодательстве нарушает целостность правовой системы.
Право на судебную защиту является одной из самых важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан [9]. Профсоюз обладает правом на судебную защиту, хотя и имеются свои особенности. Право профсоюза на защиту граждан, а также на защиту прав, законных интересов и свобод неопределенного круга лиц, определены пунктом 1 статьи 46 ГПК РФ, статьей 23 закона о профсоюзах и подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2002 года № 265-0. Таким образом, профсоюз может реализовать право на судебную защиту как путем обращения в защиту прав конкретных работников по их просьбе, так и путем обращения по собственной инициативе в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
Несмотря на имеющиеся объективные трудности в системе защиты профсоюзными организациями трудовых прав граждан, эффективная правовая защита работников существенно влияет на мотивацию профсоюзного членства, а также является, своего рода, оценкой эффективности и результативности деятельности профсоюзов в целом [1] . Досадно, что ныне действующее законодательство лишило профсоюзы действенных прав по защите социально-трудовых прав и интересов работников. Если ранее работодатель без предварительного согласия на увольнение работника-члена профсоюза и без утверждения профсоюзом соответствующего локального нормативного акта не вправе был уволить работника, то действующее законодательство дает право выразить выборному органу первичной профсоюзной организации мотивированное мнение, ни к чему не обязывающее работодателя.
В целях усиления правозащитной роли профсоюза, а также устранения имеющихся недостатков и несоответствий в действующем трудовом законодательстве, думается, назрела необходимость внесения следующих изменений:
1. Наделить общероссийские профессиональные союзы и их объединения правом законодательной инициативы, в части урегулирования трудовых и непосредственно с ними связанных с ними правоотношений, путем внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
2. Для приведения в соответствие статьи 15 Конституции
Российской Федерации и статьи 10 Трудового Кодекса Российской Федерации, и повышения эффективности профсоюзов по защите прав граждан, внести в пункт 1 статьи 6 Закона о профсоюзах в следующее изменение: после слов «Конституцией Российской Федерации,...» добавить слова «общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, являющимися в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации».
3. Внести в статью 12 Закона о профсоюзах следующие изменения: часть 4 статьи 12 изложить в следующей редакции: «4. Расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия выборного органа первичной профсоюзной организации»;
4. Внести изменения в пункт 3 статьи 16 Закона о профсоюзах, изложив его в следующей редакции: «3. Представители профсоюзов по соглашению с работодателем вправе участвовать в работе коллегиальных органов управления организацией с целью обсуждения вопросов и принятия решений, затрагивающих интересы работников».
5. Заменить в п. 2 ст. 82, п. 1 ст. 190, п. 2, 3 ст. 372 п. 2 ст. 373, п. 5, 6, 7, 12 ст. 374 Трудового Кодекса слова «мотивированное мнение» на «согласие».
6. Внести изменения в пункт 1 статьи 190 ТК РФ, изложив его в следующей редакции: «Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с согласия профсоюза или иного представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов».
7. В целях реализации пункта 1 статьи 30 закона о профсоюзах внести соответствующие изменения, предусмотрев административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, в КоАП и Уголовный Кодекс Российской Федерации тоже соответственно.
8. Включить профсоюзные организации в систему органов местного самоуправления, так как они будут являться представительной властью, что, несомненно, будет увеличивать эффективность ее существования. [5, с. 82].
9. Упразднить первичные профсоюзные организации и усилить территориальные, либо оставить первичные, но только с организаторскими функциями. [5, с. 82].
10. Внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»:
10.1. Расширив возможности граждан по реализации своего конституционного права на объединение;
10.2. Уточнив понятие «профсоюз», которое в настоящее время исключает безработных, но включает неработающих пенсионеров, состоящих на учете в профсоюзной организации, а также студентов профессиональных колледжей и Вузов.
А так же, оценивая роль и место профсоюзов в жизни современного российского общества, думается помимо вышеизложенных рекомендаций и предложений, следует расширить полномочия профсоюзных организаций при решении трудовых споров между работником и работодателем, в том числе до судебного разбирательства и обеспечить фактическую независимость профсоюзов [5, с.83].
Защищая интересы граждан, профессиональные союзы создают условия для укрепления законности в сфере трудовых отношений. Поэтому хочется надеяться, что законодательство о профсоюзах будет все - таки пересмотрено, уточнено и дополнено.
Заключение
Таким образом, профсоюзы – это коллективные организации, чья первостепенная задача – улучшать финансовые и нефинансовые условия занятости своих членов. Они могут объединять как работников одной отрасли, независимо от их профессии (например, всех, кто работает в автомобилестроении – от главного конструктора до секретарши), так и работников одной профессии, независимо от места работы (например, адвокатов).